Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста свысшим образованием соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГПУ

_________________В.В. Шлыков

«___» ____________2013 г.

Регистрационный № УД-_________/р.

Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии

(АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА)

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей:

1 – 03 03 01 Логопедия.

1 – 03 03 06 Сурдопедагогика.

1 – 03 03 07 Тифлопедагогика.

1 – 03 03 08 Олигофренопедагогика.

Факультет специального образования
Кафедра основ специальной педагогики и психологии
Курс
Семестр  
Лекции 26 часов      
Практические (семинарские) занятия 26 часов + 8 часов (УСРС) Экзамен   1 семестр    
Лабораторные занятия 4 часа    
Аудиторных часов по учебной дисциплине 64 часа    
Всего часов по учебной дисциплине 146 часов Форма получения высшего образования дневная и заочная
  Составила Г.В. Скриган, кандидат биологических наук, доцент

2013 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии», дата утверждения __________________, регистрационный
№ ТД-____________/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой основ специальной педагогики и психологии

25.06.2013, протокол № 11

Заведующий кафедрой

______________ В.В. Радыгина

Одобрена и рекомендована к утверждению советом факультета специального образования

27.06.2013, протокол № 11 Председатель

______________ С.Е. Гайдукевич

Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

Методист УМУ БГПУ А.В. Виноградова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» является составной частью учебного блока «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии», предназначенного для студентов педагогических учреждений высшего образования, обучающихся на первой ступени высшего образования по специальностям:

1-03 03 01 Логопедия.

1-03 03 06 Сурдопедагогика.

1-03 03 07 Тифлопедагогика.

1-03 03 08 Олигофренопедагогика.

Учебная программа разработана для студентов факультета специального образования БГПУ.

Цельучебной дисциплины заключается в формировании компетенций в области структурно-функциональных особенностей организма человека в норме и патологии, общих закономерностей развития болезней и их профилактики.

Изучение учебной дисциплины предполагает решение следующих задач:

- сформировать у студентов представления об организме человека как едином целом, о сущности морфологических и физиологических особенностей организма в норме и патологии;

- сформировать общее представление о компенсаторных возможностях организма человека;

- сформировать умение дифференцировать этиологические факторы, характеризовать особенности патогенеза, клинические проявления нарушений отдельных органов и систем;

- сформировать умение осуществлять профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения нарушений органов и систем.

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста свысшим образованием соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами

Знания о функционировании организма как единого целого и возможностей компенсации на уровне отдельных функциональных систем являются научной медико-биологической основой для формирования профессиональных компетенций в области специальной педагогики и психологии. Дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» является составной частью учебного блока «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии». Содержание учебной программы не включает тем, подробно рассматривающих анатомо-физиологические особенности и патологию нервной и сенсорных систем человека, нарушения высшей нервной деятельности и наследственные нарушения. Указанные темы изучаются на отдельных дисциплинах учебного блока, составляющих в совокупности с «Анатомией, физиологией и патологией человека» фундамент для освоения будущими учителями-дефектологами блока специальных педагогических и психологических дисциплин – специальной педагогики, специальной психологии, частных методик обучения и воспитания.

Требования к освоению учебной дисциплины (включая требования образовательного стандарта)

В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия, физиология и патология человека» студенты должны:

знать:

- основные закономерности деятельности организма как системы и возможности компенсации на уровне функциональных систем и целого организма;

- строение и закономерности функционирования органов и систем организма;

- основные закономерности развития болезней;

- основы возникновения, течения и исхода отдельных патологических процессов как причины возникновения дефектов;

- основные причины, общие закономерности нарушения и восстановления структуры и функции органов и систем организма;

уметь:

- оценивать показатели функционирования организма;

- осуществлять профилактику нарушений органов и систем организма;

- дифференцировать этиологические факторы, характеризовать особенности патогенеза, клинические проявления нарушений отдельных органов и систем;

владеть:

- методиками исследования функционального состояния отдельных органов и систем организма;

- методиками оценки уровня физического развития и индексной оценки состояния здоровья;

- общими навыками использования МКБ-10 и МКФ для интерпретации кодов нарушений.

Учебная дисциплина «Анатомия, физиология и патология человека» в соответствии с учебным планом для дневного отделения рассчитана на 64 аудиторных часа, из них лекций – 26 часов, практических занятий – 34 часа, лабораторных занятий – 4 часа; для заочного отделения – 16 часов, из них 8 часов лекций и 8 часов практических занятий. Изучение дисциплины завершается аттестацией в форме экзамена.

Содержание учебного материала

Наши рекомендации