Листок ответа «Методика «Опросник Кетэлла

Методики для исследования личностных особенностей

Младших школьников.

1. Исследование особенностей личности. Методика «Опросник Кетэлла (детский вариант)». (Р.Б.Кеттэл, Р.В.Коан) 1-4 классы

2. Исследование самооценки и уровня притязаний А.М. Прихожан.

3-4 классы (только 1-я часть).

3. Исследование социометрического статуса.

Методика «Социометрия Дж.Морено».

4. Исследование тревожности.

Методика «Шкала явной тревожности CMAS». 3-4классы.

5. Рисунок «Я в школе»

1. Исследование особенностей личности. Методика «Опросник Кетэлла (детский вариант)». (Р.Б.Кеттэл, Р.В.Коан)

Цель: Измерение степени выраженности черт личности.

Существует два варианта текста вопросника Кеттэла, один для мальчиков и второй – для девочек.

Младшим школьникам (1 – 4 классов) текст вопросника зачитывается мальчикам и девочкам отдельно, но можно использовать один общий опросник, изменяя в нужных случаях формулировки утверждений (для мальчиков и девочек). Методика проводится индивидуально, с каждым ребенком.

Перед ребенком кладется текст опросника. Взрослый зачитывает ребенку утверждения, а ребенок говорит, какое из них он выбирает. Взрослый отмечает ответ ребенка в листок ответа (см. ниже).

Инструкция: Я тебе сейчас буду зачитывать ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары тебе необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для тебя. В некоторых случаях тебе придется сделать выбор одного из трех ответов. Тебе надо отвечать честно и быстро.

Вариант для мальчиков.

1.Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями или ты их выполняешь долго?
2. Если над тобой подшутили, ты смеешься или немного сердишься?
3.Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо или ты можешь справиться только с некоторыми заданиями?
4.Ты часто делаешь ошибки или ты их почти не делаешь?
5.У тебя много друзей или не очень много?
6.Другие мальчики умеют больше, чем ты, или ты можешь столько же?
7.Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей или случается, что ты их забываешь?
8.Ты много читаешь или большинство ребят читают больше?
9.Когда учитель выбирает другого мальчика для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно или ты быстро об этом забываешь?
10.Ты считаешь, что твои выдумки, идеи, предложения хорошие и правильные или ты не уверен в этом?
11.Какое слово будет противоположным по значению слову «СОБИРАТЬ»? «РАЗДАВАТЬ», или «НАКАПЛИВАТЬ», или «БЕРЕЧЬ».
12.Ты обычно молчаливый или или много говоришь?
13.Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой или у тебя ощущение, что ты сделал что-то неправильно?
14.Тебе понравилось бы заниматься с книгами в библиотеке или быть капитаном дальнего плавания?
15.Какая из следующих букв отличается от двух других? «С», или «Т», или «У».
16.Ты можешь вечером долго сидеть спокойно или начинаешь ерзать?
17.Если ребята беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь или ты ждешь, когда они закончат?
18.Ты смог бы стать космонавтом или ты думаешь, что это слишком сложно?
19.Дан цифровой ряд: 2, 4, 8, … Какая следующая цифра в этом ряду? 10, или 16, или 12.
20.Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный или ты тихий и спокойный?
21.Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят или тебе больше нравится рассказывать самому?
22.В свободное время ты лучше поиграл бы в мяч или почитал бы книгу?
23.Дана группа слов «ХОЛОДНЫЙ», Одно слово не подходит к остальным. или «ТЕПЛЫЙ». «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Какое? «МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ»,
24.Ты всегда осторожен в своих движениях или бывает, когда ты бегаешь и задеваешь предметы?
25.Ты тревожишься, что тебя могут наказать или тебя это никогда не волнует?
26.Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь или быть летчиком?
27.Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех? КОЛЯ, или АНЯ, или НАТАША,
28.Учитель часто делает тебе замечания на уроке или он считает, что ты ведешь себя так, как надо?
29.Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор или молчишь?
30.Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются или когда ты занимаешься, должна быть тишина?
31.Ты слушаешь «Новости» по телевизору или ты идешь играть, когда они начинаются?
32.Тебя обижают взрослые или они тебя хорошо понимают?
33.Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта или ты немного волнуешься?
34.С тобой случаются большие неприятности или мелкие, незначительные?
35.Если ты знаешь ответ на вопрос, ты сразу же поднимаешь руку или ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки?
36.Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься так же быстро, как и остальные ребята или тебе надо больше времени?
37.Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) или врачом?
38.Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается или редко?
39.Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал или помогаешь, если не видит учитель?
40.В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой или они частенько слушают тебя?
41.если ты слышишь грустную историю, слезы могут навернуться на твои глаза или этого не бывает?
42.большинство твоих планов тебе удается осуществить или порой получается не так, как ты думал?
43.Когда мама зовет тебя домой, идешь сразу же или ты продолжаешь играть еще немного?
44.Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать или ты робеешь, смущаешься?
45.Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми или тебе не понравилось бы оставаться с ними?
46.Бывает так, что тебе одиноко и грустно или такого с тобой не бывает?
47.Уроки дома ты делаешь в разное время дня или в одно и тоже время?
48.Хорошо ли тебе живется или не совсем хорошо?
49.С большим удовольствием ты оправился за город полюбоваться красивой природой или на выставку современных машин?
50.если тебе делают замечание, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение или ты сильно расстраиваешься?
51.Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике или быть учителем?
52.когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо или ты шумишь вместе с ними?
53.Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло или тебя это сердит?
54.случалось ли тебе делать что-то такое, чего не следовало делать, или такого не случалось?
55.Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить или тебе нравятся более серьезные?
56.Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начинается или тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание?
57.Охотнее ты сейчас бы ходил бы в школу или поехал путешествовать в автомобиле?
58.Бывает иногда, что ты злишься на всех или ты всегда доволен всеми?
59.Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный или строгий?
60.Дома ты ешь все, что тебе предлагают или Ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь?

Вариант для девочек.

1.К тебе хорошо относятся все окружающие или только некоторые люди?
2.Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонная и вялая или тебе сразу хочется повеселиться?
3.Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие или тебе надо немного больше времени?
4.Бываешь ли ты иногда неуверенна или ты уверенна в себе?
5.Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или иногда тебе не хочется никого видеть?
6.Говорит ли тебе мама, что ты делаешь все быстро или ты медлительна?
7.Другим детям нравится то, что ты предлагаешь или им не всегда это нравится?
8.В школе ты выполняешь все точно так, как требуют или твои одноклассники выполняют требования учителя более точно?
9.Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя или Они относятся к тебе по-дружески?
10.Ты делаешь все всегда хорошо или бывают дни, когда у тебя ничего не получается?
11.Больше всего общего со «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют «ВОДА», или «БУРЯ», или «ЗИМА»
12.Ты сидишь во время урока спокойно или любишь повертеться?
13.Ты возражаешь иногда своей маме или ты ее побаиваешься?
14.Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу или кататься на лыжах с высоких гор?
15. « ХОДИТЬ» так относится к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову «ВЕРХОМ», или «ПОЛЗКОМ», или «БЫСТРО».
16.Ты считаешь, что ты всегда вежлива или бываешь надоедливой?
17.Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем) или с тобой легко иметь дело?
18.Менялась ли ты с кем-нибудь из ребят своими школьными принадлежностями (карандашом, линейкой, ручкой) или ты этого никогда не делала?
19.Дан цифровой ряд: 7, 5, 3,… Какая следующая цифра в этом ряду? 2, или1, или 9
20.Хочется ли тебе быть иногда непослушной или у тебя никогда нет такого желания?
21.Твоя мама делает все лучше, чем ты, или часто твое предложение бывает лучше?
22.Если бы ты была диким животным, ты охотнее стала бы быстрой лошадью или тигрицей?
23.Дана группа слов: «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ», «ЧАСТО», «НИКТО». Одно слово не подходит к остальным. Какое? «ЧАСТО», или «НИКТО», или «ВСЕ»
24.Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно или тебе от радости хочется прыгать?
25.Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, ты прощаешь ему это или ты относишься к нему также?
26.Что тебе больше понравилось бы плавать или нырять с вышки в бассейне?
27.ВОВА моложе ПЕТИ, СЕРЕЖА моложе ВОВЫ. Кто самый старший? СЕРЕЖА, или ВОВА, или ПЕТЯ
28.Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимательна и допускаешь много помарок в тетради или он этого почти никогда не говорит?
29.В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать то, что ты хочешь или спокойно можешь уступить?
30.Ты лучше послушала бы историю о войне или о жизни животных?
31.Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс или обычно это делают другие?
32.Ты долго помнишь о своих неприятностях или быстро о них забываешь?
33.Тебе бы больше понравилось хорошо шить наряды или быть балериной?
34.Если мама тебя отругала, ты становишься грустной или настроение у тебя почти портится?
35.Ты всегда собираешь портфель с вечера или бывает, что делаешь это утром?
36.Хвалит ли тебя учитель? или он о тебе мало говорит?
37.Можешь ли ты прикоснуться к пауку или паук тебе неприятен?
38.Часто ли ты обижаешься или это случается редко?
39.Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь или еще немного продолжаешь заниматься своим делом?
40.Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком или ты совсем не смущаешься?
41.Ты скорее стала бы художником или хорошим парикмахером?
42.Утебя все удачно выходит или бывают неудачи?
43.Если ты не поняла условия задачи, ты обращаешься к кому-либо из ребят или к учителю?
44.Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись, или ты находишь, что это не очень легко?
45.После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя или тебе хочется сразу же выйти в коридор?
46.Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо или такого с тобой не бывает?
47.По пути из школы ты останавливаешься поиграть или после школы ты идешь сразу домой?
48.Всегда ли твои родители выслушивают тебя или они часто сильно заняты?
49.Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно или тебе это безразлично?
50.У тебя мало затруднений или много?
51.В свободное время ты лучше пошла бы в кино или сажать цветы и деревья во дворе?
52.Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах или о прогулке, экскурсии?
53.если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного, или ты сердишься на них?
54.При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть или ты просто оглядываешься?
55.Тебе больше нравится, когда вы с девочками рассказываете что-то друг другу или тебе больше нравится играть с ними?
56.Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда взволнована, или ты всегда разговариваешь спокойно?
57.Охотнее ты пошла бы на урок или посмотрела бы выступление фигуристов?
58.Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, посторонние разговоры мешают тебе или ты их не замечаешь?
59.Бывает ли тебе трудно в школе или тебе легко в школе?
60.Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты или выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью?

В листок ответа необходимо заносить ответы детей:

Если ребенок выбирает первое утверждение, то напротив цифры, обозначающей вопрос, ставим + -;

Если ребенок выбирает второе утверждение, то ставим - +;

Если при ответе на вопрос, где надо выбрать ответ из трех вариантов, то записываем - + - (это означает, что ребенок выбрал 2-ой вариант ответа), + - - (ребенок выбрал первый вариант ответа), - - + (ребенок выбрал третий вариант ответа).

Листок ответа «Методика «Опросник Кетэлла

(детский вариант)». (Р.Б.Кеттэл, Р.В.Коан).

Ф.И. ребенка__________________________________________________________

Возраст ребенка___________Класс___________Дата обследования_____________

1.
2.
3.

Ключ:

1.+ - A 16. - + D 31. + - G 46. + - O
2. - + A 17. + - E 32. - + H 47. - + G
3. + - C 18. + - F 33. - + I 48. + - H
4. - + C 19. - + - B 34. + - O 49. + - I
5. + - A 20. + - D 35. + - G 50. - + O
6. - + C 21. - + E 36. + - H 51. - + Q3
7. + - A 22. - + F 37.- + I 52. + - Q3
8. + - C 23. + - - B 38. + - O 53. - + Q4
9. - + A 24. - + D 39. + - G 54. + - Q4
10. + - C 25. - + E 40. - + H 55. - + Q3
11.+ - - B 26. - + E 41. + - I 56. + - Q4
12. - + D 27. - - + B 42. - + O 57. + - Q3
13. + - E 28. + - D 43. - + G 58. + - Q4
14. - + F 29. + - E 44. + - H 59. - + Q3
15. - - + B 30. + - F 45. + - I 60. - + Q4

Обработка результатов и интерпретация.

Тест содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.

Оценки А+ характерны для человека, который легко под­вержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откли­кается на происходящие события, имеет выразительную экс­прессию. Для него характерны сильные колебания настро­ения.

Оценки А- характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлени­ям. Такой человек холоден и формален в контактах, не ин­тересуется жизнью окружающих его людей, предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одино­честве и в конфликтах не склонен идти на компромисс. В де­лах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок.

Фактор А

Высокая оценка А + Низкая оценка А —
Аффектотимия Доброта, сердечность Легкий в общении Эмоциональный, мягкосердеч­ный Открытый, доверчивый Гибкий, адаптивный Беззаботный, импульсивный Экспрессивный Хороший характер Шизотимия Обособленность, отчужденность Уединенный Сухой, холодный, беспристраст­ный Скрытный, подозрительный Ригидный, упрямый Тревожный, осторожный Сдержанный Конфликтный

Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным тестам.

Оценки В- характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления.

Фактор В

Высокая оценка В+ Низкая оценка В-
Высокий интеллект Умный Высокие общие мыслительные способности Может решать абстрактные за­дачи Широкие интеллектуальные интересы Быстро обучается Быстро соображает Упорный, настойчивый Образованный Низкий интеллект Глупый Низкие общие мыслительные способности Не может решать абстрактные задачи Узкий спектр интеллектуаль­ных интересов Медленно обучается Медленно соображает Не доводит дело до конца Необразованный


Оценки С+ характерны для человека, который является эмо­ционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действи­тельности. Он не скрывает от себя собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддается случайным колеба­ниям настроений.

Оценку С- характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и неспособным справиться с жизненными трудно­стями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, бес­покойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допу­стимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие от­ветственности, капризность.

Высокая оценка С+ Низкая оценкаС-
Сила «Я» Эмоциональная устойчивость Спокойный Свободный от невротических симптомов Реалистичен в отношении к жизни Умеет держать себя в руках Интересы постоянны Слабость «Я» Эмоциональная неустойчивость Легко расстраивается, тревожный Имеет невротические симптомы Уклоняется от ответственности Невыдержанный, возбудимый, не­терпеливый Неустойчив в интересах

Фактор С

Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на сла­бые провоцирующие стимулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная кон­центрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.

ОценкиD- характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому факто­ру, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности.

Высокая оценка D+ Низкая оценка D-
Возбудимость Беспокойство Нетерпеливый Демонстративный Активный Ревнивый Высокое самомнение Непостоянный Бесцеремонный Флегматичность Уравновешенность Спокойный Удовлетворенный Флегматичный Неревнивый Самокритичный Постоянный Тактичный

Фактор D

Оценки Е+ характерны для человека властного, которо­му нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и незави­симости, он живет по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая права на самостоятельность и требуя проявления самостоя­тельности от других. Такая личность действует смело, энер­гично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувство­вать превосходство над другими.

ОценкиЕ- характерны для человека послушного, кон­формного и зависимого. Такой человек руководствуется мне­нием окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко поддается влиянию авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая до­минантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.

Фактор Е

Высокая оценкаЕ+ Низкая оценкаЕ-
Доминантность Настойчивый Независимый Самоуверенный Хвастливый, тщеславный Конфликтный, своенравный Нетрадиционный, мятежный Бесцеремонный. Смелый, авантюристичный КонформностьПокорный, зависимый Подчиняющийся, ведомый Неуверенный в себе Скромный Доброжелательный, послушный Традиционный, робкий Тактичный Осторожный

ОценкиF+ характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумие, получает удоволь­ствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, пред­полагающей разнообразие, перемены, путешествия.

Оценки F- характерны для человека ответственного, трез­вого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьез­но и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такой человек для защиты от неудач принимает предохранительные меры, старательно планирует свои поступки

Фактор F

Высокая оценка F+ Низкая оценка F-
Сургенсия Беспечность Жизнерадостный Спокойный Общительный Разговорчивый Десургенсия Озабоченность Печальный, пессимистичный Тревожный Уединенный, интроспективный Молчаливый
Доверчивый Бодрый, энергичный Импульсивный Гибкий, подвижный, находчи­вый Легкомысленный, небрежный Подозрительный Вялый, апатичный Серьезный, осторожный Ригидный Ответственный

Оценки G+ характерны для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой че­ловек порядочен не потому, что это может оказаться выгод­ным, а потому, что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.

Оценки G- характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает уси­лий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность и обман. Такой человек склонен к непостоян­ству, может иметь тенденции к социопатии.

Фактор G

Высокая оценка G+ Низкая оценка G-
Сила — «Сверх-Я» Высокая совестливость Ответственный, обязатель­ный Моральный Зрелый Настойчивый, упорный Требовательный к порядку Дисциплинированный Слабость - «Сверх-Я» Недобросовестность Безответственный, легкомыслен­ный Беспринципный, пренебрегает обя­зательствами Незрелый Непостоянный, расслабленный Расхлябанный Потворствующий своим желаниям

Оценки Н+ характерны для человека, нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкно­вении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого такая личность не испытывает трудностей в общении, легко вступа­ет в контакты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.

Оценки H- характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чувством собствен­ной неполноценности. Человек с низким значением по фак­тору Н, как правило, медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного или двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит вместе с другими.

Фактор H

Высокая оценка H+ Низкая оценка Н-
Пармия Смелость Общительный Высокая оценка Беззаботный, не видит сигналов опасности Отзывчивый Дружелюбный Оживляется в присутствии про­тивоположного пола, проявляет открытый интерес Эмоциональные и художествен­ные интересы Любит быть на виду Тректия Робость Застенчивый Низкая оценка Осторожный, чувствительный к опасности Сдержанный Озлобленный Смущается в присутствии про­тивоположного пола Ограниченные интересы Уединенный

Оценки I+ характерны для человека, отличающегося мяг­костью, утонченностью, образностью, художественным вос­приятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым во­ображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ори­ентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления.Для него типичны тревожность и беспокойство по пово­ду состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.

Оценки I- характерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реа­лизмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здра­вый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодо­левает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны прини­мать на себя ответственность.

Фактор I

Высокая оценка I+ Низкая оценка I-
Премсия Мягкосердечие, нежность Сентиментальный, эстетически утонченный Ранимый Склонный к фантазиям Действует по интуиции Мягкий, добрый Зависимый, нуждающийся в помощи и внимании Легкомысленный Ипохондричный Нетерпеливый, непостоянный Харрия Суровость, жестокость Реалистичный «Толстокожий» Не склонный к фантазиям, практичный Действует по логике Несколько черствый Независимый, самоудовлетво- ренный Ответственный Не склонный к ипохондрии Эмоционально зрелый

Оценки 0+ характерны для человека тревожного, пода­вленного, озабоченного, с пониженным настроением, легко плачущего. Он подвержен печальным размышлениям в оди­ночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело пере­живает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, скло­нен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, знания, способности. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрения или неодобрения со стороны окружа­ющих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.

Оценки О-характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, само­упрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окру­жающих.

Фактор O.

Высокая оценка 0+ Низкая оценка 0-
Гипотимия Склонность к чувству вины Печальный, унылый Озабоченный Чувствительный к замечаниям и порицаниям, ранимый Недооценивающий себя Боязливый, не чувствующий себя в безопасности Склонный к размышлениям Напряженный Гипертимия Самоуверенность, уверенная адекватность, Жизнерадостный Спокойный Нечувствительный к замеча­ниям и порицаниям, безмятеж­ный Самоуверенный Смелый, чувствующий себя в безопасности Активный Расслабленный

Оценки Q3+ свидетельствуют об организованности, уме­нии хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останав­ливаются при столкновении с трудными проблемами, склон­ны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают соци­альные требования и заботятся о своей общественной репу­тации.

Оценки Q3- характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не рас­точать ее. Они не умеют организовывать свое время и поря­док выполнения дел.

Фактор Q3.

Высокая оценка Q3+ Низкая оценка Q3-
Контроль желаний Высокий самоконтроль поведе­ния Импульсивность Низкий самоконтроль поведе­ния

Оценки Q4+ характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоян­но находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствую­щей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость, с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отноше­ние к критике.

Оценки Q4- характерны для людей, которые отличают­ся расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Они невозмутимы, спокойно относятся и к уда­чам, и к неудачам, находят удовлетворение в любом по­ложении дел и не стремятся к достижениям и переменам.

Фактор Q4

Высокая оценка Q4+ Низкая оценка Q4-
Фрустрированность Напряженность Нефрустрированность Расслабленность

Нормативные данные.

Стеновые нормы: мальчики 8 -10 лет

Фак­торы Стены
А 1-2
В 0-1 '8
С 4-5
D 4-5
Е - 7-8 9-10
F 0-1 - 9-10
G 3-4 -9
Н 0-2 -
I - 8-10
О - 4-5 9-10
Q3 4-5
Q4 9-10

Стеновые нормы: девочки 8 -10 лет.

  Стены
Фак-торы
А 0-1 2-3 -
В 0-1
С 3-4
D - 5-6 7-8
Е - 8-10
F 9-10
G 0-1 3-4 -
Н 0-1 3-4 -
I 0-1 3-4 -
О - 8-10
Q3 0-1 3-4 -
Q4 - 6-7 9-10
                       

Стеновые нормы : мальчики 11 – 12 лет.

Фак-торы Стены
 
А 4-5
В 0-2 -
С 4-5
D 2-3
Е 0-1
F 0-1 2-3 -
G - 6-7 9-10
Н 0-1
I - 8-10
О - 5-6 9-10
Q3 - 8-10
Q4 3-4

Стеновые нормы: девочки 11 – 12 лет.

Наши рекомендации

Фак­торы Стены