Семинар 19. Особенности развития социального

Воспитания в России в начале ХХ века

Вопросы:

1. Предпосылки развития теории и практики социального воспитания в России конца ХIХ – начала ХХ века.

2. Научно-педагогическая деятельность П.П. Блонского в разработке социально-педагогических аспектов деятельности школы.

3. В.П. Вахтеров о сущности воспитания как «приспособления ребенка к среде и среды к потребностям ребенка».

4. Развитие педагогической идеи «свободного воспитания» в теории и практике К.Н. Вентцеля.

5. П.Ф. Каптерев о целях общественного воспитания.

6. Социально-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого.

7. Социально-педагогическая направленность детского движения скаутизма в России.

Литература

Обязательная

1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 124-126, 131-140.

2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 405-422.

3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 183-208.

дополнительная

1. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 19-20.

2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 230-252.

Раздел YI.Теория и практика социального воспитания в России в период

С 1917 по 1990 гг.

Семинар 20. Теория и практика социального воспитания

В России после Октябрьской революции

Вопросы:

1. Развитие теории общественного воспитания подрастающего поколения с позиций классового подхода.

2. Общественно-педагогическое движение за всеобщее образование.

3. Усиление социальной функции образования.

4. Трактовка воспитания как социального явления идейно-политической направленности.

5. Взгляды Н.К. Крупской и А.В. Луначарского на цели и содержание социального воспитания в условиях социалистического государства.

Литература

Обязательная

1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 162-173, 199-201.

2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 347 - 352.

Дополнительная

1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 209 – 217.

2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. Часть II. - С. 266 - 277.

Семинар 21. Развитие идеи социального воспитания

в России в 20-е – 30-е гг.

Вопросы:

1. Развитие в педагогической деятельности С.Т. Шацкого идеи о социальной среде как факторе воспитания детей.

2. Разработка методики формирования детского коллектива как средства социального воспитания нового человека в трудах А.С. Макаренко.

3. Включение подростков в творческую деятельность по созданию демократического сообщества как способ формирования социально активной личности в опыте В.Н. Сороки-Росинского.

4. Влияние педологии на социальную педагогику. Представления П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко о развитии и социальном воспитании детей.

Литература

Обязательная

1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. С. 173-187, 201-211.

2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С.440-456.

3. Василькова Ю.В. и др. Социальная педагогика. М., 2000. Лекции 12, 14.

4. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С.457-466.

5. Кащенко В.П. Недостатки характера у детей и подростков. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 467-475.

6. Макаренко А.С. Цель воспитания. Что значит воспитать ребенка. Методика организации воспитательного процесса. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 476-492.

8. Сорока-Росинский В.Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 422-439.

9. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 405-421.

дополнительная

1. Белых, В., Пантелеев А. Республика «Шкид» [Текст] / В. Белых, А. Пантелеев. - М., 1967. – 123 с.

2. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко. - М., 1998. – 212 с.

3. Шацкий, С.Т. Работа для будущего [Текст] / С.Т. Шацкий. - М., 1990. -234 с.

Наши рекомендации