Воспитание гражданственности в американской школе.
В условиях современного американского общества возрастает значение воспитания гражданственности, способствующего развитию нравственных начал личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями. Основной формой существования гражданственности является сознание личности, выражающейся во взглядах, убеждениях, идеалах, которые не могут быть всегда и обязательно неизменными, так как зависят от воздействия объективных и субъективных факторов. В связи с этим гражданское воспитание имеет конкретно исторический характер, несет в себе отличительные черты, приметы эпохи, уровня развития общества, государства, педагогические теории и практики.
Слово «гражданин», согласно словарю В.Даля, означает «городской житель, член общины или народа под одним общим управлением, каждый человек или лицо из составляющих народ. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, цехового или мещанина». (1) Слово «гражданский» в таком случае означает: «относящийся к гражданам, государственному или народному управлению, к подданству». (2)
Исторические суждения о сущности понятия «гражданин» как воплощения гражданственности весьма разноречивы: это и романтическое представление о человеке «ужасно революционном», и уголовно-процессуальное как форма обращения подозреваемого к работнику правоохранительных органов, и официально-административное, сугубо правовое. Понятия «гражданственность» и «гражданин» - конкретно- исторические, а потому динамичные.
Недостаточная изученность процесса формирования гражданственности, ее сущности проявляется в том, что зачастую он сводится либо к воспитанию вообще, либо к воспитанию нравственности.
Изучение мирового опыта гражданского воспитания приводит к иным выводам. Будучи существом и общественным и нравственным (В.В.Соловьев), человек сочетает в себе две противоположные тенденции: к обособлению и быть членом социума. (3) «Гражданственность» и «нравственность» не равнозначные и потому не сводимые друг к другу понятия. По своему объему «гражданственность» шире понятия «нравственность». Ядром понятия «гражданственность» являются такие компоненты его содержания, как правовая и нравственная культура, выражающаяся в соответствующих поступках, поведении, деятельности.
Единство правового и нравственного выражается в таких нормах поведения в гражданском обществе, как терпимость, справедливость, уважение окружающих, гуманность, которые находят свое закрепление не только в морально-этических правилах, но и в правовых актах.
Таким образом, гражданское воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью формируемой личности по овладению социально-политическим, правовым, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений. Целью гражданского воспитания является формирования готовности молодого человека к овладению культурой гражданского достоинства и культурой социальной полезности – к деятельности направленной на достижение частных и социально-значимых целей, интересов, в условиях демократического общества, мировой социальной и культурной интеграции.
Опыт воспитания гражданственности в США имеет прогрессивное значение и позволяет выделить главную ключевую идею – активное участие каждого гражданина в управлении страной.
Для формирования гражданских навыков создаются специальные программы, направленные на активизацию гражданского поведения. Большая роль отводится общественности, примеру учителей, воспитанию в семье. Анализ программ по гражданскому воспитанию в школе США современного образца позволяет обнаружить такие их черты: вариативность, наличие мощных объединяющихся сил, центров, организаций, работающих в сфере их непрерывного духовного и идейного совершенствования; активное использование системы Интернет, огромного потенциала новых информационных технологий; насыщенностью этих программ вниманием к истории страны, знанию конституции, правовыми и политическими знаниями, что в целом определяет политическую грамотность юных граждан США.
Пытаясь понять сущность американского воспитания гражданственности многие ученые (А.В.Беляев, З.А.Малькова, И.А.Новикова, Г.М.Риснюк, Bahmuellr Ch.F., Branson M.S., Simon R.L., Merlino F.J.) пытаются выявить тенденции его развития проявившиеся к концу XX века, к ним относят: наличие повышенного контроля за приоритетами и качеством гражданского воспитания со стороны государства; нетрадиционность подходов к определению стратегии и тактики рассматриваемого процесса; достижения результативности в деятельности школы в образовательных успехах и культуре учащихся само по себе рассматривается как ее гражданская миссия; расширения масштабов гражданского воспитания путем введения новых курсов, постоянного обогащения ранее существующих. (5)
Американская школа весьма преуспела в этой области, предлагая много интересного, вариативного. При этом следует отметить, что формирования качеств гражданственности у школьников следует связывать не только с изучением ряда профильно приспособленных учебных предметов (граждановедение, география, история), но и пониманием того, что это задача формирования состояния души, образа действий на благо отдельных граждан, родины и человечества в целом.
Американское общество и разработчики программ сделали попытку для объединения вышесказанного и не прекращают работу в данном направлении.
Существуют как локальные, так и основные центры в главных городах США. Особенностью американских программ является большое публичное внимание к ним во многих странах и их авторитетность. Также велико уважение к изучению основ гражданского воспитания со стороны граждан США. Интерес к американскому опыту в данном направлении вполне объясним, так как он являет миру довольно совершенный образец гражданского общества с высоко развитой демократией.
Развитым компонентом программ по гражданскому воспитанию в США является правовой, предполагающий обогащение учащихся знаниями в области правопорядка и правопослушного поведения.
Одним из примеров успешного практического решения задач воспитания «хорошего гражданина» служит социально-педагогический опыт США, в содержании которого особое значение имеет практика привлечения общественности к воспитанию и управлению педагогическим процессом. Демократическая общественность, активно противодействуя чрезмерному вмешательству административных органов жизнедеятельности школы, осуществляет постоянный контроль за деятельностью как верховных, так и местных властей, используя все имеющиеся возможности, чтобы оказать влияние на формирование национальной политики, социализации и гражданского воспитания подрастающего поколения и управление учебными заведениями. (4)
Большое внимание в американском опыте уделяется фигуре учителя как носителя гражданской культуры и ее распространителя среди учеников. Подготовка учителя ведется на высоком уровне с применением услуг компьютерных вебсайтов.
Таким образом, в системе гражданского воспитания США важнейшая роль принадлежит школе, представляющей собой своеобразную модель «большого» общества, в которой приобретается опыт социализации, то есть формируются знания, умения, навыки, отношения, ценности, необходимые для вхождения в мир, нахождения в нем своей ниши.
Воспитание гражданственности не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от ряда педагогических условий. Наличие совокупности педагогических условий создают предпосылки для воспитания гражданственности учащихся.
Список использованной литературы:
1. Даль Вл. Толковый словарь. В 4Т. – М.: Русский язык, 1978. – Т.1. – С.389.
2. Деер А. Преподавание в средней школе США: Проблема начинающих учителей. – М.: Прогресс, 1983. – 288с.
3.Соловьев В.В. Гражданское воспитание сегодня // Дошкольное воспитание – 1995, №8.
4.Фабрикантова Е.В. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания гражданственности старшеклассников: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Оренбург, 2002. – 190 с.
5. Фахрутдинова А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США (конец XX века): Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Казань, 2001. – 160 с.