Педагогически запущенные дети.
Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.
Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.
Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.
К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:
1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только невротизирует взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.
2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.
3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.
4. Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.
5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».
Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.
План мероприятий по работе с детьми группы риска
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |||
1.
3. 4. 5. 6. 7. 8. | Составление социального паспорта группы Составление характеристик на детей группы риска Составление плана работы с детьми группы риска . Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска. Организация встреч педагогов и специалистов с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.. Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, КДН, ОДН, органами опеки и попечительства. Организация медицинской помощи. Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы. | Август – сентябрь По мере необходимости 1 четверть В течение уч.года По мере необходимости По мере необходимости По мере возникновения проблем В конце учебного года | Классный руководитель Классный рук. Кл.руководитель Кл.руководитель, воспитатель Кл.руководитель Кл.руководитель Соц.педагог Представители ОДН,КДН, опеки Кл.руководитель Психоневролог кл.руководитель |
Работа с детьми
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Контроль посещаемости занятий. Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей. Вовлечение детей в социально-значимую деятельность. Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций. Направление на консультацию к психологу или к врачам. Посещение семей группы «риска». | в теч.года в теч.года в теч.года в теч.года по мере возникновения проблем по мере возникновения проблем | Кл.рук Род.комитет Кл.рук Кл.рук Кл.рук родители родители Кл.рук Кл.рук |