Итак, за счет чего достигают успеха английские школы?
ЧТО ВЫБРАТЬ: ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ ИЛИ ЗАРУБЕЖОМ?
Сейчас многие родители, понимая несовершенство образовательной системы массовой российской школы, предпочитают отдавать своих детей на обучение в престижные ЧАСТНЫЕ школы за рубежом.
Бытует мнение, что самое престижное образование в Англии и Швейцарии. Хотя система образования в них различна. Английская образовательная система – одна из самых консервативных образовательных систем в мире. Швейцарское же образование вобрало в себя чуть ли не все образовательные системы мира и является одним из самых инновационных.
На чем же основано убеждение в престижности образования в этих странах?
Престижность английского образования обосновывается тем, что выпускники ведущих частных школ Англии без проблем поступают в во все самые престижные университеты мира. Швейцарского – в комфортности условий, которые заключаются, как в наличием самой лучшей материальной базы в мире, так и психологическим комфортом, обеспечивающимся применением технологий личностно-ориентированного обучения, разработак различных педагогических школ мира (Вальфсдорской педагогики, педагогики Марии Монтессори, а также школ построенных на внедрении идей известных педагогов-психологов, таких как Жан Пиаже и Иоган Пестолоцци)
Теперь давайте посмотрим на вышесказанное не поверхностно, и попробуем ответить на несколько вопросов:
1. За счет чего достигают успеха эти школы?
2. Каковы плюсы и минусы этого образования?
3. Можем ли мы найти аналоги в России?
4. Чего будет в России больше, плюсов или минусов?
5. И подходят ли эти образовательные системы моему конкретному ребенку?
6. И какая образовательная система может подойти моему ребенку?
Итак, за счет чего достигают успеха английские школы?
Только за счет работоспособности и интеллектуальных способностей учащихся. В этих школах существует жесткая «потогонная» система и отношение к ученику как к «сырью» определенного качества, из которого, при соблюдении определенного технологического процесса, получится «продукт» определенного качества. Т.е. качество знаний выпускника зависит от его возможностей и способностей, а самое основное – способности работать самостоятельно без костылей и подпорок родительского контроля и занятий с репетиторами.
А технология заключается в технологии тщательного отслеживания уровня знаний и, соответственно, рейтингового отсева. Так что, если ваше дитяте в России не хотело учится или не могло без помощи репетиторов и постоянного тянитолкайства, то там оно тем более не сможет учиться, и на втором году обучения вылетит из школы (ибо, в отличие от российской, там никого за уши не тянут: «Хочешь и можешь – учись, не хочешь и не можешь – катись…»). А на втором году, а не на первом потому, что первый год считается адаптационным, годом изучения языка.
Существует и более худший вариант. Ваш ребенок будет оставлен в школе, но он будет обучаться на более низком потоке (так как существует постоянная система селекции: те, кто занимают в рейтинге первые места, продолжают обучаться в сильном потоке, те же, кто вылетел за двадцатку или двадцатьпятку, переводятся в более низкий поток). А в этом случае, ваш ребенок не получит того объема знаний, который соответствует нашему представлению о среднем образовании (так как на более низком потоке – другие, более облегченные программы обучения и менее квалифицированные преподаватели). Если не случится более худшего, и ваш ребенок будет обучаться по программам, которые готовят к овладению рабочей специальностью, ибо на большее, учитывая качество «сырья», рассчитывать не приходится. И, к сожалению, тогда, когда Вы об этом узнаете, будет уже поздно махать руками.
Именно поэтому, решая дальнейшую судьбу своего ребенка, ни в коем случае нельзя ориентироваться на то, что это престижно или на то, что в этой школе получили прекрасное образования дети ваших знакомых (ибо ваш ребенок – не ребенок подруги или друга).
Рискнуть выкинуть год из школьной жизни ребенка можно лишь в том случае, если вы уверены в способностях и высокой работоспособности и стрессоустойчивости вашего ребенка, а так же высоком уровне самосознания.
Поэтому, если говорить о пользе английского образования, то она, безусловно, будет заключаться в том, что ваш ребенок будет достаточно хорошо владеть английским. Но, как вы понимаете, без постоянной языковой практики, через год-два этот эффект будет утерян.
Ну а что касается английской системы, то вы можете без дополнительных усилий и проблем получить почти то же самое в любой российской языковой государственной гимназии, если, конечно, вашего ребенка в нее примут. Та же потогонная система, только вот вариантов отсева меньше и программа для всех одинаковая. Конечно, язык будет на более низком уровне, зато денег сколько экономите! Да и не нарветесь на то, что вашего ребенка отсеют без вашего ведома.
И еще немало важно то, что ваш ребенок будет жить дома, а не в кампусе, где после того, как ему исполнилось 12 лет, за ним уже не будет тотального контроля и присмотра воспитателя. А ведь это именно тот возраст, когда дети начинают курить, в том числе и травку, выпивать, интересоваться сексом (что в условиях закрытых раздельных английских школ чревато еще и гомосексуализмом).
Кроме того, следует знать, что согласно международному исследованию качества среднего образования, Великобритания на протяжении последних 10 лет (2000—2009 гг.) демонстрирует негативную динамику в отношении качества подготовки выпускников своих школ. Так, например, в 2000 году, по данным мониторинга оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития), Великобритания занимала 7 место из 32 стран, а в 2009 году — уже 24 из 65.
Да что говорить, англичане и сами обеспокоены сегодня уровнем образования в стране, поэтому и решают вопрос о переходе на бывшую Советскую систему образования, ибо она намного прогрессивнее нынешней английской, хотя на самом деле далеко отстает от того, что требуется сегодня.
Что касается швейцарских школ, то их успех построен, во-первых, на материальной базе, удовлетворяющей самым взыскательным запросам, во-вторых, на том, что учащиеся изучают несколько иностранных языков, в-третьих, на том, что эта система вобрала в себя образовательные системы практически всех стран. Но есть так же и свои «но». Самым большим «но» является стоимость обучения в таких школах. Далеко не каждый даже очень состоятельный человек может позволить себе выложить за обучение ребенка около 300000 рублей в месяц.
Кроме того, еще одним «но» некоторых швейцарских школ является ее «заказной» формат (то есть подготовка к конкретным условиям дальнейшей жизни: жизни миллионера, шейха, банкира, благородной девицы (в дальнейшем матроны), звездной жизни представителя шоубизнеса и т.д., либо таким «но» может стать приверженность определенной педагогической системе, созданной для определенной категории детей (детей с задержкой развития, например, или детей с выраженными художественными способностями, которые и будут развиваться). А нашему родителю, взращенному в советской школе, даже в голову не придет, что возможна ориентация не на «среднего» ученика, где всем всего поровну (от каждого по способностям – каждому по труду))))
Далеко не каждый родитель может разобраться в том, подходит или нет данная образовательная идеология и основанная на ней образовательная технология его конкретному ребенку, да и у большинства из родителей даже вопроса не возникает об этом. «Школа престижная – значит хорошая! Все лучшее – детям!»
Вот и получается, что по системе Марии Монтессори учится ребенок с высокоразвитым интеллектом, и как результат, неполная реализация потенциала. Да еще и соломка постоянно ему подстилается. А потом вышел за ворота школы, а жизнь-то его, извините за банальность и просторечность, мордой об асфальт…
Еще есть опасность, что ваш ребенок с техническими способностями будет готовиться стать художником или музыкантом. Только вот когда узнает об этом родитель, и узнает ли вообще?
Или, отдали в Вальфсдорскую школу – престижная! Отличная! Ребенку комфортно, и обучен хорошо! Только вот не озаботились вопросом: «А как потом этот ребенок сможет ужиться в этом мире, выстоять в нем? Сможет ли социализироваться и адаптироваться, и тем более заниматься бизнесом?»
Ведь родители не задумываются о том, какие мысли и принципы будут прививаться его ребенку в школе. Они же думает только о престижности образования!
Или еще вариант: из его ребенка сделают прекрасного шейха! Но где он сможет реализоваться с этим самосознанием? Будет ли в дальнейшем счастлив?
Возможно, я несколько утрирую, но делаю это для того, чтобы было понятно, что престижная школа – не всегда лучшая или просто хорошая школа именно ДЛЯ МОЕГО конкретного ребенка.
Так что же с аналогом швейцарской школы в России?
Естественно в условиях государственной российской школы аналог невозможен, поэтому школы, подобные швейцарским – это школы частные. Не все, конечно. Большинство частных школ практикуют классно-урочную систему, то есть отличаются от государственных только меньшим количеством учащихся в классе, более комфортными условиями пребывания и наличием оплаты. А дальше: либо повышенными требованиями высокоуровневых гимназий, и, соответственно, таким же потогонным процессом, который существует в английских школах, либо, наоборот, более мягким и нетребовательным подходом, но, соответственно, и более низким уровнем результативности (если, конечно, опять-таки не прибегнуть к индивидуальным занятиям, т.е. репетиторству).
Но чем дальше, тем больше становится частных школ, которые осуществляют вариативное (или индивидаулизированное мультитехнологическое) обучение. При этом (в отличие от школ «заказа») такие школы осуществляют полное обучение (т.е. учащиеся изучают не только актуальную тематику, но и все, что заложено в программные требования государственных стандартов). При этом, родители и учащиеся, как основные заказчики, имеют возможность влиять на пути обучения, т.е. решать, какой предмет ребенок будет изучать на углубленном, а какой на облегченном уровне, дающим возможность понимания целостной картины мира. При этом самое главное, что все это будет делаться не за счет потогонной системы, ведущей к невротизации даже самых психически устойчивых детей, не за счет родительского тянитолкайства, ни за счет костылей репетиторства, после которых ребенок вообще не в состоянии что-либо сделать сам, и поэтому так тяжко ему учиться в ВУЗе, а за счет особых форм и технологий организации образовательного процесса, который направлен на формирование самостоятельности мышления и отработку навыков, необходимых конкретно ВАШЕМУ ребенку.
Так что если есть желание, чтобы твоему ребенку было хорошо, то можно обучать его в «российских аналогах швейцарских школ», только вот за деньги в разы меньшие. Конечно, материально-техническая база российских частных школ не дотягивает до швейцарских, но вы можете получить тот же уровень образования и систему взглядов, если вы ее разделяете, либо отследить процесс образования и формирования мировоззрения ребенка и скорректировать его в нужном вам русле.
Есть у нас в России и уникальные авторские школы российских педагогов, которые учитывают и биопсихосоциальную сущность ребенка и макрокультурные параметры российской общества (особенности русского национального характера) и, что самое важное, социальный заказ сегодняшнего мира. Это те школы, которые ориентированы на каждого конкретного ученика с учетом его конкретных особенностей, интересов и потребностей, а самое главное, на то, чтобы этот конкретный ученик в дальнейшем стал УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ (как бы по-американски не звучало это. Но ведь, согласитесь, «лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным») поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок не только обладал прочными знаниями, но и был способен ориентироваться в этом мире.
И это опять-таки очень важно, ибо привыкшие к костылям репетиторства дети, приходящие в ВУЗ выглядят, несмотря на имеющиеся знания, по сравнению с теми, кто научился их добывать самостоятельно, (и не просто добывать, но и применять там, где нужно, тогда, когда нужно и так, как нужно, за счет специальных технологий вариативного обучения), мягко говоря, беспомощными младенцами.