ПЗЛК в структуре модели личности специалиста для образовательных заведений

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ

Задачи

Дать студентам понятие «ПЗЛК учителя»; раскрыть содержание четырех групп личностных качеств, показать их роль в формировании личности специалиста и в будущей профессиональной деятельности.

Познакомить студентов с методикой выявления уровня развитости ПЗЛК учителя.

Способствовать развитию у студентов стремления к активному самовоспитанию, саморазвитию личности.

ПЗЛК в структуре модели личности специалиста для образовательных заведений

Готовя себя к профессиональной педагогической деятельности, студент должен помнить, что ему необходимы:

· теоретические знания о ПЗЛК (их перечень, сущность);

· сведения о наличии или отсутствии у него тех или иных ПЗЛК (его человеческих достоинствах и недостатках);

· сведения о способах (методах) и средствах формирования ПЗЛК;

· знание диагностических методов.

Проблеме ПЗЛК учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. И хотя относительно набора ПЗЛК и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость ПЗЛК. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с ППН (профессионально-педагогической направленностью), и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия ПЗЛК.

ПЗЛК учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стильРассмотрев разные группы ПЗЛК на основании:

· анализа научных (теоретических) источников;

· литературных источников о педагогах (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинском, К.Д. Ушинском, С.Т. Шацком, педагогах-новаторах и др.);

· анализа результатов анкетирования, бесед с учителями и студентами,
мы составили список ПЗЛК, классифицировали их.

В окончательный вариант списка доминантных ПЗЛК вошли следующие качества:

· гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

· любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

· оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);

· справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

· общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

· требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

· альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

· волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова;

· выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

· толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

· педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

· эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»;

· интеллигентность (обаяние, духовность);

· современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

· доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

· креативность (творчество).

Характеризуя ПЗЛК, использовать разные приемы:

· назвать качество и подтвердить педагогической ситуацией;

· привести педагогическую ситуацию и попросить студентов выявить главные личностные качества учителя в ней;

· назвать личностное качество учителя и предложить студентам привести собственную педагогическую ситуацию.

Вышеперечисленные качества – это доминантные качества личности учителя. При отсутствии любого из них учитель-воспитатель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность.

Ученые еще говорят и о так называемых периферийных ПЗЛК, и о таких качествах, наличие которых у педагога расценивается как профессиональные противопоказания и которые служат причиной профессиональной непригодности.

Под периферийными понимают те качества личности учителя, которые не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности. К периферийным ПЗЛК относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.

А вот какие имеются негативные ПЗЛК учителя-воспитателя и даже профессиональные противопоказания, попытаемся установить все вместе. Для этого используем метод Дельфи. В древности мудрецы греческого г. Дельфи собирались для решения важных общественных проблем. Они садились кругом, и каждый должен был написать, как решить проблему. Мы сделаем так: по каждому ряду пустим лист, на котором каждый из вас запишет одно негативное качество, которое недопустимо в личности педагога. Повторяться нельзя. Дается 1 минута на обдумывание. А потом – работа по рядам. На листке – нумерация парт:

1-й студент 2-й студент
1 п.: 2 п.:  

Ряды представляют созданный негативный портрет учителя.

В заключение привести:

список негативных личностных качеств, который был подготовлен к занятию:

беспечность нерешительность подозрительность капризность вспыльчивость злопамятность некоммуника-бельность эгоизм мнительность несдержанность равнодушие зависимость мстительность высокомерие холодность безалаберность импульсивность легковерие обидчивость нервозность необязательность завистливость рассеянность неуверенность в себе пассивность и др.

Список качеств – профессиональных противопоказаний:

· наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.);

· нравственная распущенность;

· рукоприкладство;

· грубость и жестокость;

· беспринципность;

· безответственность;

· некомпетентность в области преподаваемого предмета;

· низкий уровень общительности.

3. Некоторые методики определения студентом:

Наличия у себя ПЗЛК;

Уровня сформированности собственных ПЗЛК.

· Осуществлять анализ своих поступков, действий, сопоставлять их с положительными поступками других людей, с литературными героями и историческими личностями.

· Методика определения наличия у учителя-воспитателя ПЗЛК (методика Л.М. Митиной):

Шкала самооценки личностных качеств учителя-воспитателя (КАКОЙ Я?)

Оцените степень выраженности своих личностных качеств по нижеприведенной шкале.

Большая степень выраженности качества соответствует более высокому баллу. Например, если Вы считаете себя общительным, то отмечаете слева: «очень общительный» – 3 балла, «достаточно общительный» – 2 балла, «умеренно общительный» – 1 балл.

Если Вы считаете себя замкнутым, то отмечаете справа (в той же последовательности). Если Вам трудно оценить себя, Вы не можете с определенностью ответить на вопрос, то отмечаете «0», что соответствует ответу «не знаю».

общительный твердый эмоциональный волевой организованный застенчивый быстрый контактный собранный активный решительный спокойный сильный импульсивный настойчивый изменчивый 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 замкнутый мягкий рациональный безвольный неорганизованный властный медлительный неконтактный разбросанный пассивный сомневающийся тревожный слабый сдержанный ненастойчивый постоянный

Литература

1. Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев.– Гомель, 1976.

2. Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С. Полякова.– М., 1983.

3. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин.– М., 1976.

4. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин.– М., 1965.

5. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев.– М., 1995.

6. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979.– Гл. 1, 4.

7. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессиональное мастерство преподавателя / В.П. Симонов.– М., 1995.– Ч. 2.– Гл. 4.

8. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. Тема 7: «Педагог»: личность и профессия.– М., 1996. – С. 76–81.

9. Митина, Л.М. Психологические аспекты труда учителя / Л.М. Митина.– Тула, 1991.– Гл. I.– [§ 5–7]; Гл. II.– [§ 2].

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– Ростов н/Д., 1997.– Ч. III.– Гл. 2.– [§ 5]: Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.

Наши рекомендации