Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных медицинских, социально-экономических, психолого-педагогических проблем способствуют увеличению числа детей с ограниченными возможностями, делая эту проблему особенно актуальной. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, которая способствует социальной дезадаптации, и как следствие обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, затруднениями в самообслуживании овладении в будущем профессиональными навыками [3].

По данным статистики, в списке причин детской инвалидности преобладают болезни органов чувств и нервной системы, среди которых лидирует детский церебральный паралич, на втором - психические расстройства, а на третьем - врожденные аномалии развития.

В настоящее время существуют несколько форм реабилитации инвалидов, такие как медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая, спортивная и творческая, и социальная реабилитация.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации [5].

Социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями можно рассматривать в разных вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой систему, в которой осуществляется последовательная реализация тактических задач, которые возникают в ходе взаимодействия с ребенком, на пути к достижению стратегической цели – восстановления его социального статуса, способность успешно интегрироваться в общество. Социальная реабилитация как конечный результат – это достижение поставленных целей, когда человек после прохождения комплексной реабилитации в специальных реабилитационных учреждениях, возвращается в жизнь общества и не ощущает своей неполноценности. Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и личности ребенка, включенного в социально – реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения.

Кроме того, социальная реабилитация включает в себя меры по социальной поддержке, т.е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребёнком, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами. Поэтому целью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями будет наиболее полноценное развитие у ребенка духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, научились быть равными с так называемыми здоровыми лицами и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному выполнению жизненных планов.

В процессе социальной реабилитации возникают такие ситуации, когда ребёнок или подросток не может самостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и ему необходима соответствующая помощь. В зависимости от состояния здоровья, возраста, и особенностей жизненной ситуации помощь может быть оказана специалистом по социальной работе, по социальной реабилитации, социальным педагогом, психологом или психотерапевтом, а при наличии психопатологии - врачом – психиатром [1].

Для того чтобы правильно организовать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, службой медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс мероприятий направленных на реабилитацию. Разрабатываемая службой медико - социальной экспертизы, программа содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду на бесплатной основе в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации [4].

Реабилитация детей с ограниченными возможностями должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей с ограничениями в здоровье должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально – бытовой), но и реабилитационные меры, их объём, сроки проведения и контроля.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам, с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества [2].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

2. Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы / П.Д. Павленок - М.: Издательский центр «Академия», 2007

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

3. Проблемы детской инвалидности. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00148119_0.html

4. Реабилитация инвалидов. http://base.garant.ru/10164504/3/

5. Социальная реабилитация детей- инвалидов, ее значение и современные направления. http://ua.coolreferat.com/

Наши рекомендации