В различной последовательности
На доске рекомендуем выполнить такие записи:
65 _ 27 27 _ 65
65 _ 20 _ 7 27 _ 60 _ 5
65 _ 7 _ 20 27 _ 5 _ 60
Методические рекомендации к урокам. III четверть
Организованная таким образом работа создаёт условия не
Только для овладения новым вычислительным умением сло-
Жения двузначных чисел с переходом в другой разряд, но и
Для совершенствования тех вычислительных умений, кото-
Рыми дети уже овладели.
Вставить пропущенные числа (для случая 25 _ 36) учени-
Ки могут самостоятельно (простым карандашом) и затем про-
Читать полученные равенства.
Задание 274 а) обсуждается фронтально. Учащиеся ана-
Лизируют выражения в каждой паре и большинство из них
Ограничиваются обычно конкретным комментарием. Напри-
Мер, в паре 43 _ 8 и 48 _ 3 во второй сумме поменяли места-
Ми цифры 3 и 8; а в паре 72 _ 5 и 75 _ 2 поменяли местами
Цифры 5 и 2 и т. д.
Отметим, что лишь некоторые дети могут представить
правило в обобщённом виде, пользуясь терминологией (по-
Меняли местами второе слагаемое с разрядом единиц в пер-
Вом слагаемом).
Чтобы проверить, понятно ли правило всему классу, педа-
Гог выписывает на доске несколько выражений и предлагает
Учащимся составить по такому же правилу вторые выраже-
ния для равенств:
А) 85 _ 9; б) 74 _ 8; в) 89 _ 3.
Ученики записывают выражения:
А) 89 _ 5; б) 78 _ 4; в) 83 _ 9.
Аналогичная работа организуется с пунктом 2). Здесь ме-
Няются местами числа, которые записаны в вычитаемом и в
Разряде единиц уменьшаемого.
Затем обсуждается ответ на вопрос б).
Запись ответа в задании 274 в) советуем включить в до-
Машнюю работу.
Задание 275 обсуждается фронтально. (Утверждение 1)
Неверное. В условии дано количество яблок, но яблоки могут
Быть разного размера, значит, и масса их будет различной.
Утверждение 2) верное, так как 35 меньше 37 на 2.)
Задание 276 ученики выполняют самостоятельно, запи-
Сывая в тетрадях соответствующие равенства в два столбца.
Можно организовать работу по вариантам. 1-й вариант _
Методические рекомендации к урокам. III четверть
1–4 пары, 2-й вариант _ 5–8 пары чисел). Затем дети прове-
Ряют тетради друг друга.
Для самостоятельного выполнения задания 277 педагог
отводит 5–6 минут. Учащиеся записывают в тетрадях равенс-
Тва и затем читают их при фронтальной проверке. Наблюдая
За работой класса, педагог выявляет тех, кто допустил ошиб-
Ки. (Например, записали равенства, которые не соответству-
ют условию: 37 _ 2 _ 39; 37 _ 40 _ 77, и предлагает вынести
Их на доску.)
Если все дети справятся с заданием, то эти равенства за-
Писывет на доске учитель и выясняет, почему они не соот-
Ветствуют условию задания.
На дом: задания 274, 546.
УРОК 4. (Задания 278–280, 524)
Цель. Продолжить работу по совершенствованию вычис-
Лительных умений (сложение двузначных чисел с пере-
Ходом в другой разряд) и умения выбирать схему, которая
Соответствует условию задачи.
После проверки домашнего задания ученики самостоятель-
Но записывают равенства в тетрадях, вставляя пропущенные
Числа в первый столбец задания 278.
Затем читают задачу 279 а), отмечают «галочкой» схему,
Которая соответствует задаче (это схема 1 ), и также само-
стоятельно выполняют пункт в): отмечают «галочкой» вы-
Ражение, которое является решением задачи (выражение
15 _ 8).
Работая с заданием 280, педагог организует деятельность
Учащихся так же, как в задании 277.
Рекомендуем включит в урок № 157, 158, 159 ТПО № 1.
На дом: задания 278 (2-й столбец), 524.
УРОК 5. (Задания 281–283, 532, 534)
Цель. Совершенствовать вычислительные умения и навы-
Ки и умение решать задачи.
На этом уроке учащиеся начинают работать в ТПО № 2.
После проверки домашнего задания педагог организует
работу с заданием 281. Учащиеся читают задачу и отмечают
Методические рекомендации к урокам. III четверть
«галочкой» схемы, ей соответствующие (это схемы 2 и 3 ).
Следует выяснить, чем отличаются эти схемы. (Отрезок,
Обозначающий 13 см, отложили с разных концов отрезка.)
Советуем обратить внимание детей на то, что ориентиру-
Ясь на схему 3 , задачу можно решить двумя способами.
1?й способ 2?й способ
Р.) 1) 15 _ 13 _ 2 (р.)
Р.) 2) 2 _ 10 _ 12 (р.)