Социальная политика в области борьбы с наркоманией (на примере г. Гетеборга)
Наркомания стала явлением социальной жизни Швеции, вызывающим растущую обеспокоенность в обществе. Эта тема постоянно присутствует в средствах массовой информации, регулярно сообщающих о росте злоупотреблений наркотиками в стране и сопутствующих этому негативных явлениях. Частичное объяснение данной тенденции находят в том, что за последнее время Европа, в том числе и Швеция, стала объектом повышенного интереса со стороны крупных наркосиндикатов из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, которые соперничают в борьбе за организацию масштабных рынков сбыта своей продукции.
Общественность Гетеборга встревожена тем, что в последние годы обозначились три новые негативные тенденции. Во-первых: общий рост числа лиц, злоупотребляющих наркотиками. Во-вторых: если в 70–80-х годах специалисты, характеризуя общую картину наркомании в городе, отмечали абсолютное преобладание так называемых «легких» наркотиков, т.е. марихуаны и амфетомина, то в настоящее время наблюдается всплеск популярности кокаина и героина. Причем, внутривенное употребление последнего напрямую связывают с увеличившимся среди наркоманов числом инфицированных вирусом СПИДа, что и является третьей составляющей обострения проблемы.
Вместе с тем в Гетеборге, как и по стране в целом, положение не считают критическим, т.к. в Швеции успешно действует система борьбы с наркоманией. Ее юридической основой является комплекс законов и законодательных актов, регулирующих все аспекты производства, торговли, экспорта и импорта, использование наркотических средств, а также наказание за преступные действия в данной сфере. Она начала создаваться еще в 60-е годы, когда проблема только обозначилась, и продолжает совершенствоваться до сегодняшнего дня.
Наличие традиционно сильной системы самоуправления в стране позволило отказаться от создания общенациональных государственных структур, которые занимались бы руководством этой деятельностью. На государственном уровне наиболее заметной организацией выступает центральный союз по антиалкогольному и антинаркотическому просвещению. Для проведения же массовых мероприятий периодически создаются временные рабочие группы при заинтересованных министерствах и ведомствах, общественных организациях.
Основная работа по борьбе с наркоманией ведется на уровне губерний и коммун (общин). Опыт ее проведения показывает пример Гетеборга. В коммуне к подобной деятельности привлечены учреждения здравоохранения, народного образования, полиция, исправительные колонии, общественные объединения и частные лица, научные институты. В этой схеме головным звеном является Социальная комиссия коммунального управления, в составе которой находится специальное подразделение по противодействию распространению наркомании.
Комиссия состоит из профессиональных работников социальной сферы, многие из которых являются по образованию психологами, юристами, медиками, имеющими опыт работы с наркоманами. К задачам группы относятся координация усилий государственных и общественных структур, разработка текущих и перспективных планов, анализ потребностей и имеющихся ресурсов, информационная и просветительская работа.
Непосредственная помощь наркоманам осуществляется через межрайонные группы, под опекой которых находятся несколько (5–6) городских районов. В Гетеборге таких групп – 4. В составе каждой – 8–10 человекпостоянного штата, в том числе медсестра, социальные работники, психолог. По мере необходимости сюда привлекаются школьные учителя.
В обязанности группы входит выявление лиц, имеющих проблемы с наркотиками, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, как индивидуальных, так и коллективных, распространение антинаркотической пропаганды.
Для осуществления первой функции группа сотрудничает с социальными работниками, находящимися в штате полиции и исправительных учреждений, которые постоянно информируют своих коллег о выявленных наркоманах в местах предварительного заключения и тюрьмах, где наркологическое тестирование имеет 100%-ный охват.
Для этих же целей в Гетеборге в порядке эксперимента создают так называемые наркопатрули. В вечернее время, в выходные и праздничные дни вместе с полицейскими на маршрут выходят специалисты из межрайонных групп. Они посещают вокзалы, места общественного пользования, дискотеки, неблагополучные в криминогенном отношении кварталы, места традиционного сбора молодежи. Такая же работа ведется в школах, общежитиях, районах, населенных эмигрантами. Среди выявленных наркоманов сотрудники групп ведут разъяснительную работу, имеющую целью побудить этих людей обратиться за помощью к врачу-наркологу.
При направлении в медицинское учреждение строго соблюдается принцип добровольности. Отступление от этого принципа рассматривается шведской общественностью как нарушение прав человека. Кроме того, только сознательное лечение, по мнению шведских специалистов, обеспечивает его эффективность. В коммуне Гетеборга была создана первая в стране специальная наркологическая поликлиника в составе Сальгренской больницы.
Межрайонные группы проводят систему мероприятий по социальной реабилитации наркоманов, как уже прошедших курс медицинского лечения, так и тех, кто еще не готов к этому. Им оказывается помощь в адаптации к нормальной жизни, приобретении профессии, трудоустройстве, преодолении психологических трудностей, в решении жилищных вопросов.
Важный участок работы групп – издание и распространение пропагандистской литературы. Это брошюры, листовки и плакаты, в простой и доходчивой форме рассказывающие о вреде алкоголя и наркотиков, о том, каким образом и где можно получить консультацию и помощь специалистов. Литература, печатающаяся за счет бюджета общины, распространяется в учебных заведениях, по месту жительства, в больницах, на рабочих местах.
Особый упор в работе групп делается на молодежь, поскольку основная масса наркоманов – это люди в возрасте от 20 до 40 лет. Эксперты, привлекаемые социальными службами, ведут лекционно-разъяснительную деятельность в школах, гимназиях, высших учебных заведениях. Причем, не только среди учащихся, но и их родителей, которым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотических средствах, навыки оказания неотложной помощи в экстремальных случаях.