Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании

Не менее важным, а подчас и самым главным фактором социаль- ного развития и воспитания является сама личность. Включение ее в активную самосозидательную деятельность — важнейшее условие ди- намичного и направленного развития. Роль личности ребенка в его самосовершенствовании очень значительна, но она может быть совершенно разной. Наиболее типичными формами самопроявления (позициями) личности являются: самодеятельно-творческая, без- удержно-активная (гиперактивная), пассивно-исполнительская, без- различно-пассивная (гипоактивная), протестная (протестно-каприз- ная, протестно-негативная).

Самодеятельно-творческая позиция формируется при «свободном воспитании». Этому способствует педагогика сотрудничества. Она наиболее полно создает условия для проявления самостоятельности и творчества с самого раннего детства. В воспитательной работе такая позиция ребенка наиболее благоприятна. Однако следует подчерк- нуть, что слишком нечетная грань проходит между сотрудничеством и вседозволенностью в воспитательной работе.

72 Раздел П. Социальное формирование личности

Безудержно-активная (гиперактивная) позиция формируется при определенной предрасположенности ребенка (как правило, холери- ческого темперамента). При таких его особенностях она может прояв- ляться в его высокой активности. В этом случае недостатки воспита- ния ведут к попустительству, вседозволенности.

Пассивно-исполнительская позиция личности формируется при авторитарном стиле воспитания и определенной предрасположен- ности ребенка (как правило, меланхолического характера) и др. В этом случае говорят, что воспитатель «лепит» ребенка по своему образу и подобию либо по тому «идеалу», которого ему самому хо- телось бы достичь. Делается это «во имя ребенка», однако редко со- гласуется с его индивидуальными особенностями и возможностями. Главным недостатком такой позиции является безынициативность ребенка. У него мало оптимизма, стремления идти вперед, преодо- левать трудности, что негативно сказывается на его развитии. В то же время такая позиция скорее всего изменится при педагогически умелой работе с ним, возможно и достижение положительных ре- зультатов.

Безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция также формирует- ся при определенной предрасположенности, заторможенности ребен- ка (как правило, меланхолического темперамента) и недостатках вос- питания: попустительстве, вседозволенности. В работе с ним воспитателю приходится сложнее. Переломить ситуацию довольно трудно. Этому может способствовать стимулирование мотивации ак- тивности ребенка, активизации его самопроявления. При получении позитивных результатов позиция ребенка может постепенно менять- ся. Однако ошибки во взаимодействии с ним будут вести к дальней- шему укреплению безразличия, негативизма.

Протестная (протестно-капризная, протестно-негативная) по- зиция — чаще всего результат недостатков воспитания ребенка. Она является либо внутренним протестом против любых попыток само- проявления, либо негативной реакцией по отношению к тому или иному лицу. Им может быть родитель, который сумел сформировать у ребенка капризность. Такая позиция может выражать отношение к воспитателю, который проявил определенную некорректность в дей- ствиях, оценочных суждениях и пр. Изменить такую форму проявле- ния ребенка сложнее, так как она является следствием не только свое- образия его характера, но и результатом воспитания.

Всякая позиция ребенка может быть либо подспорьем в воспита- тельной работе с ним, либо препятствием, мешающим обеспечить пол- ное использование возможностей, наиболее целесообразных в данной ситуации.

Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 73

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что представляют собой источники социального развития человека?

2. Что такое внутренние источники социального развития человека?

3. Назовите и дайте характеристику основных внутренних источников социального развития человека.

4. Что такое внешние источники социального развития человека?

5. Назовите и дайте характеристику основных внешних источников социального развития человека.

6. Что такое движущие силы социального развития человека?

7. Что характеризуют внутренние силы социального развития человека?

8. Назовите и дайте характеристику основных внутренних движущих сил социаль- ного развития человека.

9. Дайте определение неосознаваемым механизмам развития человека и их харак- теристику.

10. Дайте определение осознаваемым механизмам развития человека и их характе- ристику.

11. Каковы наиболее характерные рекомендации по учету осознаваемых механиз- мов в социально-педагогической работе с ребенком?

12. Что такое внешние движущие силы социального развития ребенка?

13. Дайте характеристику основных внешних движущих сил, обеспечивающих ре- ализацию социального потенциала развития ребенка. '

14. Каковы социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внеш- них движущих сил?

15. Какова роль самой личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

16. Назовите и охарактеризуйте наиболее типичные формы самопроявления (пози- ции) личности в самосовершенствовании.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Социально-педагогический потенциал в развитии ребенка, полученный им по наследству, проблемы его сохранения и приумножения.

2. Внешние факторы, создающие наиболее благоприятные условия для реализации социально-педагогического потенциала ребенка в самосовершенствовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

2. Мардахаев Л.В. Психосоциальные основы реабилитации ребенка. М., 2001.

3. Немое Р.С. Психология образования: В 2 кн. М., 1994. Кн. 2.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

5. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП / Под ред. Л.В. Марда- хасва. М., 2001.

Глав а 6

Деятельность и ее социально-педагогические

Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании - student2.ru

В развитии человека как личности главное место принадлежит де- ятельности. Она способствует формированию качеств и свойств его личности, изменению многих индивидуальных особенностей. Чтобы выявить социально-педагогические возможности деятельности вооб- ще, необходимо рассмотреть, что она собой представляет, ту сущность, которая непосредственно и опосредованно влияет на личность чело- века, осуществляющего ее.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) деятельность и ее социально-педагогическая характеристика;

2) виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность.

I

Наши рекомендации