Основные компоненты и формы физической культуры
Условно физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа.
1. Базовая физическая культура -составляет профилирующее содержание во всех образовательно-воспитательных учреждениях Базовая физическая культура подразделяется на две формы:
«школьная» и пролонгирующая.1) «школьная» физическая культура -обеспечивает основное физическое воспитание и базовый уровень физической подготовки; 2) пролонгирующая физическая культура (физическая культура в быту и на производстве)- дополняет и продлевает курс основного физического воспитания и самовоспитания с охватом взрослого контингента, вовлекаемых в общую физическую подготовку (ОФП), физкультурно-кондиционную тренировку, общедоступный спорт
2. Спорт как компонент физической культуры осуществляется в двух формах: 1) базовый (массовый) спорт; 2) спорт высших достижений. Спорт - деятельность, в процессе которой раскрываются способности человека на предельных или околопредельных уровнях. Спорт - своего рода лаборатория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных условиях.
3. Профессионально-прикладная физическая культура осуществляется в двух формах: 1) собственно-профессионально-прикладная (производственная) - обеспечивает физическую подготовленность к профессиональной деятельности, оптимизирует данную деятельность. Составляет содержание физической подготовки проводимой в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; 2) военно-прикладная - обеспечивает специальную физическую подготовленность в военной деятельности (армия, МЧС, МВД).
4. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура реализуется в двух формах: 1)лечебная (ЛФК) физическая культура; 2) спортивно-реабилитационная физическая культура.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура направлена на восстановление или компенсацию с помощью физических упражнений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей.
Фоновая физическая культура - повседневно-бытовые, адаптированные к домашним условиям компоненты физической культуры гигиенического типа, реализуется в двух формах: 1)гигиеническая физическая культура; 2) оздоровительно-рекреативная физическая культура.
Гигиеническая физическая культураспособствует оптимизации текущего функционального состояния организма(утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня и т.п.). Оздоровительно-рекреативная физическая культура (физическая рекреация) (рекреация от лат. «recreation»- отдых восстановление) - восстановление сил за счет средств физического воспитания (пешие прогулки, рыбная ловля, охота, туризм, массовые игры и т.п.).
Адаптивная физическая культура - область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях максимального развития жизнеспособности людей, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
Цель АФК - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет (обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Раздел 2. Общие вопросы теории и методики физического воспитания