Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
5. Упражнения для губ и щек
Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.
Упражнения для языка
Клювы домашних птиц. Показать, какой острый клюв у петуха, сой широкий клюв у селезня и гуся.
Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке.
Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л.
Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить:л-бл-бл-бл-бл».
Развитие речевого дыхания и голоса
Птичьи голоса. Произносить слоговые сочетания и фразы на юм выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыпля-«Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка:«Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»
Речевая зарядка
Цыпленок
Не хочу один клеваться! Пусть скорей приходят братья!
—Где ж они?
—Под старой липой!
—Как зовут их?
—Цыпа-цыпа!
Т. Виеру
Психогимнастика. Пластические этюды
Представить себя заботливой хозяйкой. Показать: вы ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду.
Уточка пропускает водичку через клюв. Выдувать воздух по очереди каждым углом рта.
Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся». Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.
Тема «Дикие животные»
Развитие мелкой моторики
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
* * *
— Мальчик с пальчик.
Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается
с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил.
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются
И. Лопухина
* * *
Мама мишек будит рано. (Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв) указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)
Не встают они с дивана! (Удивленно пожать плечами.)
—Эй, Большак! Вставай скорей! (Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)
—Ну, а ты, лентяй Указка, (Разогнуть указательные пальцы и указа» на дверь.)
У тебя засохла краска! (Изобразить руками ведро.)
Вы должны с Середняком (Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)
Побелить амбар и дом.
Безымянный, мой бедняжка!
(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)
Полежи еще два дня.
Ты, Мизинчик-малышок,
(Разогнуть мизинцы.)
Роста у тебя — вершок!
(Показать, какого роста мизинец.)
Но зато проказ и драк
(Погрозить мизинцу пальцем.)
Сосчитать нельзя никак.
Е. Карельская
Мимические упражнения
Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди.
Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).
Упражнения для мышц шеи
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.