Методика 3. Опросник К. Томаса

Методика разработана К. Томасом и направлена на определение стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению .

Таблица 4. Результаты методики "Опросник К. Томаса" диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации на констатирующем этапе эксперимента .

№ п/п Фамилия и имя ребенка Соперни чество Сотруд ничество Компро мисс Избегание Приспособ ление
Акулян А. +        
Агишева Э. +        
Артамонова А. +        
Ахмадуллина Ю +        
Белоножко А. +        
Габбасов А +        
Гулинян Н. +        
Закиров В. +        
Заприлюк В. +        
Иванова В. +        
Игнатьева С. +        
Иркабаев Ф. +        
Киселева С. +        
Копылов Е. +        
Кулаков А. +        
Майовский А. +        
Масленников А +        
Марченко Н. +        
Молодец А. +        
Музафарова А. +        
Норкевичуте Т. +        
Степашин А +        
Тибеев Р. +        
Усманов Р. +        
Юлдашева Д. +        
Всего человек 6 м и 6 д 2 м и 1 д 1 м и 1 д 3 м и 3 д 2 м.  
В процентах  

Таким образом, результаты представленные в таблице показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего в группе испытуемых используется стиль соперничество (48% - 24% мальчиков и 24% девочек) и избегание от участия в конфликте (24%- 12% мальчиков и 12% девочек); по результатам эксперимента меньше всего испытуемые владеют стилем сотрудничество (12%) и компромисс (8%).

Значит можно сказать, что в данной группе не рационально используются стили поведения в конфликтной ситуации, а именно – чаще всего используется стиль соперничество и избегание от участия в конфликте, что, несомненно, оказывает негативное влияние на социально-психологический климат в группе, поэтому ситуация здесь характеризуется высокой конфликтностью.

Методика 4. Фрейбурский личностный опросник ( FPI ) .

Опросник разработан группой исследователей, куда входили Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел и направлен на диагностику некоторых важных свойств личности .

Таблица5. Результаты методики " Фрейбурский личностный опросник ( FPI ) " диагностирующей особенности личности на констатирующем этапе эксперимента .

№ п/п Фамилия и имя ребенка I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Акулян А. + + + э + м            
Агишева Э. + + + э ф              
Артамонова А. + + + и ф              
Ахмадуллина Ю + + + + и + ф          
Белоножко А. + + + э м              
Габбасов А + + + + э + м          
Гулинян Н. + + э + ф              
Закиров В. + + + э м              
Заприлюк В. + + + э + м            
Иванова В. + + + э + м            
Игнатьева С. + + + + и + ф          
Иркабаев Ф. + + и ф                
Киселева С. + + и ф                
Копылов Е. + + + э м              
Кулаков А. + + + э + м            
Майовский А. + + + + э + м          
Масленников А + + + + э + м          
Марченко Н. + + + э + м            
Молодец А. + + + + + и + м        
Музафарова А. + + + э + м            
Норкевичуте Т. + + + э ф              
Степашин А + + + + и ф            
Тибеев Р. + + + и м              
Усманов Р. + + + и + м            
Юлдашева Д. + + и ф                
Всего человек      
В процентах      

Анализ результатов исследования по данной методике показал, что в группе преобладают такие особенности личности, как: невротичность, раздражительность, реактивная агрессивность и неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, недостаточной саморегуляции в 116% случаев у мальчиков и 80% у девочек.

На основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что необходимо провести коррекционную работу и дать практические рекомендации по коррекции снижения агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста, а также по стабилизации уровня самооценки до адекватной, повышению уровня самоконтроля, способность и умение держаться принятой линии поведения.

2.2 Анализ и оценка результатов диагностики агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста на формирующем этапе эксперимента

После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика.

Таблица6. Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей виды агрессивных проявлений на формирующем этапе эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозри тельность Вербальная агрессия Угрызение совести и чувство вины
Акулян А.                
Агишева Э.                
Артамонова А.                
Ахмадуллина Ю                
Белоножко А.                
Габбасов А +              
Гулинян Н. +              
Закиров В.                
Заприлюк В. +              
Иванова В.                
Игнатьева С. +              
Иркабаев Ф. +              
Киселева С.                
Копылов Е.                
Кулаков А.                
Майовский А. +              
Масленников А +              
Марченко Н. +              
Молодец А.                
Музафарова А.                
Норкевичуте Т.                
Степашин А +              
Тибеев Р. +              
Усманов Р. +              
Юлдашева Д.                
Всего детей  

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:

физическая агрессия – 3 мальчика (12%) и 0 девочек (0%)

косвенная агрессия – 0 мальчиков (0%) и 1 девочка (4%)

раздражение – 1 мальчик (4%) и 0 девочек (0%)

негативизм – 1 мальчик (4%) и 0 девочек (0%)

обида – 1 мальчик (4%)

подозрительность – 0 детей

вербальная агрессия – 1 мальчик (4%) и 2 девочки (8%)

угрызения совести и чувство вины – 2 мальчика (8%) и 0 девочек (0%)

Анализ табличных и графических данных на формирующем этапе эксперимента показал, что в данной группе испытуемых 40% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: из них 28% мальчики и 12% девочки. Сравнивая с результатами констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что проявления агрессивности и враждебности у подростков понизилось.

Таблица7. Результаты методики " Методика рисуночной фрустрации " диагностирующей фрустрационные реакции на формирующем этапе эксперимента

№ п/п Фамилия и имя ребенка GCR, в % Типы реакции
OD ED NP
Акулян А. 72,9 а    
Агишева Э. 95,8 а +  
Артамонова А. + н  
Ахмадуллина Ю 72,9 а    
Белоножко А. 81,2 а +  
Габбасов А 37,5 в    
Гулинян Н. 62,5 в    
Закиров В. 85,4 а +  
Заприлюк В. 33,3 в    
Иванова В. 68,7 а    
Игнатьева С. 70,8 + а  
Иркабаев Ф. 87,5 а +  
Киселева С. 91,6 а +  
Копылов Е. 81,2 а +  
Кулаков А. 62,5 а +  
Майовский А. 41,6 + в  
Масленников А 37,5 н    
Марченко Н. 58,3 в +  
Молодец А. 39,6 н    
Музафарова А. 70,8 а +  
Норкевичуте Т. 64,5 а +  
Степашин А + н  
Тибеев Р. 79,1 а +  
Усманов Р. 91,6 а +  
Юлдашева Д. 95,8 н    

GCR – коэффициент групповой конформности (конфликтность личности)

OD – фиксация на препятствии

ED – фиксация на самозащите (самооценка)

NP – фиксация на удовлетворение потребностей

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 60% подростков адекватная самооценка, что сказалось и на коэффициенте групповой сплоченности. В результате - 24% конфликтных подростков, где 20% мальчиков и 4% девочек, то есть после проведенных коррекционных занятий, конфликтность в группе подростков понизилась.

Таблица8. Результаты методики "Опросник К. Томаса" диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации на формирующем этапе эксперимента

№ п/п Фамилия и имя ребенка Соперни чество Сотруд ничество Компро мисс Избегание Приспособ ление
Акулян А. +        
Агишева Э. +        
Артамонова А. +        
Ахмадуллина Ю +        
Белоножко А. +        
Габбасов А +        
Гулинян Н. +        
Закиров В. +        
Заприлюк В. +        
Иванова В. +        
Игнатьева С. +        
Иркабаев Ф. +        
Киселева С. +        
Копылов Е. +        
Кулаков А. +        
Майовский А. +        
Масленников А +        
Марченко Н. +        
Молодец А. +        
Музафарова А. +        
Норкевичуте Т. +        
Степашин А +        
Тибеев Р. +        
Усманов Р. +        
Юлдашева Д. +        
Всего человек 4 м 3 м и 6 д 3 м и 3 д 1 м и 1 д 3 м и 1 д  
В процентах  

Результаты представленные в таблице показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего испытуемые в группе стали использовать стиль сотрудничество (36%) и компромисс (24%).

Таким образом, анализ результатов на констатирующем и формирующем этапе эксперимента показал, что в данной группе подростки научились рационально использовать стратегии решения конфликтов, а именно – чаще всего стал использоваться стиль сотрудничество и компромисс, что положительно сказалось на социально-психологическом климате в группе, поэтому ситуация в данном коллективе характеризуется пониженной конфликтностью и комфортном прибивании подростков в классе.

Таблица9. Результаты методики " Фрейбурский личностный опросник ( FPI ) " диагностирующей особенности личности на формирующем этапе эксперимента.

№ п/п Фамилия и имя ребенка I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Акулян А. + + + э м              
Агишева Э. + + + э ф              
Артамонова А. + + + + и ф            
Ахмадуллина Ю + + + + э ф            
Белоножко А. + + + э м              
Габбасов А + + + + э + м          
Гулинян Н. + + э ф                
Закиров В. + + + э м              
Заприлюк В. + + + э + м            
Иванова В. + + + э м              
Игнатьева С. + + э ф                
Иркабаев Ф. + + + и ф              
Киселева С. + + + э ф              
Копылов Е. + + + э м              
Кулаков А. + + + э м              
Майовский А. + + + э + м            
Масленников А + + + + э + м          
Марченко Н. + + + э + м            
Молодец А. + + + + + и + м        
Музафарова А. + + + э м              
Норкевичуте Т. + + + э ф              
Степашин А + + + э ф              
Тибеев Р. + + и м                
Усманов Р. + + + э м              
Юлдашева Д. + + + и ф              
Всего человек      
В процентах      

Анализ результатов исследования по данной методике на формирующем этапе эксперимента показал, что в группе преобладают такие особенности личности, как: общительность, уравновешенность, самокритичность, открытость, искренность, эмоциональная устойчивость в 92% случаев у мальчиков и 100% у девочек.

Таким образом, сравнивая результаты исследования на констатирующем и формирующем этапе эксперимента можно сделать вывод о том, что снизился уровень агрессивных и враждебных реакций.

Заключение

На протяжении подросткового возраста агрессивные проявления во фрустрирующих ситуациях отличаются постоянством.

При различных видах агрессии имеют значение разнообразные факторы:

1. Пол объекта агрессии. Мальчики гораздо чаще демонстрируют такую агрессию по отношению к мальчику-новичку, чем к девочке (возможно, потому, что новичок-мальчик сам ведет себя более агрессивно, чем девочка). Девочки того же возраста примерно одинаково реагируют на новичков разного пола (имеется в виду открытая физическая агрессия);

2. Боязнь возмездия. Возможно, физически слабые девочки, как и подобные мальчики, опасаются проявлять открытую агрессию по отношению к сильным мальчикам.

3. Провоцирование агрессии. Часто "жертва" агрессии в значительной мере ответственна за ее проявление у партнера по взаимодействию. В том числе это касается и агрессии во время совершения преступления: жертвой - и агрессии и преступления - может быть не только женщина (как принято считать), но и мужчина, однако гораздо чаще при этом обвиняют мужчину

4. Социальное подкрепление. За проявление агрессии мальчики скорее поощряются своими сверстниками, а девочки - ожидают негативных санкций;

5. Гендерные нормы поведения. Они различны - физическую агрессию со стороны женщины воспринимают как проявление неумения владеть собой и несоблюдение общепринятых норм поведения, а мужчины - как способ повысить свою самооценку и усилить позицию в группе;

6. Техника измерения физической агрессии. Не всегда есть уверенность в надежности этого измерения - в частности, в силу сложности предмета.

Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую - вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для девочек, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Так, девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на новичков (как мальчиков, так и девочек), но используют скрытую агрессию (игнорирование, избегание, отказ во взаимодействии, исключение из группы). В подростковом возрасте девочки также чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женскому полу по частоте ее использования.

Половые различия в агрессии пытаются объяснять влиянием как биологических, так и социальных факторов. К первым относится наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью и гормональный фактор, ко вторым -формирование гендерных стереотипов, позволяющих мужчинам открыто демонстрировать свою агрессивность, а от женщин требующих ее скрывать.

Для акцентуантов с гипертимным и возбудимым типами акцентуации характера более свойственны, чем для остальной выборки, проявления физической и вербальной агрессии, раздражения, подозрения, обиды, агрессивных реакций во фрустрирующих ситуациях.

Агрессивность в возрасте 12 - 14 лет рассматривается как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии; в возрасте 15 -16 лет как способ повышения социального статуса, завоевания авторитета в группе.

Проявления как ситуативной, так и личностной тревожности в подростковом возрасте характеризуются стабильностью; они не связаны с проявлениями агрессивности, и лишь в 19 - 20 лет её открытые формы начинают вызывать постоянные чувства вины, тревоги и беспокойства.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности подростков и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Отклоняющееся поведение подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, - применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

Выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий; современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения. Результаты, полученные после применения рекомендаций по коррекции агрессивного поведения, показали, что у мальчиков и девочек подросткового возраста уровень самооценки стабилизировался до адекватного, в результате чего понизился уровень агрессии и агрессивных проявлений, а также повысился уровень самоконтроля, способность и умение держаться принятой линии поведения. Подростки стали более спокойные, жизнерадостные, доброжелательные, уверенные в себе, обязательные, самостоятельные.

Список литературы

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Просвещение,2012.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2011.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. : Речь, 2014.

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2010.

6. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2011.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2010.

8. Колесникова Г.Н. Психологическое консультирование. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

9. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: От нормы до патологии. – М.: Изд-во Омега-Л, 2013.

10. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика, М.: Издательство: Когито[11] - Центр, 2014.

11. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. -М.: ИНФРА-М, 2010.

12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2012.

13. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2013.

14. Раис Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб. , 2015.

15. Реан.А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности.// Ананьевские чтения-97. СПб.: Питер, 2010.

16. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 2006. № 5.

17. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003.

[11]

Наши рекомендации