Заочная прогулка по городу с героем романа В. И. Лихоносова
«Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж»
Сценарий
(В тексте приводятся цитаты из романа В. И. Лихоносова «Наш маленький Париж».)
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…
А. С. Пушкин
Ведущий 1: «Местная история и ее памятники – магнит, притягивающий сердца всякого к его родине, которой они так близки и со всех сторон касаются. Местный житель, кто бы он ни был, слушая рассказы об отдаленной старине своего края, проникается горячим к нему уважением и любовью: он сочувствует его бедствиям и радуется его счастью», – так еще в XIX веке писал архивист Н. В. Калачов.
«Все в мире становится историей, – говорит и наш замечательный кубанский писатель Виктор Иванович Лихоносов, – слова, дела, войны, постройки, даже природа. Незаметно исчезают поколенья, и глядь – уже никого нет из современников той эпохи, которая вчера еще, казалось, была вечной, полновластной и обыденной в своих приметах».
Ведущий 2: Мы ходим по Краснодару и редко удивляемся тому, что чуть более двухсот лет назад здесь рос дремучий, дубовый лес, что город до самой революции напоминал чем-то станицу, что в дожди иной раз через улицы переправлялись на лодках.
Не все еще знают, что у нас были знаменитые люди – политики, купцы, меценаты. Был и свой екатеринодарский Третьяков.
Многие не помнят, кто из великих и замечательных людей России приезжал в Кубанскую область, что размещалось раньше в сохранившихся до наших дней зданиях, и как вообще текла провинциальная жизнь с утра до вечера. Настало время вспомнить прошлое Екатеринодара, сколь славны были дела отцов и дедов, их предшественников, уникальные памятники зодчества и многое другое из культурного наследия.
Чтец:Тенистые парки, зеленые скверы,
дыхание теплых ветров.
Под парусом синим
высокого неба
плывешь ты в разливе садов.
Шумя, пролетают июньские ливни,
и свежестью пахнет листва.
На улице Красной
ручей тополиный
уносит и смех, и слова.
(К. Обойщиков)
Ведущий 1:Краснодару более 200 лет. Наш город уже перешагнул пору бесшабашной юности.
У него есть своя летопись. Однако это только лишь начало истории, которая будем верить, окажется долгой и славной.
Чтец:Город мой,
ты богат мотивами,
то печальными,
то счастливыми…
Дай в тебя я всмотрюсь
попристальнее,
обойду из конца в конец…
(В. Бакалдин)
Ведущий 2: Удивительно соседствует на одной улице традиционные дома с вековой историей и современные постройки.
Меняется Краснодар. А от этого на сердце и радость, и грусть. Памятники архитектуры не дают нам забыть прошлое, что было бы величайшим несчастьем и ужасом для последующих поколений.
Вот эти размышления и доносит до нас – читателей – автор романа «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» Виктор Лихоносов.
Ведущий 1: Главный герой произведения – Память.
Память – как вечность, как передаваемая из поколения в поколение духовность. Нельзя жить на земле, не помня о том, чем жили здесь прежде, не зная… о трудах, славе, заблуждениях наших предков.
Через 40 лет после «Великого похода», в свой «дореволюционный Екатеринодар возвращается один из главных героев романа Дементий Павлович Бурсак.
«Если бы каким-то чудом вознесли его на крыльях с парижской улицы и через мгновение спустили с небес… на то место, где он столько раз стоял в своей молодости, Бурсак ни за что бы не поверил, что находится в родном казачьем городе…»
Через сорок долгих лет он вновь прошел по улице Красной, которая одна называлась по-старому.
Друзья, мы приглашаем вас пройти по Красной – главной улице столицы Кубани вместе с героем романа Виктора Лихоносова.
Чтец: Там, где вал крепостной до времени
возвышался в дубраве – в зелени,
встали хаты подслеповаты,
хаты белые, как из ваты.
Коренастые, невысокие –
до бровей папахи широкие.
И не смушковые –
дешевые,
светло-рыжие,
камышовые.
И годами в дуге реки
вырастали особняки.
Чванясь лепкой,
рядились франтами
с газырями и аксельбантами
атаманский дом, есаульский дом
и купеческие потом.
(В. Бакалдин)
Ведущий 2: «…Наш маленький Париж! Что было в этом? Шутка? Злословие? <...> Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках и на какую заморскую жизнь они замахнулись: “Франция”, “Нью-Йорк”, “Тулон”, “Венеция”, “Константинополь”! <...> И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II (ведущий демонстрирует фотографии памятников), вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, ...и Городской сад с дубами “Двенадцать апостолов”…»
Ведущий 1: «И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки – Старый, Новый и Сенной базары… Чем не Париж в миниатюре?!»
У Екатеринодара была своя особая черта: как можно более полно использовать большие помещения. Например, в зале первой женской гимназии проводились концерты, в здании городской думы – народные чтения. В Александровском реальном училище собирались члены русско-технического общества и общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Но вернемся к нашему герою – Дементию Бурсаку.
(Звучит фонограмма старинного вальса)
Чтец: «Он пошел через сквер к городскому саду, прогулялся по любимым своим аллеям – Пушкинской и Воронцовской, посмотрел, чего нет: нет купы дубов “Двенадцать апостолов”, нет летнего узорного театра, летнего помещения “Чашки чая”. Время, время! <…> Уже то был во всех отношениях Краснодар».
Ведущий 2: Чем он жил в те далекие годы наш старинный парк? Каким он был, мы может судить только по воспоминаниям старожилов, по книгам наших писателей.
А вот что писали о нем «Кубанские войсковые ведомости» в 1827 году: «Сад обращает на себя внимание по величине, богатству растительности и густым тенистым аллеям. Сад в опрятности…»
В семидесятых годах XIX века в Городском саду был выстроен Летний театр, куда приезжали на гастроли известные артисты. Почти все представления шли с аншлагом. Еще бы! Выступали такие знаменитости, как М. Дальский, А. Яблочкина, А. Южин и многие другие.
Большим событием для города и сада стало появление на сцене Летнего театра в сентябре 1910 года великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.
Каждый екатеринодарец мог найти в Городском саду развлечения по душе. Для любителей спорта были устроены дорожки. Для юных посетителей – детская площадка, где работали специально приглашенные воспитатели, даже из Санкт-Петербурга. С 7 до 11 вечера играл духовой оркестр.
Ведущий 1: А какие особняки украшали Екатеринодар… Среди памятников архитектуры нашего города важное место занимает дом-особняк на пересечении ул. Красной и Советской. Это одно из лучших архитектурных сооружений начала ХХ века.
Вот и наш герой: «…Его словно сквозняком затянуло в Художественный музей, в тот красивый дом, который принадлежал в оные годы Батыр-Беку Шарданову…» (ведущий демонстрирует фотографию).
Ведущий 2: Не многие сегодня знают, что этот дом построен по проекту самого владельца. Здание и его интерьер выдавали изысканный вкус владельца. И в 1907 году в нем разместилась картинная галерея. Так воедино слились эстетическая ценность здания и произведений художественного искусства.
На улице Красной привлекает внимание дом под номером 24, со львами, как иногда о нем говорят. Раньше в нем располагались Русско-Азиатский и Волжско-Камский банки, налоговое управление, а внизу торговало мануфактурой «Товарищество Шоршоров с сыновьями». Дом принадлежал купцу С. С. Бейму.
В 1924 году это здание было передано окружной библиотеке им. А. С. Пушкина. После войны разрушенное здание было восстановлено, надстроен третий этаж. Длительное время в нем находились отделение связи, Сберегательный банк. Ныне здесь банк.
Ведущий 1: Оживленный перекресток улиц Екатерининской (ныне ул. Мира) и Красной.
По первой ходили трамваи от вокзала, и здесь была пересадка: можно было ехать до конца улицы Ростовской (продолжение Красной от улицы Новой (Буденного)) и далее к Чистяковской роще.
Ввиду близости вокзала угол Екатерининской и Красной оказался местом выгодным для гостиниц.
В самом деле, чего здесь только не было! Роскошные гостиницы «Большая Московская» (где в Советское время располагалась «Центральная»), «Европейская», «Лондон»…
Чтец: «За сорок лет, которые Дементий Бурсак провел на чужбине, все разрослось, обновилось и изменило домашний облик. На месте “Большой Московской” стояла незнакомая гостиница “Центральная”. Гостиницы “Европейской” напротив, …не было. А вниз по Екатерининской, на поперечной Котляревской улице, не заслоняли собой Карасунское русло триумфальные Царские ворота. И пожарной каланчи над теперешним книжным магазином тоже не было.
Город Екатеринодар, это ты?».
Ведущий 2: Архитекторы прошлого умели не только внести в облик городских зданий душевность и фантазию, но и умели моделировать пространство.
К сожалению, многие достопримечательности старого города не дожили до дня сегодняшнего или до не узнавания перестроены.
В двухтысячных восстановлены Войсковой собор князя Александра Невского, памятник Екатерине II и памятный обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска…
Было время разбрасывать камни. Сегодня настало время их собирать.
(Звучит фонограмма старинного вальса)
Ведущий 1: Наш город… Именно здесь когда-то жили-любили, ушли в небытие не только герои романа Лихоносова, но и другие яркие личности. И мы вспоминаем, вспоминаем…
Хочется закончить наше путешествие словами Виктора Ивановича: «Блажен, блажен, кто помнит и у кого душа справедлива. Душа всегда справедлива. Если она у тебя есть… И придут времена, и исполнятся сроки. И не постареет лишь одна улица Красная…»