Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа адресована обучающимся 8-11 лет.

Сроки реализации программы, форма и режим занятий:

Программа рассчитана на 2 года.

Форма занятий - групповая.

В группы принимаются все желающие без ограничений.

Дети занимаются 2 раза в неделю по 1 академическому часу или 1 раз по 2 академических часа.

Годовая нагрузка- 72 часа.

Общее количество часов-144

Ожидаемые результаты

В результате работы по программе предполагается развитие у ребенка позитивной Я-концепции, а также планируется формирование следующих способностей:

• Умение делать выбор в жизненных ситуациях с позиций нравственно-этический норм;

• Стремление к самопознанию;

• Умение свободно обсуждать, высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению других;

• Навык самостоятельного принятия решений, осуществления выбора в сложных жизненных ситуациях с учетом интересов других людей, ответственности за свои поступки;

• Коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству;

• Стремление посвящать свои способности и время нуждающимся в этом людям;

• Умение выражать свои мысли в виде устных, письменных творческих работ, развитие воображения.

Учебно-тематический план

программы «Ступеньки мудрости»

Год обучения

Темы Количество часов теория Практика
Вводное занятие -
Человек и мир
2.1 Бережное отношение к природе.
2.2 Законы гостеприимства.
2.3 Любовь к Родине
2.4 Мужество и храбрость.
2.5 Уважение.
2.6 Ответственность.
2.7 Секрет трудолюбия
2.8 Ум в жизни человека.
2.9 Упорство и талант.
2.10 Мир красоты
Человек и Другой
3.1 Взаимопонимание
3.2 Трудно ли быть добрым.
3.3 Учимся доверию.
3.4 Нет друга - ищи, нашел — береги
3.5 Забота о других.
3.6 Дар любви.
3.7 Служение людям.
Самопознание
4.1 Крылья мечты.
4.2 Щедрость.
4.3 Как стать честным.
4.4 Что такое верность.
4.5 Смысл жизни.
Организация и проведение благотворительных мини-проектов
  ИТОГО:

Учебно-тематический план

программы «Ступеньки мудрости»

Год обучения

Темы Количество часов теория практика
Беседы о красоте
Беседы о высшем
Беседы о сердце и любви
Беседы о нравственности
Беседы о воле
Беседы о мудром
Организация и проведение благотворительных мини-проектов
  Всего

Содержание программы

1.Вводное занятие. Знакомство с детским коллективом. Чтение стихов. Беседа на тему: Что такое мудрость. Кого называют мудрым. Символ мудрости. «Игра с мячом»; «Качества и животные»; «Игра- Мудрый правитель». Чтение и обсуждение пословиц о мудрости. Заключительная беседа. Домашнее задание.

Человек и мир.

2.1 Бережное отношение к природе.Приветствие. Беседа о сохранности природы. Прочтение стихотворения Н. Юрковой «Палка». Обсуждение стихотворения. Знакомство детей с животными помощниками природы (картинки). Сказка «Майский жук» А. Неелова. Беседа по сказке. Стихотворение «Почему плачет лужок» М. Скребцова. Просмотр мультфильма «Мальчик и лягушонок». Игры: «SOS», «Экологический светофор», «Цветик- семицветик», «Мир природы». Рисунок «В гостях у жука». Творческое задание «Любимый хозяин». Сценка «Разговор цветов».

2.2 Законы гостеприимства. Приветствие. Беседа о гостеприимстве. Стихотворение «Гость доволен, хозяин рад» М. Сребцова. Правила гостеприимства и правила поведения в гостях. Выпуск Ералаша «Гостеприимство». индийская сказка «Два дерева». Обсуждение сказки. Игры: «Гостеприимные цветы», «Гостеприимный теремок». Пословицы и поговорки про гостеприимство. Мультфильм «Лунтик: Гость.» Сценка «Семья». Рисунок «Угощение гостя». Викторина с призами.

2.3 Любовь к Родине.Приветствие.Прослушивание гимна. Беседа о патриотизме. Знакомство с гербом, флагом. Стихотворение «Что мы Родиной зовем» В. Степанов. Игры: «Кто где живет», «Думаем о Родине», «Кто быстрее и больше назовет наши национальные блюда?» Беседа о малой Родине. Пословицы и поговорки о Родине. Викторина «Знаю ли я свою страну». Рассказ В. Сухомлинского «Камень». Стихотворение «Земля, на которой родился, – золотая». М. Скребцова. Беседа по стихотворению. Рисунок «Для любимой Родины». Аппликация из тканей «Мой любимый цветочный город».

2.4 Мужество и храбрость.Приветствие. Беседа о мужестве. Стихотворения: «Комары» А. Барто, «Храбрецы» К. Чуковский. Пословицы и поговорки на тему мужество и храбрость. Мини- тест про мужество и храбрость. Сказка «Последний зайчонок» Андрианов М. Беседа по сказке. Игры: «Как же не бояться», «Кто боится больше». Инсценировка пословиц. Мультфильм «Мужество Кеши». Рисунок «Храбрые путешественники». Сценка «Школа храбрости».

2.5 Уважение.Приветствие.Беседа об уважении к друг другу, старшим, родителям. Пословицы и поговорки про уважение. Сказка «Добрая Собака» А.Лопатина. Беседа по сказке. Игры: «Учимся уважать», «Как выразить любовь к родным людям». Обсуждение вопросов. Мультфильм «Три котенка: Я соседей уважать привык». Рисунок «Достойные поступки», Творческое задание «Молодые и старые».

2.6 Ответственность.Приветствие.Беседа об ответственности. Пословицы и поговорки про ответственность. Игра «Кто ответственный». Сказка «Волшебная ресничка» А. Лопатина. Беседа по сказке. Стихотворение «Я за всех в ответе» М. Скребцова. Беседа по стихотворению. Мультфильм «Почему ушел котенок». «Сказка про ответственность» Механькина А.Н. Сценка «За что мы отвечаем». Рисунок «За кого я отвечаю».

2.7 Секрет трудолюбия.Приветствие. Беседа о трудолюбии, выполнении домашних обязанностей. Пословица «Маленький труд лучше большого безделья»с иллюстрацией. Беседа по ней. Чтение и анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Игра «Трудимся с любовью». Этюд «Помощники». Обсуждение рассказа «Для чего человек трудится?». русская сказка «Самое дорогое», сказка «Чьи руки красивее». Обсуждение сказок. Сценка «Как построить гнездо». Творческое задание «Маленькое дело». Рисунок «Строим домик». Рисунок «Своими руками». Сценка «Домашние предметы».

2.8 Ум в жизни человека.Приветствие. Беседа об умных людях, советах. итальянская сказка «В моих краях». Обсуждение сказки. Стихотворение «В доброй беседе всяк ума копит» М. Скребцова. Беседа по стихотворению. Чтение и анализ русской народной шутки «Ученый и моряк». Упражнение «Качества необходимые школьнику». Игра «Ученик может, ученик должен». Пословица «Грамоте учиться всегда пригодится» с иллюстрацией. Беседа по ней. Сценка «Помири королей». Творческое задание «Умные советы».

2.9 Упорство и талант. Приветствие. Беседа кто такие талантливые люди. Как человеку помогает упорство. Пословицы и поговорки про упорство. Игра «Упорный как мяч». Л. Капуана «Дырка в воде». Беседа по сказке. Стихотворение «Упорство и труд все перетрут». Беседа по стихотворению. Сценка «Талант и профессии». Рисунок «Упорство и труд». Творческое задание «Упорные герои».

2.10 Мир красоты. Приветствие. Беседа о красоте в нашем мире. Что такое красота души? Игра «Красивые руки и глаза». Г.Андерсен «Есть же разница». Беседа по сказке. Стихотворение «Чудо красоты». Беседа по стихотворению. Игра «Самое красивое». Сценка «Цветок- качество». Рисунок «красивая вещь». Творческое задание «Как украсить мир».

Человек и другой.

3.1 Взаимопонимание.Приветствие.Беседа о взаимопонимании, взаимопомощи. Игры: «Кто понимает без слов», «Палочка- выручалочка». Н.Абрамцева «Поговорили». Беседа по сказке. Мультфильм «Жил- был пес». Рисунок «Слабые и сильные». Творческое задание «Учимся пониманию». Сценка «Пойми меня». Творческое задание «Поможем другу».

3.2 Трудно ли быть добрым.Приветствие. Беседа нужно ли быть добрым. Что такое доброта. Игра «Добрый дождик». Игра «Бюро добрых услуг». Н.Абрамцева «Про сову». Беседа по сказке. Угадывание пословиц. Анализ китайской притчи. Рисование «От краю до краю всем добра желаю». «Творческое задание «Доброе дело». Рисунок «Дерево доброты».

3.3 Учимся доверию.Творческое задание «Кому мы доверяем», итальянская сказка «Кочан капусты», сценка «Нужно ли доверять людям», игра «Цепочка доверия», рисунок «Глаза доверия»

3.4 «Нет друга - ищи, нашел — береги»Приветствие. Беседа есть ли у вас друзья, сколько, как зовут. Что необходимо для дружбы. Игра «Школа дружбы». И.Радичков «Если хочешь иметь друзей». Беседа по сказке. Чтение и обсуждение рассказа Б. Хмельницкого. Игра «Что такое дружба». Вопросы хорошо ли ты знаешь своего друга. Анализ сказки «Лиса и журавль». Рисунок «Дерево дружбы». Творческое задание «Сказочные друзья».

3.5 Забота о других.Приветствие. Беседа кто нуждается в нашей заботе. Забота к близким. Мультфильм «Цветик- семицветик». Беседа по мультфильму. Игра «Заботимся о родителях». Н.Абрамцева «Сказка о тумане». Беседа по сказке. Вопросы к стихотворению. Разыгрывание ситуаций по группам. Рисунок «Солнце заботы». Сценка «Заботливый мир».

3.6 Дар любви.Приветствие. Беседа о любви. Игра «Пирамида любви». Игра «Фея любви». О.Уайльд «Великан-эгоист». Беседа по сказке. Стихотворение «Любви все возрасты покорны» М. Скребцова. Рисунок «Букет любви». Сценка «Как научиться любить».

3.7 Служение людям.Приветствие. Беседа что значит служить людям, Родине. Игра «Солнышко служения». «Как старец с горы Юньти помог людям». Беседа по сказке. Стихотворение «Доброму везде добро». Беседа по стихотворению. Творческое задание «Что нам служит». Рисунок «Сад добрых дел». Творческое задание «Науки – людям».

4.1 Крылья мечты.Приветствие. Беседа любите ли вы мечтать. Кто такие мечтатели. Игра «Пирамида мечтаний». Сказка «Крылья мечты». Обсуждение сказки. Игра «Угадай мою мечту». Л.Сидорова «Я – птица!»Рисунок «Мой образ мечты». Творческое задание «Песня мечты». Рисунок «Летящий цветок».

4.2 Страдания и испытания.Творческое задание «Почему мы страдаем». Сребров «Сказка про черную птичку, блестящее семечко и молодую грушу». Рисунок «Старый добрый ветер». Сценка «Волшебная искорка».

4.3 Как стать честным.Приветствие. Беседа о честности. Кто такой честный человек. Обсуждение пословиц. Чтение и обсуждение рассказов «Тайное становится явным» В. Драгунский, «Как мальчики мед съели» В. Сухомлинский, «Честный мальчик» (корейская сказка). Беседа по сказкам. Игра «Сердечко честности». Мультфильм «Честное слово». Практика:Рисунок «Буратино». Творческое задание «Честные люди».

4.4 Что такое верность.Приветствие. Беседа о верности. Кто такой верный друг. Пословицы и поговорки о верности. Сказка «Плотник и кошка» (японская сказка). Обсуждение сказки. Стихотворение «Верный друг лучше сотни слуг» М. Скребцова. Беседа по стихотворению. Игра «Наши верные друзья». Рисунок «Для верного друга». Творческое задание «Верные друзья».

4.5 Смысл жизни.Приветствие. Игра «Цепочка ценностей». Разминка «Доброе животное». Упражнение «Рыба для размышления». Н.Абрамцева «Чаепитие с маргаритками». Беседа по рассказу. Сказка «Золотой цветок» А. Лопатина. Беседа по сказке. Рисунок «Золотой Цветок». Заключительная беседа о смысле жизни. Рисунок «Нужная вещь». Сценка «Служим людям». Рисунок «Нужная вещь». Сценка «Служим людям».

Наши рекомендации