Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи
Основные категории дидактики. Сущность процесса обучения, его закономерности, движущие силы, принципы. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения
№ 7 Цели и содержание образования
Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Современные документы, регламентирующие цели и содержания общего среднего образования. Характеристика целей образования на различных ступенях общего среднего образования. Сущность понятий «учебный план», «учебный предмет», «учебная программа». Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план. Сущность понятия «образовательная программа». Многообразие образовательных программ. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов.
Литература
1. Сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru
2. Федеральный центр образовательного законодательства. - Режим доступа: http://www.lexed.ru
3. Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru
4. Александрова Е., Крылова Н. Учебный план как выражение образовательной политики // Народное образование. – 2001, № 1. – с. 87-93.
5. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. – 2002, № 5. – с. 113-122.
6. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во «Академия», 2001. – 192 с.
Методические указания:
1.Для успешного проведения семинара студенты должны знать определение понятий вопроса 1, должны уметь устанавливать связи и взаимозависимости между понятиями; составить тезаурус по теме. Провести внеконтекстные операции с базовыми понятиями.
Метод внеконтекстных операций с базовыми понятиями разработан В.И. Журавлевым. Под внеконтекстными понимаются понятия, не включенные в текст, а взятые вне его. К числу элементарных относятся 5 операций:
1. Узнавание понятия,
2. Его определение;
3. Раскрытие содержания и объема понятия;
4. Установление его связей е вышестоящими, нижестоящими и рядоположенными понятиями;
5. Раскрытие практических действий, отражаемых данным понятием.
Кроме того, к числу более или менее сложных операций, часть которых доступна на высшем уровне теоретической подготовленности по педагогике, относятся следующие операции:
1. Использование термина в других науках:
2. Место данного понятия в целостной системе близких по содержанию понятий:
3. Теоретическая принадлежность понятия к разделам науки;
4. Функции в теории и на практике;
5. Методологическая интерпретация;
6. Психологическая интерпретация;
7. Социологическая интерпретация;
8. Отнесенность к темам нормативного курса вузовской педагогики;
9. История возникновения и развития понятия;
10.Обозначение понятия в языках других народов;
11.Ведущие ученые-педагоги, в исследованиях которых оно нашло наиболее полное освещение;
12. Соотношение научного и обыденного в истолковании понятия;
13. Несовпадающие определения и характеристики его в трудах разных авторов;
14.Проблемность ряда параметров (что в содержании понятия остается неизвестным науке и практике).
Метод дескрипторного описания - установить связи с ниже-, выше- и рядоположенными понятиями, раскрыть практические действия, нахождение ассоциативных понятий, синонимов, антонимов.
Терминологическое моделирование - из заданного набора терминов построить модель смысловых взаимоотношений базовых понятий и терминов темы.
При подготовке вопросов изучите информацию на сайте Министерства образования и науки РФ!!!