Сольфеджирование, пение с листа. Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, с отклонениями в тональность доминанты и параллельную тональность

Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, с отклонениями в тональность доминанты и параллельную тональность, включающих изученные мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в пройденных размерах с тактированием и дирижированием.

Пение мелодий с листа, в пройденных тональностях и размерах, включающих движение по звукам главных трезвучий, доминантового септаккорда с обращениями.

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения в размерах 2/4, 3⁄4, 4/4 с использованием ритмических групп четверть с точкой и две шестнадцатые (для продвинутых групп), пунктирного ритма, в размерах 3/8 и 6/8 с восьмыми и четвертями.

Ритмический аккомпанемент к исполняемым мелодиям.

Двухголосные ритмические упражнения группами.

Ритмические диктанты.

Сольмизация нотных примеров (выученных и с листа).

Слуховой анализ

Определение на слух лада (включая наличие простейших отклонений и модуляций), размера, структуры, ритмических особенностей, знакомых

мелодических оборотов в прослушанном музыкальном построении.

Определение на слух пройденных интервалов в ладу и от звука в гармоническом и мелодическом звучании.

Определение на слух последовательности из 3- 4 интервалов в ладу.

Определение на слух пройденных аккордов в тональности и от звука.

Определение на слух последовательности из 3-5 аккордов в тональности (для продвинутых групп).

Музыкальный диктант

Различные формы устных диктантов.

Запись мелодий по памяти.

Письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 тактов,

включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы в

размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Творческие задания

Импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов

фразы, предложения (для продвинутых групп).

Импровизация (для продвинутых групп) и сочинение мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов, мелодических оборотов, включающих движения по главных трезвучиям, доминантовому септаккорду и их обращениям.

Подбор баса к мелодии из главных аккордов (для продвинутых групп).

Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок или с использованием пройденных ритмических оборотов.

Класс

Интонационные упражнения

Пение всех гамм (мажор – натуральный и гармонический вид, минор –

три вида).

Пение отдельных ступеней и мелодических оборотов, включающих

простейшие альтерации ступеней.

Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов.

Пение всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз.

Пение всех пройденных интервалов в тональности, в том числе тритонов на II и VI ступенях минора и гармонического мажора, характерных интервалов в гармоническом мажоре и миноре (для продвинутых групп).

Пение интервальных последовательностей одноголосно и двухголосно;

с исполнением двух голосов или только второго голоса на фортепиано (для продвинутых групп).

Пение всех пройденных аккордов от звука и в тональности.

Пение последовательности аккордов одноголосно; группами (для продвинутых групп).

Сольфеджирование и чтение с листа

Пение более сложных мелодий в пройденных тональностях, включающих элементы хроматизма и модуляций, пройденные ритмические группы, с дирижированием.

Пение с листа мелодий, включающих знакомые мелодические обороты,

с дирижированием.

Пение двухголосных примеров дуэтами, с собственным исполнением

второго голоса на фортепиано (для продвинутых учащихся).

Транспонирование выученных мелодий в другие тональности.

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения с использованием триолей, ритмических групп с залигованными нотами (для продвинутых групп), внутритактовых, меджутактовых синкоп в размерах 2/4, 3/4, 4/4, с использованием ритмических фигур с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.

Ритмический аккомпанемент к мелодиям.

Двухголосные ритмические упражнения группами.

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных и незнакомых примеров.

Слуховой анализ

Определение на слух лада, размера, структуры, ритмических особенностей,

наличия отклонений и модуляций в прослушанном музыкальном построении.

Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений главных трезвучий, доминантового септаккорда, по звукам уменьшенного трезвучия и вводных септаккордов.

Определение на слух мелодических оборотов, включающих интонации

тритонов, характерных интервалов, остальных пройденных интервалов.

Определение на слух всех пройденных интервалов в гармоническом звучании отдельно от звука или в тональности, последовательности из 4-6 интервалов в тональности.

Определение на слух всех пройденных аккордов в гармоническом звучании отдельно от звука или в тональности, последовательности из 4-6 аккордов в тональности.

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта.

Запись знакомых мелодий по памяти.

Письменный диктант в объеме 8-10 тактов, в пройденных размерах, включающий изученные мелодические обороты, в том числе с хроматическими звуками, отклонениями (для продвинутых групп), изученные ритмические обороты, в том числе с залигованными нотами (для продвинутых групп), разными видами синкоп.

Творческие задания

Импровизация (для продвинутых учащихся) и сочинение мелодий разного характера, жанра.

Мелодий с интонациями пройденных интервалов, движением по звукам изученных аккордов, с использованием хроматических звуков.

Подбор аккомпанемента в виде баса и аккордов к мелодиям.

Подбор второго голоса к мелодии (для продвинутых учащихся).

Сочинение интервальных и аккордовых последовательностей.

Класс

Интонационные упражнения

Пение гамм до 7 знаков в ключе (натуральный, гармонический, мелодический мажор и минор) от разных ступеней.

Пение мелодических оборотов с использованием хроматических вспомогательных, хроматических проходящих звуков.

Пение хроматической гаммы, мелодических оборотов с ее фрагментами.

Пение всех пройденных интервалов от звука и в тональности вверх и

вниз.

Пение пройденных интервалов от звука и в тональности двухголосно.

Пение всех трезвучий от звука вверх и вниз.

Пение главных трезвучий с обращениями в тональности.

Пение главных септаккордов в тональности вверх и вниз.

Пение одного из голосов аккордовой или интервальной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано.

Пение одноголосных секвенций (диатонических или модулирующих).

Наши рекомендации