Раздел 4. Профессиональная деятельность педагога
Учитель как личность и профессионал
Характеристика педагогической деятельности, социальные требования к ней, ее творческий характер. Требования к личности современного учителя и его профессиональной компетентности. Профессионально значимые качества учителя. Педагогическое мышление. Культура восприятия ребенка.
Педагогическое мастерство как показатель профессионализма педагога. Структура педагогического мастерства. Гуманистическая направленность личности учителя. Профессиональные знания и педагогические способности учителя, их развитие. Саморегуляция учителем своего психического состояния. Педагогическая техника.
Педагогическая акмеология. Ступени профессионального роста учителя: умелость, мастерство, творчество, новаторство. Роль самообразования и самовоспитания учителя в достижении вершин профессионального роста.
Требования к компетентности:
· знать особенности педагогической деятельности, требования к личности и профессиональной компетентности педагога; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования;
· знать сущность и структуру педагогического мастерства учителя и уметь его определять в профессиональной деятельности;
· знать ступени профессионального роста педагога и акмеолого-педагогические основы профессионального совершенствования его личности; уметь адекватно оценивать себя и результаты своей педагогической деятельности с этих позиций;
· понимать значение рефлексии и самоконтроля для личностного и профессионального роста; уметь осуществлять процедуры рефлексии и самоконтроля в педагогической деятельности;
· знать сущность и способы самообразования и самовоспитания, уметь реализовать их в учебной и профессиональной деятельности.
Управление современной школой
Система управления образованием. Уровни и органы управления системой образования и современной школой в Республике Беларусь.
Структура управленческих органов в школе и основные принципы их руководящей деятельности. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой. Требования к руководителю образовательного учреждения.
Методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителя. Основные формы организации методической работы в школе. Педагогическое самообразование учителя.
Аттестация педагогических кадров. Основные критерии оценки качества педагогического труда.
Требования к компетентности:
· знать сущность управления системой образования и современной школой; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью;
· знать структуру управленческих органов в школе, функциональные обязанности должностных лиц и принципы их работы; уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности;
· понимать роль методической работы в профессиональной деятельности педагога, знать ее основные формы и методы; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования;
· понимать значение аттестации педагогических кадров в повышении качества образования; знать основные критерии оценки качества педагогического труда; уметь адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность с позиций этого знания.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Общие основы педагогики
1. Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.
2. Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.
3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
4. Цель и целеполагание в педагогике.
5. Педагогический процесс, его закономерности, принципы и структура.
6. Образовательные парадигмы и их влияние на организацию педагогического процесса.
7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
8. Система образования Республики Беларусь.
9. Современные тенденции развития образования в мире.
10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере отдельной страны).
Дидактика
11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
12. Процесс обучения, его структура и функции.
13. Виды обучения.
14. Система дидактических принципов.
15. Системы и формы организации обучения.
16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
18. Требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку.
19. Методы обучения и их классификация.
20. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
22. Контроль и оценка в обучении, методы контроля учебно-познавательной деятельности.
23. Индивидуализация и дифференциация в обучении.
24. Формирование мотивации учения школьников.
25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
Теория воспитания.
26. Процесс воспитания, его особенности и структура.
27. Принципы воспитания.
28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
30. Формирование мировоззрения школьников.
31. Умственное воспитание школьников.
32. Нравственное воспитание школьников.
33. Эстетическое воспитание школьников.
34. Физическое воспитание в школе.
35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
37. Экологическое воспитание школьников.
38. Технологии и формы воспитательной работы.
39. Школьная среда и ее влияние на развитие личности. Ученический коллектив и методика его формирования.
40. Формирование положительной Я- концепции ученика.
41. Методы воспитания и их классификация.
42. Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи.