РАЗДЕЛ 3.7. Организационные аспекты формирования умений и навыков студентов к практической деятельности в области физической культуры, спорта и туризма
Целью практической подготовки специалиста в области ФВ является формирование системы профессиональных умений и навыков.
Исходя из профессиональной пригодности педагога, преподавателю ФК предстоит:
- анализировать тенденции развития ФВ в конкретных социально-экономических условиях;
- планировать, организовывать и осуществлять процесс ФВ в соответствии с требованиями современного общества;
- формулировать цель и задачи ФВ на каждом из его этапов;
- подбирать адекватные средства и методы решения этих задач (индивидуальные и групповые);
- получать достоверную информацию о функциональном состоянии занимающихся;
- оценивать ФР и подготовленность занимающихся;
- устанавливать режимы нагрузок и восстановления занимающихся;
- формировать комфортные взаимоотношения в коллективе;
- обеспечивать условия безопасного проведения занятий;
- диагностировать результаты процесса ФВ и условия, оказывающие на него существенное влияние.
- организовывать и проводить соревнования, спортивные праздники, занятия в спортивных секциях;
- производить экономико-финансовые расчеты по обеспечению физкультурно-спортивных мероприятий;
- вести пропаганду ЗОЖ.
Эффективная работа по формированию системы практических умений и навыков невозможна без чёткого представления будущим специалистом отдельных элементов этой системы, их обязательной взаимосвязи, без осознания необходимости такой работы.
Формирование педагога – процесс длительный и многоэтапный. Он начинается еще до поступления человека в профессиональное учебно-педагогическое учреждение и не заканчивается с его окончанием. Готовность к обучению в педагогическом учреждении зависит от уровня сформированности предметных знаний, двигательных умений и навыков в области ФК, развития физических и личностных качеств (темперамента, характера, интеллектуального уровня и др.), от уровня сформированности общеучебных знаний и умений (адаптивных возможностей, коммуникативных качеств), а также от отношения к получению педагогической профессии (мотивации обучения). Как показывает практика, уровень готовности абитуриентов факультетов ФВ, именно педагогических учреждений, оказывается не на высоком уровне по ряду компонентов. Особенно в отношении мотивации получения квалификации преподавателя.
В связи с этим, одной из важнейших задач подготовки специалиста в педагогическом вузе является формирование мотивации к обучению и совершенствованию знаний, умений и навыков. Начинать эту работу предстоит уже на первых занятиях, в первую очередь по специальным и общепрофессиональным дисциплинам.
В современных социально-экономических условиях основным источником мотивации учения и совершенствования выступает противоречие между реальным уровнем профессиональной компетентности и внешними социальными факторами. Исходя из этого:
- первое, на что предстоит обратить внимание – изучение условий профессиональной деятельности учителя ФК и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
- второе – организовать в рамках учебных и внеучебных занятий определение исходного уровня компетентности и качеств личности студента. Со временем, для поддержания высокого уровня мотивации к обучению, предстоит перевести процесс изучения своих способностей и возможностей в процесс самоизучения путём самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, самопроверки;
- третье – организовать процесс оценки и самооценки профессиональной компетентности на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, навыков и качеств личности с предъявляемыми требованиями.
При правильно организованной систематической работе, объективной оценке и адекватной самооценке, как правило, формируется достаточно сильная мотивация не только к дальнейшему обучению, но и самосовершенствованию после окончания педагогического учреждения.
Специальные умения и навыки формируются в учебном процессе при проведении всех форм занятий (лекционных, семинарских, практических и лабораторных) по дисциплинам общепрофессионального и специального цикла, определённых образовательным стандартом (Рис. 17).
Именно на этих занятиях будущие специалисты вырабатывают умения различного характера: проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного.
К умениям проектировочного характера преподавателей ФК можно отнести умения, необходимые для проектирования результатов своего труда на перспективу:
- распределять учебный материал в соответствии с учебными планами, составлять рабочие планы-графики;
- определять систему наиболее эффективных физических упражнений для различных частей урока в соответствии с их задачами;
- планировать самостоятельную работу учащихся по отработке техники физических упражнений, по совершенствованию отдельных физических качеств.
- учитывать при планировании знания дисциплин медико-биологического цикла, педагогики и психологии, других смежных наук;
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сформированная система знаний, умений, двигательных навыков |
Учебные и производственные практики, спортивные, воспитательные и спортивно-массовые мероприятия |
Формы занятий: лекции, семинары, практические, лабораторные, управляемая самостоятельная работа студентов |
Поурочные планы и конспекты занятий |
Тематические планы-графики учебного процесса |
Биохимия; Анатомия; Физиология; Физиология спорта; Спортивная медицина; Спортивная метрология; Гигиена; Биомеханика. |
Педагогика; Психология; Психология физической культуры и спорта; Теория и методика физического воспитания. |
Гимнастика и методика преподавания; Лёгкая атлетика и методика преподавания; Спортивные и подвижные игры и методика преподавания; Лыжный спорт и методика преподавания; Плавание и методика преподавания. |
Спортивных дисциплин |
Психолого-педагогических дисциплин |
Медико-биологических дисциплин |
Учебные программы специальных и общепрофессиональных дисциплин |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ |
Рис. 17. Структура практической подготовки будущих учителей ФК
- во внеурочной работе составлять программы, сценарии мероприятий, положений соревнований.
Формирование проектировочных умений предполагает развитие таких психических качеств учителя, как наблюдательность, воображение, интуиция.
К умениям конструктивного характера относят умения по построению учебного процесса и отдельных его частей:
- определять оптимальную структуру урока и его отдельных частей в соответствии с целью и задачами;
- подбирать форму, средства и методы обучения, эффективно их сочетать;
- рационально распределять время урока;
- составлять комплексы упражнений для развития физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости;
- выстраивать систему упражнений для формирования новых двигательных действий и совершенствования техники их выполнения;
- предвидеть возможные затруднения в проведении урока и предусматривать возможные варианты изменения его хода;
- определять объективные критерии оценки действий учащихся;
- во внеурочной работе разрабатывать отчетную документацию.
Формирование конструктивных умений предполагает индивидуальный творческий подход учителя к процессу обучения. Без личной заинтересованности в результатах своей работы, без достаточно сильной мотивации своего труда формирование этих умений становится проблематичным.
К умениям организационного характера относится передача учебной информации, организация собственного поведения учителя и деятельность учащихся:
- мотивировать учащихся на выполнение задач урока и его отдельных частей;
- актуализировать необходимые знания и умения учащихся для выполнения задач урока;
- включать учащихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности;
- обеспечивать оптимальную плотность урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- устанавливать устойчивую обратную связь с учащимися;
- управлять своим поведением;
- управлять классным коллективом и каждой отдельной личностью;
- во внеурочной работе распределять обязанности и ответственных за их выполнение, оформлять место проведения мероприятия, осуществлять контроль за проведением мероприятия, организовывать наглядную агитацию.
Формирование организаторских умений предполагает глубокое знание учебного материала, средств и методов преподавания, индивидуальных особенностей учащихся и закономерностей формирования классного коллектива. Наряду с развитием наблюдательности важным при формировании данных умений является развитие способности учителя распределять свое внимание.
Умения коммуникативного характера предполагают регулирование отношений между:
- педагогическим коллективом и администрацией;
- педагогами внутри педагогического коллектива;
- педагогами и учащимися;
- педагогом и администрацией различных предприятий при проведении мероприятий во внеурочной работе.
Формирование коммуникативных умений предполагает выработку определенного стиля поведения, педагогического такта, развитие культуры речи.
Общеизвестно, что основным критерием качества теоретической и практической подготовки специалиста является практика.
Государственным стандартом специальности «Физическая культура» педагогического профиля предусматривается проведение четырёх видов учебных практик на 1−3 курсах обучения («Летний учебный сбор», «Турпоход», «Зимний учебный сбор» и «Инструктивно-методический лагерь») и трёх производственных практик на 3−4 курсах («Педагогическая в учебных заведениях», «Педагогическая в оздоровительных лагерях» и «Педагогическая по специализации»).
Стандартами непедагогических специальностей предусматривается проведение трёх недельных учебных практик на 1−2 курсах («По лыжному спорту», «По технологии воспитательной работы» и по направлению специальности) и две производственные на 3−4 курсах («Педагогическая» и «Преддипломная», длительностью семь недель каждая).
Подавляющее большинство требований к выпускнику высшего физкультурного учебного заведения относится к его методико-практическим умениям. И, несмотря на специфику содержания для разных специализаций, основные требования к методической подготовленности всех специалистов остаются одинаковыми. Главные из них (по мнению Ю.В. Менхина[211]) – умение ставить задачи и подбирать средства их решения в соответствии с возрастными, квалификационными и другими особенностями занимающихся, применение эффективных методик, способность управлять нагрузками и оценивать их действенность.
Анализ содержания всех видов практик указывает на их важность в профессиональной подготовке будущего специалиста. Непосредственное отношение к педагогической деятельности имеют практики «Летний учебный сбор», «Турпоход», «Зимний учебный сбор», «По лыжному спорту», «Инструктивно-методический лагерь», «По технологии воспитательной работы».
Однако, наиболее важной в плане становления педагога-преподавателя ФК является производственная практика «Педагогическая в учебных заведениях» при подготовке специалистов педагогического направления или «Педагогическая» при подготовке специалистов непедагогического направления (по сути, цель и задачи этих практик одинаковы).
Максимально объективная оценка результатов практик на основе четких критериев, а также адекватная самооценка студентов своей теоретической и практической подготовки, являются основой профессиональной компетентности будущих специалистов. Именно анализ и самоанализ результатов практик должны выявлять основные проблемы в системе формирования профессионально значимых умений преподавателей (учителей) ФК, повышать мотивацию к самосовершенствованию.