Листок ответа «Методика «Опросник Кетэлла
Методики для исследования личностных особенностей
Младших школьников.
1. Исследование особенностей личности. Методика «Опросник Кетэлла (детский вариант)». (Р.Б.Кеттэл, Р.В.Коан) 1-4 классы
2. Исследование самооценки и уровня притязаний А.М. Прихожан.
3-4 классы (только 1-я часть).
3. Исследование социометрического статуса.
Методика «Социометрия Дж.Морено».
4. Исследование тревожности.
Методика «Шкала явной тревожности CMAS». 3-4классы.
5. Рисунок «Я в школе»
1. Исследование особенностей личности. Методика «Опросник Кетэлла (детский вариант)». (Р.Б.Кеттэл, Р.В.Коан)
Цель: Измерение степени выраженности черт личности.
Существует два варианта текста вопросника Кеттэла, один для мальчиков и второй – для девочек.
Младшим школьникам (1 – 4 классов) текст вопросника зачитывается мальчикам и девочкам отдельно, но можно использовать один общий опросник, изменяя в нужных случаях формулировки утверждений (для мальчиков и девочек). Методика проводится индивидуально, с каждым ребенком.
Перед ребенком кладется текст опросника. Взрослый зачитывает ребенку утверждения, а ребенок говорит, какое из них он выбирает. Взрослый отмечает ответ ребенка в листок ответа (см. ниже).
Инструкция: Я тебе сейчас буду зачитывать ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары тебе необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для тебя. В некоторых случаях тебе придется сделать выбор одного из трех ответов. Тебе надо отвечать честно и быстро.
Вариант для мальчиков.
1.Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями | или | ты их выполняешь долго? |
2. Если над тобой подшутили, ты смеешься | или | немного сердишься? |
3.Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо | или | ты можешь справиться только с некоторыми заданиями? |
4.Ты часто делаешь ошибки | или | ты их почти не делаешь? |
5.У тебя много друзей | или | не очень много? |
6.Другие мальчики умеют больше, чем ты, | или | ты можешь столько же? |
7.Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей | или | случается, что ты их забываешь? |
8.Ты много читаешь | или | большинство ребят читают больше? |
9.Когда учитель выбирает другого мальчика для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно | или | ты быстро об этом забываешь? |
10.Ты считаешь, что твои выдумки, идеи, предложения хорошие и правильные | или | ты не уверен в этом? |
11.Какое слово будет противоположным по значению слову «СОБИРАТЬ»? «РАЗДАВАТЬ», или «НАКАПЛИВАТЬ», или «БЕРЕЧЬ». | ||
12.Ты обычно молчаливый | или | или много говоришь? |
13.Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой | или | у тебя ощущение, что ты сделал что-то неправильно? |
14.Тебе понравилось бы заниматься с книгами в библиотеке | или | быть капитаном дальнего плавания? |
15.Какая из следующих букв отличается от двух других? «С», или «Т», или «У». | ||
16.Ты можешь вечером долго сидеть спокойно | или | начинаешь ерзать? |
17.Если ребята беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь | или | ты ждешь, когда они закончат? |
18.Ты смог бы стать космонавтом | или | ты думаешь, что это слишком сложно? |
19.Дан цифровой ряд: 2, 4, 8, … Какая следующая цифра в этом ряду? 10, или 16, или 12. | ||
20.Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный | или | ты тихий и спокойный? |
21.Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят | или | тебе больше нравится рассказывать самому? |
22.В свободное время ты лучше поиграл бы в мяч | или | почитал бы книгу? |
23.Дана группа слов «ХОЛОДНЫЙ», Одно слово не подходит к остальным. или «ТЕПЛЫЙ». | «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Какое? «МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ», | |
24.Ты всегда осторожен в своих движениях | или | бывает, когда ты бегаешь и задеваешь предметы? |
25.Ты тревожишься, что тебя могут наказать | или | тебя это никогда не волнует? |
26.Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь | или | быть летчиком? |
27.Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех? КОЛЯ, или АНЯ, или НАТАША, | ||
28.Учитель часто делает тебе замечания на уроке | или | он считает, что ты ведешь себя так, как надо? |
29.Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор | или | молчишь? |
30.Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются | или | когда ты занимаешься, должна быть тишина? |
31.Ты слушаешь «Новости» по телевизору | или | ты идешь играть, когда они начинаются? |
32.Тебя обижают взрослые | или | они тебя хорошо понимают? |
33.Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта | или | ты немного волнуешься? |
34.С тобой случаются большие неприятности | или | мелкие, незначительные? |
35.Если ты знаешь ответ на вопрос, ты сразу же поднимаешь руку | или | ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки? |
36.Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься так же быстро, как и остальные ребята | или | тебе надо больше времени? |
37.Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) | или | врачом? |
38.Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается | или | редко? |
39.Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал | или | помогаешь, если не видит учитель? |
40.В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой | или | они частенько слушают тебя? |
41.если ты слышишь грустную историю, слезы могут навернуться на твои глаза | или | этого не бывает? |
42.большинство твоих планов тебе удается осуществить | или | порой получается не так, как ты думал? |
43.Когда мама зовет тебя домой, идешь сразу же | или | ты продолжаешь играть еще немного? |
44.Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать | или | ты робеешь, смущаешься? |
45.Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми | или | тебе не понравилось бы оставаться с ними? |
46.Бывает так, что тебе одиноко и грустно | или | такого с тобой не бывает? |
47.Уроки дома ты делаешь в разное время дня | или | в одно и тоже время? |
48.Хорошо ли тебе живется | или | не совсем хорошо? |
49.С большим удовольствием ты оправился за город полюбоваться красивой природой | или | на выставку современных машин? |
50.если тебе делают замечание, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение | или | ты сильно расстраиваешься? |
51.Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике | или | быть учителем? |
52.когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо | или | ты шумишь вместе с ними? |
53.Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло | или | тебя это сердит? |
54.случалось ли тебе делать что-то такое, чего не следовало делать, | или | такого не случалось? |
55.Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить | или | тебе нравятся более серьезные? |
56.Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начинается | или | тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание? |
57.Охотнее ты сейчас бы ходил бы в школу | или | поехал путешествовать в автомобиле? |
58.Бывает иногда, что ты злишься на всех | или | ты всегда доволен всеми? |
59.Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный | или | строгий? |
60.Дома ты ешь все, что тебе предлагают | или | Ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь? |
Вариант для девочек.
1.К тебе хорошо относятся все окружающие | или | только некоторые люди? |
2.Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонная и вялая | или | тебе сразу хочется повеселиться? |
3.Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие | или | тебе надо немного больше времени? |
4.Бываешь ли ты иногда неуверенна | или | ты уверенна в себе? |
5.Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей | или | иногда тебе не хочется никого видеть? |
6.Говорит ли тебе мама, что ты делаешь все быстро | или | ты медлительна? |
7.Другим детям нравится то, что ты предлагаешь | или | им не всегда это нравится? |
8.В школе ты выполняешь все точно так, как требуют | или | твои одноклассники выполняют требования учителя более точно? |
9.Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя | или | Они относятся к тебе по-дружески? |
10.Ты делаешь все всегда хорошо | или | бывают дни, когда у тебя ничего не получается? |
11.Больше всего общего со «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют «ВОДА», или «БУРЯ», или «ЗИМА» | ||
12.Ты сидишь во время урока спокойно | или | любишь повертеться? |
13.Ты возражаешь иногда своей маме | или | ты ее побаиваешься? |
14.Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу | или | кататься на лыжах с высоких гор? |
15. « ХОДИТЬ» так относится к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову «ВЕРХОМ», или «ПОЛЗКОМ», или «БЫСТРО». | ||
16.Ты считаешь, что ты всегда вежлива | или | бываешь надоедливой? |
17.Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем) | или | с тобой легко иметь дело? |
18.Менялась ли ты с кем-нибудь из ребят своими школьными принадлежностями (карандашом, линейкой, ручкой) | или | ты этого никогда не делала? |
19.Дан цифровой ряд: 7, 5, 3,… Какая следующая цифра в этом ряду? 2, или1, или 9 | ||
20.Хочется ли тебе быть иногда непослушной | или | у тебя никогда нет такого желания? |
21.Твоя мама делает все лучше, чем ты, | или | часто твое предложение бывает лучше? |
22.Если бы ты была диким животным, ты охотнее стала бы быстрой лошадью | или | тигрицей? |
23.Дана группа слов: «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ», «ЧАСТО», «НИКТО». Одно слово не подходит к остальным. Какое? «ЧАСТО», или «НИКТО», или «ВСЕ» | ||
24.Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно | или | тебе от радости хочется прыгать? |
25.Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, ты прощаешь ему это | или | ты относишься к нему также? |
26.Что тебе больше понравилось бы плавать | или | нырять с вышки в бассейне? |
27.ВОВА моложе ПЕТИ, СЕРЕЖА моложе ВОВЫ. Кто самый старший? СЕРЕЖА, или ВОВА, или ПЕТЯ | ||
28.Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимательна и допускаешь много помарок в тетради | или | он этого почти никогда не говорит? |
29.В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать то, что ты хочешь | или | спокойно можешь уступить? |
30.Ты лучше послушала бы историю о войне | или | о жизни животных? |
31.Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс | или | обычно это делают другие? |
32.Ты долго помнишь о своих неприятностях | или | быстро о них забываешь? |
33.Тебе бы больше понравилось хорошо шить наряды | или | быть балериной? |
34.Если мама тебя отругала, ты становишься грустной | или | настроение у тебя почти портится? |
35.Ты всегда собираешь портфель с вечера | или | бывает, что делаешь это утром? |
36.Хвалит ли тебя учитель? | или | он о тебе мало говорит? |
37.Можешь ли ты прикоснуться к пауку | или | паук тебе неприятен? |
38.Часто ли ты обижаешься | или | это случается редко? |
39.Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь | или | еще немного продолжаешь заниматься своим делом? |
40.Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком | или | ты совсем не смущаешься? |
41.Ты скорее стала бы художником | или | хорошим парикмахером? |
42.Утебя все удачно выходит | или | бывают неудачи? |
43.Если ты не поняла условия задачи, ты обращаешься к кому-либо из ребят | или | к учителю? |
44.Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись, | или | ты находишь, что это не очень легко? |
45.После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя | или | тебе хочется сразу же выйти в коридор? |
46.Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо | или | такого с тобой не бывает? |
47.По пути из школы ты останавливаешься поиграть | или | после школы ты идешь сразу домой? |
48.Всегда ли твои родители выслушивают тебя | или | они часто сильно заняты? |
49.Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно | или | тебе это безразлично? |
50.У тебя мало затруднений | или | много? |
51.В свободное время ты лучше пошла бы в кино | или | сажать цветы и деревья во дворе? |
52.Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах | или | о прогулке, экскурсии? |
53.если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного, | или | ты сердишься на них? |
54.При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть | или | ты просто оглядываешься? |
55.Тебе больше нравится, когда вы с девочками рассказываете что-то друг другу | или | тебе больше нравится играть с ними? |
56.Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда взволнована, | или | ты всегда разговариваешь спокойно? |
57.Охотнее ты пошла бы на урок | или | посмотрела бы выступление фигуристов? |
58.Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, посторонние разговоры мешают тебе | или | ты их не замечаешь? |
59.Бывает ли тебе трудно в школе | или | тебе легко в школе? |
60.Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты | или | выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью? |
В листок ответа необходимо заносить ответы детей:
Если ребенок выбирает первое утверждение, то напротив цифры, обозначающей вопрос, ставим + -;
Если ребенок выбирает второе утверждение, то ставим - +;
Если при ответе на вопрос, где надо выбрать ответ из трех вариантов, то записываем - + - (это означает, что ребенок выбрал 2-ой вариант ответа), + - - (ребенок выбрал первый вариант ответа), - - + (ребенок выбрал третий вариант ответа).
Листок ответа «Методика «Опросник Кетэлла
(детский вариант)». (Р.Б.Кеттэл, Р.В.Коан).
Ф.И. ребенка__________________________________________________________
Возраст ребенка___________Класс___________Дата обследования_____________
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Ключ:
1.+ - A | 16. - + D | 31. + - G | 46. + - O |
2. - + A | 17. + - E | 32. - + H | 47. - + G |
3. + - C | 18. + - F | 33. - + I | 48. + - H |
4. - + C | 19. - + - B | 34. + - O | 49. + - I |
5. + - A | 20. + - D | 35. + - G | 50. - + O |
6. - + C | 21. - + E | 36. + - H | 51. - + Q3 |
7. + - A | 22. - + F | 37.- + I | 52. + - Q3 |
8. + - C | 23. + - - B | 38. + - O | 53. - + Q4 |
9. - + A | 24. - + D | 39. + - G | 54. + - Q4 |
10. + - C | 25. - + E | 40. - + H | 55. - + Q3 |
11.+ - - B | 26. - + E | 41. + - I | 56. + - Q4 |
12. - + D | 27. - - + B | 42. - + O | 57. + - Q3 |
13. + - E | 28. + - D | 43. - + G | 58. + - Q4 |
14. - + F | 29. + - E | 44. + - H | 59. - + Q3 |
15. - - + B | 30. + - F | 45. + - I | 60. - + Q4 |
Обработка результатов и интерпретация.
Тест содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.
Оценки А+ характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.
Оценки А- характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден и формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей, предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одиночестве и в конфликтах не склонен идти на компромисс. В делах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок.
Фактор А
Высокая оценка А + | Низкая оценка А — |
Аффектотимия Доброта, сердечность Легкий в общении Эмоциональный, мягкосердечный Открытый, доверчивый Гибкий, адаптивный Беззаботный, импульсивный Экспрессивный Хороший характер | Шизотимия Обособленность, отчужденность Уединенный Сухой, холодный, беспристрастный Скрытный, подозрительный Ригидный, упрямый Тревожный, осторожный Сдержанный Конфликтный |
Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным тестам.
Оценки В- характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления.
Фактор В
Высокая оценка В+ | Низкая оценка В- |
Высокий интеллект Умный Высокие общие мыслительные способности Может решать абстрактные задачи Широкие интеллектуальные интересы Быстро обучается Быстро соображает Упорный, настойчивый Образованный | Низкий интеллект Глупый Низкие общие мыслительные способности Не может решать абстрактные задачи Узкий спектр интеллектуальных интересов Медленно обучается Медленно соображает Не доводит дело до конца Необразованный |
Оценки С+ характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддается случайным колебаниям настроений.
Оценку С- характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность.
Высокая оценка С+ | Низкая оценкаС- |
Сила «Я» Эмоциональная устойчивость Спокойный Свободный от невротических симптомов Реалистичен в отношении к жизни Умеет держать себя в руках Интересы постоянны | Слабость «Я» Эмоциональная неустойчивость Легко расстраивается, тревожный Имеет невротические симптомы Уклоняется от ответственности Невыдержанный, возбудимый, нетерпеливый Неустойчив в интересах |
Фактор С
Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.
ОценкиD- характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности.
Высокая оценка D+ | Низкая оценка D- |
Возбудимость Беспокойство Нетерпеливый Демонстративный Активный Ревнивый Высокое самомнение Непостоянный Бесцеремонный | Флегматичность Уравновешенность Спокойный Удовлетворенный Флегматичный Неревнивый Самокритичный Постоянный Тактичный |
Фактор D
Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, он живет по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.
ОценкиЕ- характерны для человека послушного, конформного и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко поддается влиянию авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.
Фактор Е
Высокая оценкаЕ+ | Низкая оценкаЕ- |
Доминантность Настойчивый Независимый Самоуверенный Хвастливый, тщеславный Конфликтный, своенравный Нетрадиционный, мятежный Бесцеремонный. Смелый, авантюристичный | КонформностьПокорный, зависимый Подчиняющийся, ведомый Неуверенный в себе Скромный Доброжелательный, послушный Традиционный, робкий Тактичный Осторожный |
ОценкиF+ характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумие, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.
Оценки F- характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такой человек для защиты от неудач принимает предохранительные меры, старательно планирует свои поступки
Фактор F
Высокая оценка F+ | Низкая оценка F- |
Сургенсия Беспечность Жизнерадостный Спокойный Общительный Разговорчивый | Десургенсия Озабоченность Печальный, пессимистичный Тревожный Уединенный, интроспективный Молчаливый |
Доверчивый Бодрый, энергичный Импульсивный Гибкий, подвижный, находчивый Легкомысленный, небрежный | Подозрительный Вялый, апатичный Серьезный, осторожный Ригидный Ответственный |
Оценки G+ характерны для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой человек порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.
Оценки G- характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность и обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии.
Фактор G
Высокая оценка G+ | Низкая оценка G- |
Сила — «Сверх-Я» Высокая совестливость Ответственный, обязательный Моральный Зрелый Настойчивый, упорный Требовательный к порядку Дисциплинированный | Слабость - «Сверх-Я» Недобросовестность Безответственный, легкомысленный Беспринципный, пренебрегает обязательствами Незрелый Непостоянный, расслабленный Расхлябанный Потворствующий своим желаниям |
Оценки Н+ характерны для человека, нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого такая личность не испытывает трудностей в общении, легко вступает в контакты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.
Оценки H- характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по фактору Н, как правило, медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного или двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит вместе с другими.
Фактор H
Высокая оценка H+ | Низкая оценка Н- |
Пармия Смелость Общительный Высокая оценка Беззаботный, не видит сигналов опасности Отзывчивый Дружелюбный Оживляется в присутствии противоположного пола, проявляет открытый интерес Эмоциональные и художественные интересы Любит быть на виду | Тректия Робость Застенчивый Низкая оценка Осторожный, чувствительный к опасности Сдержанный Озлобленный Смущается в присутствии противоположного пола Ограниченные интересы Уединенный |
Оценки I+ характерны для человека, отличающегося мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления.Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.
Оценки I- характерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность.
Фактор I
Высокая оценка I+ | Низкая оценка I- |
Премсия Мягкосердечие, нежность Сентиментальный, эстетически утонченный Ранимый Склонный к фантазиям Действует по интуиции Мягкий, добрый Зависимый, нуждающийся в помощи и внимании Легкомысленный Ипохондричный Нетерпеливый, непостоянный | Харрия Суровость, жестокость Реалистичный «Толстокожий» Не склонный к фантазиям, практичный Действует по логике Несколько черствый Независимый, самоудовлетво- ренный Ответственный Не склонный к ипохондрии Эмоционально зрелый |
Оценки 0+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного, с пониженным настроением, легко плачущего. Он подвержен печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, знания, способности. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.
Оценки О-характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.
Фактор O.
Высокая оценка 0+ | Низкая оценка 0- |
Гипотимия Склонность к чувству вины Печальный, унылый Озабоченный Чувствительный к замечаниям и порицаниям, ранимый Недооценивающий себя Боязливый, не чувствующий себя в безопасности Склонный к размышлениям Напряженный | Гипертимия Самоуверенность, уверенная адекватность, Жизнерадостный Спокойный Нечувствительный к замечаниям и порицаниям, безмятежный Самоуверенный Смелый, чувствующий себя в безопасности Активный Расслабленный |
Оценки Q3+ свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.
Оценки Q3- характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел.
Фактор Q3.
Высокая оценка Q3+ | Низкая оценка Q3- |
Контроль желаний Высокий самоконтроль поведения | Импульсивность Низкий самоконтроль поведения |
Оценки Q4+ характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость, с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.
Оценки Q4- характерны для людей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Они невозмутимы, спокойно относятся и к удачам, и к неудачам, находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам.
Фактор Q4
Высокая оценка Q4+ | Низкая оценка Q4- |
Фрустрированность Напряженность | Нефрустрированность Расслабленность |
Нормативные данные.
Стеновые нормы: мальчики 8 -10 лет
Факторы | Стены | |||||||||
А | 1-2 | |||||||||
В | 0-1 | '8 | ||||||||
С | 4-5 | |||||||||
D | 4-5 | |||||||||
Е | - | 7-8 | 9-10 | |||||||
F | 0-1 | - | 9-10 | |||||||
G | 3-4 | -9 | ||||||||
Н | 0-2 | - | ||||||||
I | - | 8-10 | ||||||||
О | - | 4-5 | 9-10 | |||||||
Q3 | 4-5 | |||||||||
Q4 | 9-10 |
Стеновые нормы: девочки 8 -10 лет.
Стены | |||||||||||
Фак-торы | |||||||||||
А | 0-1 | 2-3 | - | ||||||||
В | 0-1 | ||||||||||
С | 3-4 | ||||||||||
D | - | 5-6 | 7-8 | ||||||||
Е | - | 8-10 | |||||||||
F | 9-10 | ||||||||||
G | 0-1 | 3-4 | - | ||||||||
Н | 0-1 | 3-4 | - | ||||||||
I | 0-1 | 3-4 | - | ||||||||
О | - | 8-10 | |||||||||
Q3 | 0-1 | 3-4 | - | ||||||||
Q4 | - | 6-7 | 9-10 | ||||||||
Стеновые нормы : мальчики 11 – 12 лет.
Фак-торы | Стены | |||||||||
А | 4-5 | |||||||||
В | 0-2 | - | ||||||||
С | 4-5 | |||||||||
D | 2-3 | |||||||||
Е | 0-1 | |||||||||
F | 0-1 | 2-3 | - | |||||||
G | - | 6-7 | 9-10 | |||||||
Н | 0-1 | |||||||||
I | - | 8-10 | ||||||||
О | - | 5-6 | 9-10 | |||||||
Q3 | - | 8-10 | ||||||||
Q4 | 3-4 |
Стеновые нормы: девочки 11 – 12 лет.
Факторы | Стены |