Теоретические основы педагогики досуга
ПЕДАГОГИКА ДОСУГА
Учебное пособие
Орел - 2010
Рецензенты: доктор педагогических наук,
профессор В.А.Николаев
кандидат педагогических наук,
профессор Н.Л.Чупахина
Крестьянов Валериан Павлович
Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры: Орел: ОГУ. - 2010. – 156 стр.
Учебное пособие является результатом научной разработки проблем одного из новых направлений современной социальной педагогики досуга. В нем рассматриваются теоретические и технологические вопросы целенаправ-ленного регулирования процессов социализации и социальной адаптации личности через педагогическое воздействие на сферы ее досуговой деятель-ности, общения и межличностных отношений. Учебное пособие предназна-чено для студентов гуманитарных вузов, изучающих проблемы социальной педагогики, прикладной культурологи, социально-культурной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………. 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА
1.1 Объект, предмет, функции и принципы педагогики досуга ……... 7
1.2. Генезис педагогики досуга ……………………………………….. 20
1.3 Аксиология досуга ………………………………………………... 27
1.4 Понятийный аппарат (тезаурус) …………………………………… 36
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА
2.1 Цели и прикладные задачи педагогики досуга ………………….. 50
2.2 Средства педагогики досуга ……………………………………… 56
2.3 Характеристика содержания и форм педагогики досуга ………. 60
2.4 Классификация методов педагогики досуга ……………………. 67
2.5 Инновации в сфере досуга ………………………………………… 71
2.6 Инфраструктура досуга …………………………………………… 77
Глава III. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА
3.1. Социальные технологии в сфере культуры и досуга …………….. 85
3.2 Технология организации досуга детей и подростков …………… 102
3.3 Технология профилактики девиантного поведения. ……………. 110
3.4 Технология молодежного досуга ………………………………… 118
3.5 Технология семейного досуга ……………………………………. 136
3.6 Технология организации досуга лиц пожилого возраста ………… 146
3.7 Технология формирования культуры межличностного
общения ……………………………………………………….............. 154
Заключение ……………………………………………………………. 169
Предисловие
В основу концепции настоящего учебного пособия положена идея, что педагогика досуга представляет собой составную часть общей социально-педагогической теории и практики. Как известно, социальная педагогика в целом распространяет свое влияние на все основные сферы жизнедеятель-ности человека, включая общественно-политическую, производственную, бытовую, досуговую сферы. В данном учебном пособии на теоретическом, научно-методическом и технологическом уровнях разрабатываются проблемы социально-педагогических основ организации досуга и соци-ального формирования личности в ареале свободного времени.
Если раньше гуманитарные коммуникативные социальные технологии были направлены на трансформацию материальной среды, то по мере информатизации они все больше перестраиваются на изменение общественного сознания, в том числе досуга людей. Происходящие в сфере досуга процессы самым активным образом воздействует на характер и направленность в подготовке специалистов социальной работы, способствуют реорганизации образовательных структур, подталкивают к созданию новых. Развитие гуманитарных технологий находит свое отраже-ние не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах работы социального педагога, социального работника, специалиста соци-ально-культурной сферы – организации досуговой деятельности в различ-ных социальных средах. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание учебного курса «Педагогика досуга».
Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько харак-тером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения. Досуговая деятельность в общей стратегии воспитания выделя-ется как важнейший компонент духовно-творческого развития личности, досуг в современном обществе становится одной из ключевых позиций куль-турной политики. В отличие от других направлений гуманитарных наук, педагогика досуга представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные поня-тия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспита-ние, социальная среда, социум и др.
Содержание учебного пособия составлено в соответствии с принципом деятельностного формирования человека. Автор исходит из того, что раз-витие личности осуществляется прежде всего в процессе удовлетворения им своих потребностей и реализации индивидуальных способностей. Совре-менная социальная педагогика отдает должное системе вербальных воз-действий на личность, однако основное внимание уделяет проблемам разви-тия и саморазвития человека в процессе деятельности и общения, что в полной мере относится к системе социально-педагогической работы в сфере досуга.
Учебное пособие рассчитано на развивающий тип обучения. Автор целенаправленно структурировал его таким образом, чтобы в системе вузовских средств подготовки социальных педагогов оно выполняло функ--цию системообразующего и конституирующего фактора. При этом стави-лась дидактическая задача научить студентов, исходя их провозглашенной парадигмы социально-педагогической деятельности, самостоятельно обна-руживать в ней разные виды связей, определять, как и в какой мере соци-ально-педагогические явления и процессы в сфере досуга подчиняются общим закономерностям, принципам и правилам.
Пособие выполнено с учетом основных требований к содержанию и уровню подготовки специалистов соответствующего профиля, предусмот-ренных в Государственном образовательном стандарте высшего профес-сионального образования. Дидактический материал книги соответствует реальной номенклатуре предметов, предусмотренных в действующем учебном плане. В этой связи возникла необходимость установить опреде-ленные соотношения курса «Педагогика досуга» с содержанием таких психолого-педагогических дисциплин как «Общая педагогика», «Педагогика и психология развития личности», «Общая психология», «Социальная пси-хология», «Патопсихологии», «Социальная работа», «Социология семьи», «Социология досуга».
Цель изучения курса – подготовить студентов к профессиональной дея-тельности в социально-педагогической и социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной досуговой деятельности, помочь осознать ее роль как важного культурно-воспитательного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем культурного досуга, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями.
Не менее важное значение имеет индивидуальная и коллективная дея-тельность студентов. Речь идет о целостной системе выполнения работ поисково-изыскательского характера – практических работ, рефератов, бази-рующихся на тщательном изучении практики, хорошей организации сбора эмпирического материала, квалифицированном его анализе, умелом формулировании итоговых выводов и рекомендаций. Непременным ком-понентом педагогического знания является умение студента формировать культурно-досуговые программы для различных социальных групп, выяв-лять познавательно-развивающие возможности досуга, его роль и место в социализации индивида, в его приобщении к определенному культурному социуму.
Предлагаемое учебное пособие, являясь плодом многолетнего педаго-гического и практического опыта автора, раскрывает общие закономер-ности и специфику педагогики досуга, аксиологию досуговой деятельности, особенности методики и инновационных технологий, применяемых в сфере досуга. Надеемся, что изложенный в учебном пособии материал будет способствовать более углубленному пониманию значимости педагогической организации досуговой деятельности в практике социальных педагогов, социальных работников, менеджеров социально-культурной сферы.
Будем признательны за высказанные замечания, предложения и поже-лания, относящиеся к кругу проблем, рассматриваемых в учебном пособии.
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА