Практикум для почемучек

Как правильно ответить на все вопросы, когда вы ненавидите уже само слово «почему»

· Между прочим, дети и сами могут добывать знания (с вашей помощью, конечно). Есть книги, диафильмы, кассеты, где написано и сказано «почему». А пока малыш будет просвещаться, вы успеете отдохнуть и... продолжить. Пусть теперь он ответит вам на ваши «почему». Он будет так горд, что вы обращаетесь к нему за помощью, что может просветить вас! Дети гордятся, когда сами могут чему-то научить взрослых.

· Не отвечайте на все вопросы. Предложите ему подумать и слушайте.

· Пользуйтесь методом Сократа и задавайте наводящие вопросы, чтоб, отвечая на них, ребёнок сам нашёл ответ. (Например, почему вокруг так много растёт одуванчиков, хотя никто их не сажает.) Иногда бывает так: задан вопрос, а ответа на него вы не знаете. Например, четырехлетний Лёня спросил меня: «Если Бог хороший, то почему бывает зло?»

Что делать? Если вы скажете честно: «пока я не знаю точно», «мне надо подумать», «давай поговорим об этом сегодня вечером...»—ваш авторитет из-за этого не пострадает. Расскажите о чём-то другом, тоже интересном. А на досуге найдите ответ на тот «коварный» вопрос. Думать полезно не только маленьким. Кстати, детям полезно знать, что есть вопросы, на которые нет ответов. («И может быть, ты, мой малыш, когда вырастешь, сможешь найти на него ответ».)

Всё успеть во что бы то ни стало

- Мам, включи в ванной свет!

- Зачем?

- Язык помою. На языке у меня паутина, а пауки ещё не завелись.

Внутри каждого ребёнка сидит пружинка под названием «инициатива» и раскручивает его с утра до вечера. Попробуйте посчитать, что успевает ребёнок придумать и реализовать за каких-нибудь несколько часов. (Порисовала, поела и покормила кукол, поиграла с собакой в мячик, упала-поплакала, сделала зарядку, помыла с мамой пол, половила рыбок в тазике с водой и там же растворила пачку мела, снова помыла всем этим пол и удивилась, какой он разноцветный... Сколько времени прошло? Правильно, всего два часа.)

И в каждое дело ребёнок погружается с головой. Раньше его легко можно было отвлечь, «переключить» на новое дело.

Теперь же он жаждет осуществить то, что сам замыслил, причём действует упорно и целенаправленно.

Родители, конечно, могут притормозить своё чадо, но, если его действительно что-то интересует и ему хочется это сделать, он будет повторять попытки снова и снова.

Если детка задумала научиться зашнуровывать свои ботинки или укладывать баночки «по росту», постарайтесь ему не мешать. Дети прекрасно чувствуют, какие новые действия надо им освоить и какие новые способности приобрести. Повторяя одно и то же снова и снова, они оттачивают своё умение, а заодно учатся намеренно и целенаправленно добиваться результата.

Отнеситесь с уважением к его занятиям.

Наши рекомендации