Тема 2. школа и воспитание в древнем мире
ТЕМА 1. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Обвести кружком все правильные ответы:
1. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ: 1,2,4,5,7
КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ: 1,2,4,5,7
2. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ»:
Теория | Представители | Содержание |
эволюционно-биологическая | А.Эспинас, Ш.Летурно | Воспитательная деятельность людей аналогична инстинктивной заботе о потомстве у животных |
Психологическая | П.Монро | Воспитание основывается на инстинкте подражания детей взрослым |
Космическая | Г.Хинкок | На основе внеземного происхождения жизни |
Трудовая | Ф.Энгельс | фактором появления воспитания стала трудовая деятельность людей |
Религиозная | в основе воспитания лежит божественное начало |
3. Установить соответствие:
Ответ 1__г_, 2__в_, 3__д_, 4__б_,
4. ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ПЕРИОД:
1 2 3
3 млн 2 млн 1 млн 500 тыс 40 тыс 30 тыс 20 тыс 10 тыс н.э. 100 200
до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. лет лет
5. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА»:
| |||||
6. Обвести кружком все правильные ответы:
ВОСПИТАНИЕ ЗАРОДИЛОСЬ В ВИДЕ: 1,2
ВОСПИТАНИЕ У ЛЮДЕЙ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ВЫГЛЯДЕЛО: 2,3,5,6,7,8
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 1,2,3,4,5,6,7
7. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ:
Методы воспитания в
первобытном обществе1 одобрение 2 устрашение, 3 пример,
8. ОПРЕДЕЛИТЬ:
а) дом молодежи – ___спец. места, где старшие знакомили подрастающее поколение с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине._
б) инициация – _обряд посвящения подростков во взрослые
9. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «СТАНОВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»:
Этапы развития первобытного общества | Цель воспитания | Особенности воспитания | Содержание, приемы, средства воспитания | Формы воспитания | Публикации по истории воспитания в первобытном обществе |
дородовое общество | Приспособление к среде Включение подрастающего поколения в жизнь | Три возрастные группы: 1.дети и подростки; 2. взрослые, 3. старики. | Общение детей со сверстниками и стариками, раннее включение в трудовую деятельность, подражание | В труде | Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования . – Р-н/Д, 2000.; Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления – М., 1992. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании. – Сов. педагогика. – 1971. – № 10; |
родовая община | Подготовка к основным способам добывания средств к существованию | Матриархат. Воспитывают детей старейшие члены рода. Воспитание носит общественный характер | Включение детей в общий быт общины. Ритуальная имитация, инсценировки, примеры поведения по образу предка-героя, табу (запрет). Фигурки людей и животных как средство наглядности. Зачатки военного, нравственного воспитания и формирования мировоззрения. | Обряды. Ритуалы. Игры. | Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.; История первобытного общества. Общие вопросы. – М., 1963; Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М.,1989. |
период разложения первобытн. об-ва | Подготовка человека определенного общества, который соблюдает интересы рода. | Выделение воспитания в особый вид деятельности. Семейное воспитание Отъединение умственного труда от физического | Появление систем военно-спортивного и интеллектуального воспитания элиты и трудового воспитания масс. Распространение наказаний. Начался процесс зарождения приемов педагогической деятельности | Прообразы первых школ: дома молодежи и школы писцов и жрецов. Совместные игры и занятия. Инициации | Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М.: Инфра-М, 1998. Капранова В.А. История педагогики. – М.: Новое знание, 2005. – 240 с.; |
10. ПОРАССУЖДАЙТЕ, ПОЧЕМУ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ НЕ БЫЛО И НЕ МОГЛО БЫТЬ ИДИЛЛИСТИЧЕСКИМ?
Первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, т.к. люди жили в сложных, крайне тяжелых условиях борьбы за выживание.
Обвести кружком все правильные ответы:
11. СОЦИАЛЬНОЕ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПРИВЕЛО К: 1,2,3,5,6
12. РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД:
1. | т | р | у | д | о | в | а | я | |||||||||
2. | м | о | н | р | о | ||||||||||||
3. | к | о | с | м | и | ч | е | с | к | а | я | ||||||
4. | з | а | п | у | г | и | в | а | н | и | е | ||||||
д | и | ф | ф | е | р | е | н | ц | и | а | ц | и | я | ||||
6. | м | и | с | т | и | к | а | ||||||||||
7. 8. | и | н | и | ц | и | а | ц | и | я | ||||||||
х | в | а | л | е | н | и | е | ||||||||||
9. | п | р | и | м | е | р | |||||||||||
10. | э | н | г | е | л | ь | с | ||||||||||
ТЕМА 2. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
1. . ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ГРАНИЦЫ ДРЕВНЕГО МИРА:
(----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------)
3 тыс 2 тыс 1 тыс 500 лет 40 лет 20 лет н.э. 100 лет 200 300 400
до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э лет лет лет
Территориальные и временные границы Древнего мира огромны.
Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка –
Европу, Африку, Азию, Америку.
Дописать:
2. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ - перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых,
формирование у них нравственных качеств, подготовка к профессии
ИДЕАЛ ВОСПИТАННИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ – немногословный, стойкий к лишениям
и ударам судьбы человек
3. Обвести кружком все правильные ответы:
В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ШКОЛЫ СУЩЕСТВОВАЛИ ДЛЯ: 2.
ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ 1,2,4,5
4. ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ «ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»:
5 . Дописать:
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ СОСТОЯЛА в том, что каждый должен развить свои нравств., умств., физ. качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты
РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ БЫЛИ ОБУСЛОВЛЕНЫ
Кастовостью, вследствие чего. у брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства,
у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудр -покорность.
ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ СЧИТАЛОСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ представителей трех
ведущих каст.
6.Обвести кружком все правильные ответы:
СВОД ПРАВИЛ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ НАЗЫВАЛСЯ: 2,3,7.
УПАНАЯМА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ОЗНАЧАЛА: 3.
7. ОПРЕДЕЛИТЬ:
а) толь – начальная школа
б) аграхар – учебное заведение более высокого уровня, своеобразные сообщества гуру и учеников.
8. Дописать:
ИДЕАЛОМ ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ СЧИТАЛОСЬ человек, умеющий заглянуть
глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе
Начало экзаменационной системе в Древнем Китае положил У Див __136 году до н. э.
ПОДХОД К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ СВОДИЛСЯ К ФОРМУЛЕ
легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров
9. Обвести кружком все правильные ответы:
ПЕРВЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ НАЗЫВАЛИСЬ 2, 5.
10. ПО БИОГРАФИЧЕСКИМ ФАКТАМ ОПРЕДЕЛИТЬ УЧЕНОГО, О КОТОРОМ ИДЕТ РЕЧЬ:
Конфуций
ЦЕЛЬ ВСПИТАНИЯ (выдвинутая этим ученым): Идеально воспитанный человек, по замыслу Конфуция, должен обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой Можно сказать, что китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед ученостью, образованностью отдавалось нравственному началу.
11. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ:
Обвести кружком все правильные ответы:
12. ВЫСКАЗЫВАНИЯ КОНФУЦИЯ: 6
13. ОБЪЯСНИТЕ УТВЕРЖДЕНИЕ КОНФУЦИЯ: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Т.е., нельзя отвергать прошлое, а следует черпать из него все положительное, продуктивное и вплетать в канву новых знаний, актуализируя это конструктивное прошлое для будущих поколений.
14. С КЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ? ПОЧЕМУ? От природы человек не добр и не зол. Таким или иным его делает воспитание, как стихийное (социализация), так и целенаправленное.
15. СДЕЛАТЬ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Государство Древнего Востока | Идеал воспитания | Типы школ | Содержание и методы обучения | Методы воспитания |
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек | жреческие, военные, дворцовые, школы писцов | ремесло, письмо, чтение, матем., геогр., астрономия, медицина. Переписывание и заучивание. | Поучения. Физ.наказания. Заучивание морализаторских наставлений. |
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ | человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Умственное развитие, духовность, физическое совершенство, любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу. | толь аграхар школа вед | Брахманы – фундаментальное образование: религия, правила повед., наука чисел, наука о змеях, астрономия, логика. Кшатрии: кроме пересказа вед, чтения и письма – военное искусство, а вайшьи – кроме вед, чтения и письма – с/х работы и ремесла. Словесно-языковое обучение. | Аскеза, самопознание, самосовершенствование |
ДРЕВНИЙ КИТАЙ | По Конфуцию, идеальный человек наделен благородством, стремлением к истине, почтительностью, богатой духовной культурой. Разностороннее развитие личности с преимуществом нравственного начала. | сян сюй госюэ сансюэ | письмо, чтение, счет, устная речь, военно-физ. воспитание, космогония, магия, музыка, танцы и др. накопление материала через заучивание, осмысление ч-з комментирование, интерпретация ч-з написание сочинений. | диалоги, подражание образцам, запреты, традиции |
16. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СПАРТЕ»:
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ_____ подготовить члена военной общины_
17. СДЕЛАТЬ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ШКОЛ В ДРЕВНИХ АФИНАХ
Типы школ в Древних Афинах | Цель и задачи школы |
ШКОЛА ГРАММАТИСТА | 7-14 лет. Чтение, письмо, счет |
ШКОЛА КИФАРИСТА | 7-14 лет. Музыка, пение, поэзия. |
ПАЛЕСТРА | В палестрах 12 - 16-летние подростки занимались формированием культуры тела. Ученики занимались бегом, прыжками, борьбой, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. |
ГИМНАСИЙ | В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. |
ЭФЕБИЯ | Общественное учреждение, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили 18—20-летних юношей военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. |
18. Дописать:
ИЗВЕСТНЫМИ ГИМНАЗИЯМИ В ДРЕВНИХ АФИНАХ БЫЛИ Академия, Ликей и Киносарг
19. СОСТАВИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК ПОНЯТИЙ:
агеллы – спец. гос. воспитательные учреждения Спарты в форме военных лагерей для мальчиков 7-18 лет.
Академия- школа, основанная Платоном в окрестностях Афин в 4 в. до н.э.
гимнасия –учебно-воспитат. учреждение в Афинах для юношей 16-18 лет. Готовило к политической карьере.
грамматист –платный частный учитель грамоты в Древних Афинах и Риме
дидаскал –учитель
кифарист – частный учитель в Афинах, обучавший музыке мальчиков 7-14 лет за плату.,
калокагатия – в древнегреч. философии - гармония физич. и духовных качеств как идеал воспитания человека,
криптия – массовое убийство рабов,
калькулятор – учитель математики,
литератор – учитель поэзии,
мусическая школа – получила развитие в Др.Афинах. давала литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний,
палестра – Гимнастическая школа в Др.Греции для мальчиков 12-16 лет.,
педагогиум – школа
педагог – в Др.Греции – раб, сопровождавший ребенка хозяина в школу,
педоном – лицо, назначенное государством для воспитания мальчиков в Спарте в Др.Греции,
педотриб – учитель гимнастики в палестре
ритор - оратор,
сократическая беседа – метод обучения, подводящий к правильным выводам с помощью наводящих вопросов,
софистика – сознательное применение в споре неправильных выводов,
эфебия – школа военного искусства в Др.Греции для юношей 18-20 лет
20. ПО БИОГРАФИЧЕСКИМ ФАКТАМ ОПРЕДЕЛИТЬ УЧЕНОГО, О КОТОРОМ ИДЕТ РЕЧЬ:
Платон
Сократ
Аристотель
21. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ПЕДАГОГИ ЭПОХИ ДРЕВНОСТИ»:
Ф.И.О. педагога | Цель и задачи педагоги-ческой системы | Основные принципы педагогичес-кой системы | Форма организации педагогичес-кого процесса | Воспитатель-но-образо-вательные средства | Содержание воспитательно-образователь-ного процесса | ||||
СОКРАТ | нравственное самосовер-шенствование | принцип природной предрасположенности | беседы | "майевтика"- диалектический спор, эвристический метод | познание истины. Этические ценности: добро, справедливость, доблесть | ||||
ПЛАТОН | "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать". | Возрастная периодизация. Идеи игрового обучения, принцип воспитываю-щего обучения Объединение принципов афинского и спартанского воспиттания Идея трехступенчатой системы образования | 3-6 л. – игры под рук-вом госуд. воспитательниц, 7-12 – гос.школа, 12-16-палестра, до18 – подготовка воина, 18-20-эфебия, до 30 (некоторые) высшая ступень образования, до 35 (избранные) философское образование | рассказывание, игра | чтение, письмо, счет, музыка, пение, военно-гимнастич. подготовка, философия, арифметика, геометрия, астрономия. | ||||
АРИСТОТЕЛЬ | Всестороннее развитие личности, развитие высших сторон души: разумной и волевой | Возрастная периодизация. В основе нравственности лежат воля, активность, деятельность | До 7 лет – воспитание в семье, с 7 лет – гос.школы Создатель Ликея | упражнения | 4 блока: подготовительный(чтен, письмо, счет, гимнаст, рис, муз) основной(науки о природе и обществе) знания, необх. для жизни в семье и обществе(этика, политика) знания – основа для практич. и творч. деятельности (риторика, поэтика) | ||||
ДЕМОКРИТ | обладание мудростью, то есть тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать". | Идея природосообраз-ности воспитания, огромная роль труда в воспитании. Важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. | Гл. роль – семейное воспитание | принуждение, упражнение в нравственных поступках, | соединение воспитания с трудом., познание природы | ||||
КОНФУЦИЙ | всестороннее развитие личности, где преимуще-ство перед образованно-стью отдавалось нравствен-ному началу | согласие меж учеником и учителем, легкость обучения, самостоятель-ность уч-ся | начинать школьное обучение с 7-8 лет (срок обучения 9 лет) | диалог, классиф. и сравнение, подражание. | Этика, нравственное воспитание, основы управления гос-вом | ||||
КВИНТИЛИАН | серьезная подготовкя к исполнению гражданских обязанностей | ненасильствен-ная педагогика, общедоступность образования | организованное школьное обучение в грамматической и риторической школах | подражание, наставление, упражнение, от простого к сложному, на основе работы памяти, "топологический прием", | До 7 лет - овладеть латинской и частично греческой грамматикой. Первоначальное школьное обучение: занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка. | ||||
22. Установить соответствие:
ФИЛОСОФ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Ответ 1__б_, 2__д_, 3_в__, 4_а__, 5__е_
23. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ АНТИЧНОГО МИРА»:
Основные воспитательные системы античного мира | Цель воспитания | Задачи воспитания | Система школ |
СПАРТАНСКАЯ | подготовка члена военной общины | Гипертрофированная военная подготовка и минимальное обучение грамоте, музыке и пению. | агеллы, эфебия |
АФИНСКАЯ | совокупность добродетелей. Всестороннее формирование личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела | литературное и музыкальное образование, развитие культуры тела, умственное воспитание, военное дело. | ШКОЛА ГРАММАТИСТА, ШКОЛА КИФАРИСТА, ПАЛЕСТРА, ГИМНАСИЙ, ЭФЕБИЯ |
РИМСКАЯ | подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. | обеспечить определенную карьеру; нравственное и гражланское становление; оформилась программа семи свободных искусств с делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). | тривиальные школы, грамматические школы, риторские школы по греческому образцу |
24. РЕШИТЕ КРОССВОРД, И ВЫ ПРОЧТЕТЕ НАЗВАНИЕ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ ДРЕВНЕГО МИРА:
к | р | и | п | т | и | и | ||||||
р | и | т | о | р | ||||||||
с | о | ф | и | с | т | ы | ||||||
а | ||||||||||||
а | г | е | л | л | ы | |||||||
и | л | о | т | ы | ||||||||
г | е | т | е | р | ы | |||||||
п | е | д | о | н | ||||||||
т | а | й | г | е | т | |||||||
д | и | д | а | с | к | а | л | |||||
г | и | н | е | к | е | я | ||||||
п | е | д | а | г | о | г | ||||||
а | ф | и | н | я | н | к | и |
25. РАЗГАДАЙТЕ ГОЛОВОЛОМКУ, И ВЫ УЗНАЕТЕ, КТО ИЗ ДРЕВНИХ ФИЛОСОФОВ СЧИТАЛ ПРИМЕР НАСТАВНИКА ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ВОСПИТАНИЯ: Антисфен
26. ВЫДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ:
В древнейших государствах, сменивших в историческом развитии архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялось преимущественно в семье. С целью специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт - школа. Воспитание стало определяться общественным и имущественным положением человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Отделение умственного труда от физического обусловило появление человека новой специальности - учителя. Характерна опора на жесткие формы и методы воспитания.