Качества учителя-воспитателя (А. И. Кузьминский, В. Л. Омельяненко)
№ | Названия качеств | Значение |
1. | Любовь к детям | |
2. | Чувство национального достоинства | |
3. | Честность, совестливость, справедливость, объективность | |
4. | Выдержка, сдержанность, терпение | |
5. | Организаторские способности, умение работать с детским коллективом | |
6. | Всестороннее развитие | |
7. | Принципиальность и требовательность | |
8. | Оптимизм, любовь к жизни | |
9. | Отзывчивость, гуманное отношение к людям | |
10. | Творческий склад мышления | |
11. | Тактичность |
Определить качества конкретного учителя начальных классов, у которого вы проходите практику.
Результаты анализа и наблюдения отразить в таблице 1.1. (стр. 41), учитывая сформированности выше указанных качеств (достоверный уровень сформированности качества обозначить символом «+»).
Таблица 1.1.
№ | Названия качеств | Функции сформированности качеств | ||||
Высокий уровень (5баллов) | Достаточ-ный уровень (4 балла) | Средний уровень (3 балла) | Ниже среднего (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) | ||
1. | Любовь к детям | |||||
2. | Чувство национального достоинства | |||||
3. | Честность, совестливость, справедливость, объективность | |||||
4. | Выдержка, сдержанность, терпение | |||||
5. | Организаторские способности, умение работать с детским коллективом | |||||
6. | Всестороннее развитие | |||||
7. | Принципиальность и требовательность | |||||
8. | Оптимизм, любовь к жизни | |||||
9. | Отзывчивость, гуманное отношение к людям | |||||
10. | Творческий склад мышления | |||||
11. | Тактичность |
Вместе с методистом проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами других студентов-практикантов и сделать вывод о сформированности профессионально-личностных качеств педагога.
ВЫВОД:
________________________________________
Выдающиеся педагоги о личности учителя
… Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, пройматися и надышаться силами, что пробудились в ней. Жалкая каждый человек, что отстала от своего времени; появление же молодые учителя, который сам живет в прошлом, вызывает лишь сочувствие всех людей, которые живут в ногу со своим временем и мыслят созвучно со своими современниками.
А. Дистервег
...Хоть которые, казалось бы, большие требования, которые мы ставим перед воспитателем, но эти требования вполне соответствуют обширности и важности самого дела.
К.Д. Ушинский
Воспитатель! высокая нужна тут душа! Поистине, чтобы создать человека, нужно самому быть или отцом, или больше, чем человеком.
Ж.-Ж. Руссо
...Я должен быть эстетически выразительным, поэтому я ни разу не вышел из непочищеними сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по мере силы и возможности, конечно. Я тоже должен быть таким же радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальное лицо. Даже, когда у меня были неприятности, когда я был болен, я не проявлял этого перед детьми.
А.С. Макаренко
Мастерство воспитателя не является каким-то специальности, которой надо научиться, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта.
А.С. Макаренко
Я неделя
Дата _________
Задание № 15. Посещение уроков и внеурочных воспитательных мероприятий с целью изучения структуры педагогической деятельности учителя начальных классов.
ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ: изучение студентами структуры педагогической деятельности учителя начальных классов; формирование умений наблюдать за педагогической деятельностью педагога, анализировать результаты.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ. На основании результатов наблюдений за педагогической деятельностью учителя начальных классов и их анализа, необходимо отразить в дневнике психолого-педагогических наблюдений ответы на следующие вопросы:
1.Проводит учитель начальных классов диагностику развития и воспитанности младших школьников? Или учитывает ее результаты при планировании учебно-воспитательной работы с учащимися?
________________________________________
2. Какие виды учебно-воспитательной работы планирует учитель начальных классов? (Указать перечень работы учителя)
________________________________________
3. Виды деятельности младших школьников организует и проводит учитель?
_______________________________________
4. В чем заключается коммуникативно-информационная деятельность учителя начальных классов?
________________________________________
5. Осуществляет ли учитель самоанализ педагогической деятельности? Как именно?
________________________________________
6. Проводит учитель научно-исследовательскую работу? В чем она заключается?
________________________________________
7. Какие проблемы обучения и воспитания младших школьников он исследует? Над решением проблемы работает сейчас?
________________________________________
Сделать вывод относительно структуры педагогической деятельности учителя начальных классов.
ВЫВОД:
________________________________________________________________
Я неделя
Дата _________
Задание № 16. Посещение уроков с целью ознакомления студентов-практикантов с типами уроков, их структурой, способами реализации учителем начальных классов образовательной, развивающей и воспитательной цели.
ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ: посещение практикантами уроков и внеурочных мероприятий, изучение способов реализации учителем начальных классов образовательной, развивающей и воспитательной цели.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ. Необходимо посетить несколько уроков по различным учебным дисциплинам и воспитательные мероприятия. Перед просмотром целесообразно узнать у учителя тему, цель и задание урока (или внеурочного мероприятия). Ход урока (занятия, воспитательного мероприятия) следует подробно законспектировать для того, чтобы определить способы реализации учителем целей и задач урока. Вместе с методистом сделать анализ пересмотренных форм организации учебной и воспитательной деятельности учащихся.
Урок – форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и согласно расписанию (Г.М. Фицула).
Урок имеет совокупность особенностей, к которой также относятся:
• гибкая форма организации обучения, которая дает возможность использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;
• совместная деятельность учителя и учащихся (класса), которая создает возможности для сплочения коллектива детей;
• формирование познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственном развитии учащихся и т. п (Г.И. Щукина).
Типы уроков (по классификации В.А. Онищука, в основу которой положен дидактическую цель и место урока в общей системе уроков):
1) урок усвоения новых знаний;
2) урок формирования умений и навыков;
3) урок применения знаний, умений и навыков;
4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
6) комбинированный урок.
Каждый тип урока имеет свою структуру, то есть состав (из каких элементов или этапов состоит).
Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель (Н.М. Фицула).
Примерная структура уроков разных типов (В.А. Онищук) | ||
ТИП | Урок усвоения новых знаний | Урок обобщения и систематизации знаний |
С Т Р У К Т У Р А (этапы урока) | I. Организация класса к уроку. II. Проверка домашнего задание. III. Актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока. IV. Мотивация обучения школьников. V. Восприятие и осознание учащимися фактического материала. VI. Осмысление связей и зависимостей между элементами обучаемому. VII. Обобщение и систематизация знаний. VIII. Итоги урока. IX. Сообщение домашнего задание. | I. Организация класса к уроку. II. Сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников. III. Воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний. IV. Обобщение и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки. V. Итоги урока и сообщение домашнего задание. |