Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя
Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя[4] индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.
Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя[5]
Дата | Фамилия, имя ребенка | Содержание работы | Взаимосвязь с родителями | Результаты | ||||||
Фонематические процессы | Звуко-нроизношение | Словарный запас | Грамматические категории | Предложение | Связная речь | Развитие психологической базы речи | ||||
20.10 | Иванов Саша (ФФН) | Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15— 21*) | Ифа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2 | |||||||
20.10 | Петров Андрей (ОНР) | Комплекс артикуляционных упражнений на звук [iuj(с. 3—10) | Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2 | Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10 | Пригласить родителей для беседы на 21.10 | |||||
20.10 | Работа со всей группой | Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.) | Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу» |
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Планы совместной деятельности специалистов ДОУ
Мероприятия | Срок | Ответственные | Примечание | |
Организационные мероприятия | ||||
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПMПK | Май | Заведующий ДОУ, логопед, медицинские работники | ||
Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций IIMПК | Май-июнь | Заведующий ДОУ, логопед, психолог | ||
Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий | Сентябрь | Логопед, старшая медсестра | ||
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей | Сентябрь | Логопед, воспитатели | ||
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | Январь | Специалисты, логопед, психолог | ||
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов | Ежемесячно | Логопед, специалисты | ||
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы | ||||
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) | Декабрь | Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра | ||
Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедических групп (семинар-практикум) | Ноябрь | Логопед | ||
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация индивидуальных занятий с ребенком; — методика проведения артикуляционной гимнастики; — личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; — создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах; — консультации но запросам | Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь В течение го да | То же Заведующий ДОУ, логопед Логопед | ||
Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная) | Апрель | Заместитель по УВР, педагоги | ||
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность | ||||
Обследование различных сторон психофизического развития детей | Сентябрь | Воспитатели, специалисты | ||
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы | — II — | То же | ||
Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации | Сентябрь — октябрь | Специалисты | ||
Взаимопосещение занятий: групповых; — индивидуальных; — интегрированных | Декабрь— апрель | Логопед, специалисты | ||
Проведение тематических родительских собраний | Октябрь, январь, май | Логопед, воспитатели, специалисты | ||
Участие в работе психодого-педагогического консилиума | В течение учебного года | Специалисты, воспитатели, родители | ||
Аналитические мероприятия | ||||
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга | Декабрь — апрель | Специалисты, воспитатели | ||
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол) | Май | То же | ||
Составление цифрового и аналитического отчета | — II — | Логопед | ||
Выступление на итоговом педагогическом совете | - II — | — // — | ||