Мощью этого измерительного инструмента выполнить из-
мерения. Затем ученики отвечают на вопросы задания 386.
Делают вывод:
М _ 1 дм (показывают на рулетке),
М _ 100 см.
Педагог предлагает начертить на доске отрезок длиной
Дм. (Учебники закрыты.) 3_4 ученика выходят к доске и с
Помощью учителя чертят отрезок заданной длины.
Дети открывают задание 387, читают диалог Маши и
Миши и отвечают на поставленные вопросы. (Быстрее вы-
полнит задание Миша).
Аналогично организуется деятельность учащихся при
Выполнении задания 388.
Приступая к работе с заданием 389, учитель выписывает
на доске слова:
Одинаковые Разные
Ответ на вопрос: «Одинаковые или разные результаты по-
лучат Миша, Маша и Катя?» все желающие ученики отмеча-
ют «галочкой».
Методические рекомендации к урокам. III четверть
3 3 3 3 3 3 3
Затем учащиеся последовательно выполняют пункты а),
Б), в) задания 391.
Рекомендуем включить в урок тест 52, который проверя-
Ет усвоение геометрического материала. Результаты выпол-
Нения теста обсуждаются на уроке.
Уроки можно дополнить № 76, 78 ТПО № 2.
На дом: задания 553, 555.
УРОК 34. (Задания 392–397, 560, 562, 567)
Цель. Научить детей сравнивать величины, выраженные
В единицах длины (метр, дециметр, сантиметр).
После проверки домашнего задания ученики самостоятель-
Но записывают в тетрадях решение задачи 392. Можно офор-
Мить запись решения выражением (536_372) и вычисления
Выполнить на калькуляторе.
Задание 393 учащиеся выполняют в тетрадях без помо-
Щи учителя. Для проверки результатов советуем вынести на
Доску записи из учебника. Желательно вызвать к доске уче-
Ников, которые испытывали затруднения при выполнении
Задания.
Задание 395 обсуждается фронтально. Дети читают за-
Дачу, затем рассуждения Маши и комментируют их. (Маша
Записала длину в метрах и дециметрах.) Чтобы всем детям
была понятна запись Маши, учитель записывает на доске:
М _ 10 дм,
8 м _ 10 дм _ 10 дм _ 10 дм _ … (8 раз).
Дети считают десятки, получают 8 десятков и ещё 5 дм.
Затем Маша сравнивает 8 м 5 дм и 8 м 45 см (1 дм _ 10 см;
См содержат 4 дм и 5 см). Можно выполнить такую за-
пись:
См _ 10 см _ 10 см _ 10 см _ 10 см _ 5 см,
Дм _ 1дм _ 1 дм _ 1 дм _ 5 см,
М 45 см _ 8 м 4 дм 5 см.
Советуем обсудить: – На сколько сантиметров надо
увеличить эту длину, чтобы получить 8 м 5 дм? (на 5 см)
8 м 4 дм? (на 15 см) и т. д.
Задание 396 обсуждается фронтально.
Методические рекомендации к урокам. III четверть
Решение задачи 397 ученики записывают в тетради са-
мостоятельно. (Если берёза на 40 дм выше яблони, то яблоня
на 40 дм ниже берёзы). Советуем записать два способа реше-
ния задачи:
Й способ 2-й способ
М _ 90 дм 1) 40 дм _ 4 м
Дм) 2) 9 _ 4 _ 5 (м)
Рекомендуем включить в урок тест 53.
На дом: задания 567, 562, 560.
УРОКИ 35–36. (Задания 398–405, 563, 577)
Цель. Научить детей использовать соотношение единиц
Длины при решении задач.
После проверки домашнего задания дети записывают в тетра-
дях равенства, вставляя пропущенные числа (задание 398).
После чтения задачи 399 педагог предлагает начертить
произвольный отрезок. – Пусть этим отрезком обозначен
Второй отрезок. Нарисуйте схему, которая соответствует за-
Даче, _ говорит учитель.
Дети самостоятельно рисуют схему в тетрадях.
Обычно учащиеся предлагают выразить метры в деци-
Метрах (1 м _ 10 дм). Затем, пользуясь схемой, отвечают на
вопросы:
_ На сколько третий отрезок короче первого?
(5 дм _ 2 дм _ 7 дм)
_ Чему равна длина первого отрезка?
(10 _ 7 _ 17 (дм) или 1 м _ 7 дм _ 1 м 7 дм)
После чтения задачи 402 учитель записывает на доске три
варианта её решения:
Методические рекомендации к урокам. III четверть
Й
Й
Й
Дм
М
Дм
?
Дм _ 90 см; 120 _ 90 _ 30 (см).
Дм _ 90 см; 120 _ 90 _ 210 (см).
См _ 12 дм; 9 _ 12 _ 21 (дм).
И предлагает ученикам выбрать верное.
Для доказательства того, что первый вариант неверный,
Ученики используют схему, где АК _ длина проволоки.
Из схемы ясно, что надо выполнить сложение. Во втором
варианте действие выбрано правильно, но ответ выражен
в сантиметрах, а в вопросе задачи: «На сколько децимет-
ров…?» Третий вариант верный.
Советуем предоставить ученикам время и для самостоя-
Тельной записи решения задачи 403. При проверке также ре-
Комендуем воспользоваться схемой.
Решение:
М 20 см _5 м 70 см _ 9 м 90 см,
М _ 9 м 90 см _ 10 см.
Аналогично организуется работа с задачей 404.
Решение:
М _ 8 м _ 16 м _ отрезали,