Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра психологии

Программа учебной практики (волонтерская практика) в учреждениях системы общего и специального образования)

Направление подготовки

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки

Логопедия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

«УТВЕРЖДАЮ»

_______________________

"_____"__________________2011 г.

Основные направления, цели, задачи УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

студентов 2 курса, отделения логопедия в 2012-2013 уч. г.

Своей будущей профессией можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, поэтому необходимо ориентировать профессиональную подготовку специалиста на формирование его личности.

В программе подготовки будущих специалистов по избранной профессии важная роль отводится практике, в процессе которой студенты получают возможность соприкоснуться с реальной деятельностью специалистов, познакомиться с клиентами, с проблемами, решаемыми учреждениями в социально-психологической и медико-социальной сферах, государственными и коммерческими структурами, с условиями, в которых они работают. Студентам предоставляется возможность применить на практике знания и умения, вникнуть в формальную и неформальную структуру организации, осознать свои сильные и слабые стороны.

Цели практики:

Целями учебной волонтерской практики в учреждениях системы общего и специального образования являются:

- формирование у будущих бакалавров общекультурных и профессиональных и компетенций

- обеспечение психологической адаптации обучающихся к избранной профессии;

- знакомство с деятельностью общеобразовательных учреждений и учреждений специального образования;

- повышение информационно-коммуникативного уровня обучающихся.

Задачи учебной практики.

· ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельности социально-педагогического учреждения (специальное коррекционное учреждение, социально-педагогический комплекс, Центр помощи семье и детям, Приемник-распределитель для несовершеннолетних, Социальный приют, Управление опеки (попечительства) и охраны прав детства и др.);

· организовать и провести работу по оказанию индивидуальной помощи в личностном развитии воспитанника (группой детей) в процессе его социализации;

· изучить и проанализировать влияние социальных факторов (макро-, мезо-, микрофакторов) на развитие личности в процессе социализации.

· выполнение начальных профессиональных умений по избранной специальности.

- участие в деятельности учреждений, цели которых носят социально-педагогический, социально-психологический и медико-социальный характер;

- знакомство с волонтерской деятельностью общеобразовательных учреждений, учреждений специального образования, учреждений социальной защиты и социального обслуживания семей и детей.

II. Содержание деятельности:

· ознакомление с основными задачами, направлениями, содержанием деятельности коррекционного социально-педагогического учреждения:

· реализация основных функций деятельности (диагностической, социально-профилактической, коррекционно-реабилитационной и др.);

· использование методов, форм, приемов педагогического воздействия и взаимодействия с конкретной личностью, с группой детей, семьями, в том числе социально неблагополучными;

· результативность волонтерской деятельности (зависимость ее от личностных особенностей, уровня теоретической и технологической готовности специалиста).

Работа с личностью (группой детей) по оказанию индивидуальной помощи в личностном развитии в процессе социализации:

Ø диагностика личностных особенностей ребенка, выявление положительного потенциала, «проблемного поля», социального статуса в среде неформального общения, референтных лиц с позитивными и негативными влияниями и др.;

Ø помощь ребенку в построении программы личностного развития, прогнозирование личностного роста с учетом социальной ситуации развития ребенка и влияния социальных факторов;

Ø включение ребенка в разнообразные виды деятельности - тренинги, коллективные творческие дела с целью расширения воспитательного пространства в микросоциуме.

Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

В программе подготовки будущих логопедов важная роль отводится практике, в процессе которой обучающиеся получают возможность соприкоснуться с реальной деятельностью логопедов, познакомиться с детьми, с проблемами, решаемыми учреждениями в обучающей, социально-психологической и медико-социальной сферах, учреждениях социальной защиты и социального обслуживания семей и детей с условиями, в которых они работают. Обучающимся предоставляется возможность вникнуть в формальную и неформальную структуру разного типа учреждений, ознакомиться со спецификой их деятельности, осознать правильность выбора будущей профессии.

Практика базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин:

· в вариативной части ГСЭ (Б.1): «Становление специального образования в России и за рубежом»; «Введение в профессию «социальная работа»;

· в базовой части ПРОФ (Б.3) в Модуле 1. Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: «История социальной работы», «Теория и история педагогики», «Педагогика», «Основы социального государства и гражданского общества»;

· в вариативной части ПРОФ (Б.3): «Организация коррекционно-педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях», «Интегративные образовательные технологии в образовательных учреждениях».

Прохождение данной учебной практики в учреждениях социальной сферы, общего и специального образования необходимо как предшествующее для следующих дисциплин:

В цикле ПРОФ (Б.3) в Модуле 3. «Методология и методы психолого-педагогической деятельности»: «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Социология семьи», «Организация и содержание специальной психологической помощи».

Наши рекомендации