ПЗЛК в структуре модели личности специалиста для образовательных заведений
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ
Задачи
Дать студентам понятие «ПЗЛК учителя»; раскрыть содержание четырех групп личностных качеств, показать их роль в формировании личности специалиста и в будущей профессиональной деятельности.
Познакомить студентов с методикой выявления уровня развитости ПЗЛК учителя.
Способствовать развитию у студентов стремления к активному самовоспитанию, саморазвитию личности.
ПЗЛК в структуре модели личности специалиста для образовательных заведений
Готовя себя к профессиональной педагогической деятельности, студент должен помнить, что ему необходимы:
· теоретические знания о ПЗЛК (их перечень, сущность);
· сведения о наличии или отсутствии у него тех или иных ПЗЛК (его человеческих достоинствах и недостатках);
· сведения о способах (методах) и средствах формирования ПЗЛК;
· знание диагностических методов.
Проблеме ПЗЛК учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. И хотя относительно набора ПЗЛК и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость ПЗЛК. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с ППН (профессионально-педагогической направленностью), и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия ПЗЛК.
ПЗЛК учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стильРассмотрев разные группы ПЗЛК на основании:
· анализа научных (теоретических) источников;
· литературных источников о педагогах (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинском, К.Д. Ушинском, С.Т. Шацком, педагогах-новаторах и др.);
· анализа результатов анкетирования, бесед с учителями и студентами,
мы составили список ПЗЛК, классифицировали их.
В окончательный вариант списка доминантных ПЗЛК вошли следующие качества:
· гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
· любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
· оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
· справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
· общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
· требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
· альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);
· волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова;
· выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
· толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
· педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
· эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»;
· интеллигентность (обаяние, духовность);
· современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
· доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);
· креативность (творчество).
Характеризуя ПЗЛК, использовать разные приемы:
· назвать качество и подтвердить педагогической ситуацией;
· привести педагогическую ситуацию и попросить студентов выявить главные личностные качества учителя в ней;
· назвать личностное качество учителя и предложить студентам привести собственную педагогическую ситуацию.
Вышеперечисленные качества – это доминантные качества личности учителя. При отсутствии любого из них учитель-воспитатель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность.
Ученые еще говорят и о так называемых периферийных ПЗЛК, и о таких качествах, наличие которых у педагога расценивается как профессиональные противопоказания и которые служат причиной профессиональной непригодности.
Под периферийными понимают те качества личности учителя, которые не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности. К периферийным ПЗЛК относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.
А вот какие имеются негативные ПЗЛК учителя-воспитателя и даже профессиональные противопоказания, попытаемся установить все вместе. Для этого используем метод Дельфи. В древности мудрецы греческого г. Дельфи собирались для решения важных общественных проблем. Они садились кругом, и каждый должен был написать, как решить проблему. Мы сделаем так: по каждому ряду пустим лист, на котором каждый из вас запишет одно негативное качество, которое недопустимо в личности педагога. Повторяться нельзя. Дается 1 минута на обдумывание. А потом – работа по рядам. На листке – нумерация парт:
|
Ряды представляют созданный негативный портрет учителя.
В заключение привести:
список негативных личностных качеств, который был подготовлен к занятию:
беспечность нерешительность подозрительность капризность вспыльчивость злопамятность некоммуника-бельность эгоизм | мнительность несдержанность равнодушие зависимость мстительность высокомерие холодность безалаберность импульсивность | легковерие обидчивость нервозность необязательность завистливость рассеянность неуверенность в себе пассивность и др. |
Список качеств – профессиональных противопоказаний:
· наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.);
· нравственная распущенность;
· рукоприкладство;
· грубость и жестокость;
· беспринципность;
· безответственность;
· некомпетентность в области преподаваемого предмета;
· низкий уровень общительности.
3. Некоторые методики определения студентом:
Наличия у себя ПЗЛК;
Уровня сформированности собственных ПЗЛК.
· Осуществлять анализ своих поступков, действий, сопоставлять их с положительными поступками других людей, с литературными героями и историческими личностями.
· Методика определения наличия у учителя-воспитателя ПЗЛК (методика Л.М. Митиной):
Шкала самооценки личностных качеств учителя-воспитателя (КАКОЙ Я?)
Оцените степень выраженности своих личностных качеств по нижеприведенной шкале.
Большая степень выраженности качества соответствует более высокому баллу. Например, если Вы считаете себя общительным, то отмечаете слева: «очень общительный» – 3 балла, «достаточно общительный» – 2 балла, «умеренно общительный» – 1 балл.
Если Вы считаете себя замкнутым, то отмечаете справа (в той же последовательности). Если Вам трудно оценить себя, Вы не можете с определенностью ответить на вопрос, то отмечаете «0», что соответствует ответу «не знаю».
общительный твердый эмоциональный волевой организованный застенчивый быстрый контактный собранный активный решительный спокойный сильный импульсивный настойчивый изменчивый | 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 | замкнутый мягкий рациональный безвольный неорганизованный властный медлительный неконтактный разбросанный пассивный сомневающийся тревожный слабый сдержанный ненастойчивый постоянный |
Литература
1. Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев.– Гомель, 1976.
2. Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С. Полякова.– М., 1983.
3. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин.– М., 1976.
4. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин.– М., 1965.
5. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев.– М., 1995.
6. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979.– Гл. 1, 4.
7. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессиональное мастерство преподавателя / В.П. Симонов.– М., 1995.– Ч. 2.– Гл. 4.
8. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. Тема 7: «Педагог»: личность и профессия.– М., 1996. – С. 76–81.
9. Митина, Л.М. Психологические аспекты труда учителя / Л.М. Митина.– Тула, 1991.– Гл. I.– [§ 5–7]; Гл. II.– [§ 2].
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– Ростов н/Д., 1997.– Ч. III.– Гл. 2.– [§ 5]: Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.