Обследование детей с нарушением голоса. История разв фонопедии. Методика коррекционной работы.

Для изуч-я голоса большое знач-е имеет исследование голосового аппарата, в первую очередь функции голосовых скла­док. Существует несколько медицинских методов исследова­ния. Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия — осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспа­лительные заболевания. Более детальную картину функции го­лосовых складок раскрывает ларингостробоскопия. При помо­щи специального прибора, электронного стробоскопа, можно наблюдать характер колебаний голосовых складок.

Рентгенография и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок.

Электромиография дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани.

В последнее время находит все большее применение новый метод исследования голосового аппарата — глоттография. Данный метод позволяет наблюдать колебания голосовых складок в процессе естествен­ной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений испытуемому.

Логопед, приступая к восстановительному обучению, дол­жен иметь заключение оториноларинголога или фониатра, а также сведения о начале и течении голосового нарушения. Следует тщательно собрать анамнез, выяснить, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, причину. Важно иметь данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. Лого­пед изучает качество звучания измененного голоса — охрип­лость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного го­лоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания.

История развития фонопедии.

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения.

Развитие театрального искусства в XVI в. потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить.

В 1855 г. певцом и вокальным педагогом Мануэ­лем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека. С этого момента, мож­но считать, начала свое развитие фониатрия.

Основоположниками отечественного развития научных про­блем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, И. И. Леви-дов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев.

Среди применявшихся в разные годы методов восстановле­ния хронических голосовых нарушений можно выделить не­сколько направлений: 1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей. Это вызывало боль, временное удушье. Больные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос; 2) введение в гортань различных раздражителей — механических или раздражающих веществ; 3) применение наркоза ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения; 4) вибрационный мас­саж гортани в сочетании с психотерапевтической беседой; 5) метод заглушения трещот­кой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху; 6) ортофонический метод.

Все эти приемы используются и в современной практике, но самое широкое применение находит фонопедия.

Методика коррекционной работы.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голо­са при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включе­ния компенсаторных возможностей организма. Второй задачей является ликвидация патологического спо­соба голосования, т. е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности».

Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гор­тани;

2) предотвращение развития вторичных дефектов голосо­вого аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

3) положительное воздействие на личность обучающегося дляГ ликвидации психогенных реакций;

4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации;

5) восстановление координации дыхания и фонации.

Этапы коррекционной работы:

• рациональная психотерапия;

• коррекция физиологического и фонационного дыхания;

• тренировка кинестезии и координации голосового ап­парата фонопедическими упражнениями;

• автоматизация восстановленной фонации.

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

При поражениях нижнего гортанного не­рва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полнос­тью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиоло­гическое и фонационное дыхание. Восстановить двига­тельную функцию гортани при параличах невозможно. Тренировки должны максимально увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на пара­лизованной стороне хотя бы частично восстановить двигатель­ную функцию голосовой складки. Необходима также норма­лизация физиологического и фонационного дыхания. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Плавность, полнота вдоха и длитель­ность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. Под действием воздушной струи про­исходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагает­ся комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.

Комплекс А. Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубо­кий, выдох продолжительный);

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через одну половинуноса, затем через дру­гую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (по­переменно);

Наши рекомендации