Пути повышения воспитательных возможностей семьи
Повышение воспитательных возможностей семьи включает реше- ние ряда проблем. Необходимо выявить типичные проблемы и ошиб- ки родителей в воспитании детей и определить те направления дея- тельности, которые могли бы способствовать повышению их воспита- тельных возможностей.
Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка в семье.
|
цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребенок не понимает, что от него хотят родители, и упорно сопротивляется их воспитательному воздействию.
2. «Фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, возникшая после рождения ребенка (ведение днев- ника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи и т.п.), часто резко падает к 1,5—2 годам. К 2,5—3-летнему возрасту ре- бенка у них наблюдается своего рода последствия «фальстарта» — преждевременно истраченные силы, известный уровень усталости, переходящий в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4—5 годам, подтверждает, что время упущено.
3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства — это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности ро- дителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформиру- ется родителями с большим упорством, которые не замечают негатив- ных последствий.
4. Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в
156 Раздел IV. Среда и формирование личности
силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от вос- питания детей; амбициозности родителей (одного из родителей) и др. Часто мать занимается воспитанием одна, что способствует форми- рованию у нее особой привязанности к ним. Со временем ее потреб- ность во взаимной исключительной привязанности ослабевает. Вклю- чение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повы- шением претензий к детям. Возникает «ревность» в отношении к ним. Все это способствует формированию отношений противопостав- ления между детьми и родителями, что негативно сказывается на их воспитании.
5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического
«синдрома маленького ребенка» или предпочтение видения в под- ростке детских качеств. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рас- сматривая подростка как «еще маленького и беззащитного», они про- являют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие, стимулируя инфантилизм (со- хранение в психике и поведении взрослеющего человека особеннос- тей, присущих детскому возрасту). Чем дольше по времени насильно удерживается внимание ребенка на этом образе, тем далее отодвига- ется процесс обращения его внимания на себя, идентификацию своих половых, возрастных и гражданских качеств в процессе социализации.
6. Атрибутивная (от лат. attributum — придавать, снабжать — оп- ределенный, относящийся к определению, употребляющийся в каче- стве определения) проекция — проектирование чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта
«проекции на подростка собственных нежелаемых качеств». В резуль- тате проявляется эмоциональное отвержение или жестокое обраще- ние. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в себе. Это могут быть агрессивность, упрямство, несобранность, про- тестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими истин- ными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Он при этом нередко навязывает подростку статус «неисправимого», «психа»,
«недотепы» и т.п. Борьба с нежелаемыми истинными или воображае- мыми качествами подростка помогает отцу верить, что у него самого данного качества нет.
7. Снисходительная гиперпротекция. Она проявляется как пони- женный уровень требований к ребенку. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у него, уступает даже
Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 157
в вопросах, в которых, по его же мнению, этого делать никак нельзя. Причинами могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) под- ход, при котором создается ситуация — «минимум требований — мак- симум прав». Типичная ситуация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.
8. Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмер- ная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка вследствие перенесения им тяжелого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родите- лей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спе- шить удовлетворить его (потворствуя гиперпротекции), в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
9. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это происходит в связи с установ- кой по отношению к полу ребенка. Происходит это на основе предпо- чтения родителем мужских или женских качеств. При этом имеет место потворствующая гиперпротекция. Отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не его особенностями, а теми чер- тами, которые приписываются его полу, т.е. «вообще мужчинам» или
«вообще женщинам». Так, например, при наличии предпочтения жен- ских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка муж- ского пола. В таком случае наиболее характерны стереотипные отри- цательные высказывания о мужчинах вообще.
10. Гиперпротекция и жесткое обращение. Причинами такого под- хода могут быть: недостаток опеки, контроля, истинного интереса и внимания родителей к ребенку; неразвитость родительских чувств, превратившаяся в эмоциональное отвержение, жесткое обращение; отторжение самого родителя в детстве его родителями (дефицит ро- дительского тепла и любви); гипертрофированная потребность роди- теля в профессиональном самоутверждении (с возрастом она может ослабеть); для женщин часто это связано со стремлением (с желани- ем) любым путем «устроить свою жизнь» и др. Проявлением такого обращения может быть, подавление и ограничение возможностей развития ребенка, перекладывание на него значительной части ро- дительских обязанностей, а иногда и раздражительно-враждебного от- ношения.
11. Избирательная гиперпротекция. Она имеет место при воспита- нии двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благо- склонного отношения, как правило, к младшему ребенку. Она возни-
158 Раздел IV. Среда и формирование личности
кает как следствие неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из них. Очевидно, что со временем родители начинают проще относиться к организации вос- питания каждого последующего ребенка в отличие от первого. При- чиной этого может быть то, что при воспитании первого ребенка ро- дители используют преимущественно чужой опыт, младшего же — собственный. В нем все воспринимается с симпатией, даже отклоне- ния в поведении, не простительные для других. Старший сын (дочь) стремятся самостоятельно «ставить на место любимчика».
Дети постоянно находятся в конфликтных отношениях. При их разрешении родители симпатизируют младшему, у старшего активи- зируется эмоциональное отвержение малыша и одновременно снижа- ется восприимчивость воспитательных воздействий. Узел затягивает- ся, и проблема становится как бы тупиковой.
12. Трансформация психогенных расстройств родителей на детей. Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм (интенсивного, но кратковременного или относи- тельно слабого, но длительного воздействия). Отклонениями такого типа могут быть:
• приобретенные в браке вследствие нарушения супружеских от- ношений между родителями (развод, смерть одного из родителей, длительная разлука, тяжелая болезнь, грубость мужа и т.д.), ведущие к воспитательной неуверенности, предпочтению в подростке детских качеств, нарушениям структурно-ролевого аспекта жизнедеятельнос- ти ребенка в семье, фобиям утраты ребенка и пр.; некритического от- ношения к своей воспитательной деятельности и усвоения негативно- го опыта воспитания детей, что приводит к чрезмерной самоуверен- ности; исключительной привязанности, эротического отношения к родителю: ревность, детская влюбленность и т.д., у родителя возника- ет страх перед самостоятельностью растущего ребенка, появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или домини- рующей гиперпротекции. Сразу это не осознается родителем, а прояв- ляется в поведении ребенка позднее (чаще в неадекватном ожидании родителя);
• приобретенные родителями во время их детства вследствие: не- правильной постановки воспитания при наличии «фактора противо- показания», не способствующего благоприятному развитию личности ребенка (семья, состоящая из представителей одного пола; неполная семья; невростеническая семья; отсутствие родителей; отвержение ро- дителями самого ребенка и пр.); негативной среды семьи (пьянство, драки, грубость, жестокость; негативные привычки, интересы, стрем- ления и пр.); отрицательного опыта родителей в воспитании детей —
Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 159
будущих воспитателей; акцентуации характера ребенка. В этом воз- расте они нередко обостряются и выступают в тесной взаимосвязи с нарушениями в семье. При этом наблюдается не просто «сложение» неблагоприятных факторов, но и значительное усиление связанных с этим воспитательных воздействий неблагоприятного характера (по- нятие, введенное К. Леонгардом).
Негативные последствия воспитания нередко обусловливают ти- пичные ошибки семейного воспитания — действия (бездействия), кото- рые осуществляют родители в интересах воспитания ребенка. При этом сами родители негативной роли «воспитательной деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам от- носятся:
• недооценка роли личного примера родителей;
• отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей;
• отстранение детей от посильного домашнего труда;
• неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощре- нием и наказанием;
• применение физического наказания;
• отсутствие такта в отношении с ребенком;
• ссоры родителей в присутствии детей;
• неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы);
• переоценка родителями своих воспитательных возможностей;
• неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, талантливый, необыкновенный») и т.п.
Повышению воспитательных возможностей семьи способствует:
а) подготовка молодых людей к семейной жизни. Такая подготов- ка включает комплекс мер:
— формирование педагогических знаний у будущих родителей: понимание важности авторитета родителя; общие представления о воспитании ребенка (подростка); психология половых различий для развития половой идентичности детей, различия мужчин и женщин для нормализации супружеских отношений; причины ранних откло- нений (если они есть у ребенка); особенности личности ребенка и их проявления; границы дозволенного поведения детей разного возраста и др.;
— овладение родителями средствами и методиками воспитатель- ной работы с ребенком на разных этапах его возраста (воспитание трудом в семье, педагогика детских поручений, воспитание игрой);
— формирование у родителей опыта создания педагогически це- лесообразных отношений с ребенком;
160 Раздел IV. Среда и формирование личности
б) поддержание нравственного климата в семье;
в) психологическая и нравственная подготовка к рождению ре- бенка;
г) обеспечение взаимодействия семьи, детского сада, школы;
д) обеспечение единства и согласованности воспитательных уси- лий родителей;
е) формирование критического подхода родителей к своей педаго- гической деятельности, разумного поиска путей совершенствования воспитания детей и др.
Родителям необходимо понять важность воспитания и определить цели и задачи воспитательной деятельности, свое место в ней. Воспи- тание детей — важнейшая из всех других задач. Его нельзя перенести на другое время. В диапазоне детского возраста активный период вос- питания составляет примерно 6—8 лет.
Наиболее ответственные для родителя этапы жизнедеятельности ребенка, которые необходимо учитывать, организуя свою воспита- тельную деятельность:
• до 1,5—2 лет — этап общего развития;
• 3—7 — дошкольный;
• 8—10 (12 для мальчиков) лет — как младший школьный возраст или переход в подростковый возраст;
• 10(12)—1 6 лет — подростковый.
Характерной ошибкой многих родителей является неумение диф- ференцированно подходить к оценке результатов воспитания. Основ- ными показателями оценки действенности этого процесса в семье могут быть:
• в дошкольном возрасте (3—7 лет): характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и воз- можные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенден- ции развития половой идентичности; характер проявления доминиру- ющих способностей; способность к подражанию; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;
• в младшем школьном возрасте (8—10 (12) лет): понимание про- блем морали; тенденции физического развития; возможные отклоне- ния в половой идентичности; предрасположенность к виду деятель- ности; отношение к домашнему и собственному хозяйству; коммуникативные качества; преобладающие реакции на свои права и обязанности гражданина и т.п.;
• в подростковом возрасте (10 (12)—16 лет): открытость для роди- телей по любым вопросам; уровень развития основных черт характера и возможные отклонения; тип реакции и поведения по проблемам
Глава 12. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 161
пола и секса; тенденции развития нравственных чувств и характера возможных противоречий; степень осознанности своего поведения, прав и свобод; мотивация физического развития; отношение к инди- видуальной и совместной деятельности; привычки и характер их про- явления и т.д.
Важнейшийкритерийоценкивоспитанностиребенка — единство сознания и поведения. Это, по мнению Макаренко, наиболее полно вы- ражается в таком явлении, как «поступок наедине». Ребенок проявля- ет себя наиболее полно и естественно, когда он один и ему не надо приспосабливаться к обстановке, лицемерить.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику семьи как социокультурной среды развития и воспитания личности.
2. Каковы основные социальные функции семьи но отношению к детям?
3. Назовите основные факторы семьи, существенно влияющие на социальное раз- витие и воспитание ребенка.
4. В чем сущность семейного воспитания?
5. Каковы характерные проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей на разных этапах их возраста?
6. Каково влияние взаимоотношений в семье па формирующуюся личность?
7. Каковы основные знания, которые необходимы родителю как воспитателю?
8. Каковы типичные ошибки семейного воспитания и их последствия?
9. Какова взаимосвязь семьи и школы в воспитании ребенка?
10. Каковы основные пути повышения воспитательных возможностей семьи?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Влияние семейных конфликтов па воспитание детей, на самих родителей.
2. Типичные ошибки семейного воспитания и их влияние па растущую личность.
3. Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей.
4. Основные направления семейного воспитания.
5. Методы воспитания детей в семье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров ЮЛ. Семейная педагогика. М., 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Рос- сийской Федерации. М., 2002. Ст. 31—33, 36, 39-40 .
3. Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
4. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье (Заметки психолога). М., 1987.
5. Мудрость воспитания: Книга для родителей. М., 1987.
6. Семейный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Россий- ской Федерации. М., 2002. Ст. 121, 123, 151-155.
7. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
.11- 5887
Глав а 13
Улица как среда воспитания. «Дети улицы»
Улица как социально-педагогическая среда рассматривается в со- вокупности тех факторов, воздействие которых человек испытывает, выходя за пределы дома, школы, других учреждений. Такое воздейст- вие оказывает существенное влияние на растущего человека, опреде- ляя его своеобразие как формируемой личности. Одновременно чело- век, попадая на улицу, должен уметь реализовывать себя в ней, не деформируя позитивных личностных характеристик.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) факторы улицы и их влияние на формируемую личность;
2) социально-педагогическая работа с «детьми улицы».