Раздел 4. Профессиональная деятельность педагога

Учитель как личность и профессионал

Характеристика педагогической деятельности, социальные требования к ней, ее творческий характер. Требования к личности современного учителя и его профессиональной компетентности. Профессионально значимые качества учителя. Педагогическое мышление. Культура восприятия ребенка.

Педагогическое мастерство как показатель профессионализма педагога. Структура педагогического мастерства. Гуманистическая направленность личности учителя. Профессиональные знания и педагогические способности учителя, их развитие. Саморегуляция учителем своего психического состояния. Педагогическая техника.

Педагогическая акмеология. Ступени профессионального роста учителя: умелость, мастерство, творчество, новаторство. Роль самообразования и самовоспитания учителя в достижении вершин профессионального роста.

Требования к компетентности:

· знать особенности педагогической деятельности, требования к личности и профессиональной компетентности педагога; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования;

· знать сущность и структуру педагогического мастерства учителя и уметь его определять в профессиональной деятельности;

· знать ступени профессионального роста педагога и акмеолого-педагогические основы профессионального совершенствования его личности; уметь адекватно оценивать себя и результаты своей педагогической деятельности с этих позиций;

· понимать значение рефлексии и самоконтроля для личностного и профессионального роста; уметь осуществлять процедуры рефлексии и самоконтроля в педагогической деятельности;

· знать сущность и способы самообразования и самовоспитания, уметь реализовать их в учебной и профессиональной деятельности.

Управление современной школой

Система управления образованием. Уровни и органы управления системой образования и современной школой в Республике Беларусь.

Структура управленческих органов в школе и основные принципы их руководящей деятельности. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой. Требования к руководителю образовательного учреждения.

Методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителя. Основные формы организации методической работы в школе. Педагогическое самообразование учителя.

Аттестация педагогических кадров. Основные критерии оценки качества педагогического труда.

Требования к компетентности:

· знать сущность управления системой образования и современной школой; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью;

· знать структуру управленческих органов в школе, функциональные обязанности должностных лиц и принципы их работы; уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности;

· понимать роль методической работы в профессиональной деятельности педагога, знать ее основные формы и методы; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования;

· понимать значение аттестации педагогических кадров в повышении качества образования; знать основные критерии оценки качества педагогического труда; уметь адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность с позиций этого знания.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Общие основы педагогики

1. Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.

2. Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.

3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.

4. Цель и целеполагание в педагогике.

5. Педагогический процесс, его закономерности, принципы и структура.

6. Образовательные парадигмы и их влияние на организацию педагогического процесса.

7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.

8. Система образования Республики Беларусь.

9. Современные тенденции развития образования в мире.

10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере отдельной страны).

Дидактика

11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

12. Процесс обучения, его структура и функции.

13. Виды обучения.

14. Система дидактических принципов.

15. Системы и формы организации обучения.

16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.

17. Общие формы организации учебной работы на уроке.

18. Требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку.

19. Методы обучения и их классификация.

20. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.

22. Контроль и оценка в обучении, методы контроля учебно-познавательной деятельности.

23. Индивидуализация и дифференциация в обучении.

24. Формирование мотивации учения школьников.

25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.

Теория воспитания.

26. Процесс воспитания, его особенности и структура.

27. Принципы воспитания.

28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.

29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

30. Формирование мировоззрения школьников.

31. Умственное воспитание школьников.

32. Нравственное воспитание школьников.

33. Эстетическое воспитание школьников.

34. Физическое воспитание в школе.

35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.

36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.

37. Экологическое воспитание школьников.

38. Технологии и формы воспитательной работы.

39. Школьная среда и ее влияние на развитие личности. Ученический коллектив и методика его формирования.

40. Формирование положительной Я- концепции ученика.

41. Методы воспитания и их классификация.

42. Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи.

Наши рекомендации