Воспитание и школа в древнем мире

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к пятому тысячелетию до н.э.

В древних государствах Востока, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялось преимущественно в семье. Педагогические основы воспитания были закреплены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как «Законы вавилонского царя Хаммурапи», книга «Притчи иудейского царя Соломона», «Бхагавадгита» и др.

Воспитание стало определяться общественным положением и имущественным состоянием человека. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Носителем идеалов воспитания и обучения была религия.

В эту эпоху как бы завершается дописьменный период истории человечества. Появление и развитие письменности (шумерская клинопись, египетское и китайское иероглифическое письмо, ассирийское слоговое и финикийское фонетическое письмо) – важный фактор развития как общества и культуры, так и школы и образования.

Начавшееся на исходе первобытной эпохи отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности – учителя.

Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт – школа. Появление первых школ вызвано потребностями церкви, экономическими, культурными и политическими запросами общества.

Например, в древних городах Месопотамии в этот период получили развитие 3 основных типа школ:

· жреческие школы, создаваемые при храмах – готовили служителей культа (письмо, чтение, танцы, музыка, упражнения литературного характера, заучивание поэтических и религиозных текстов);

· дворцовые школы – для обучения детей рабовладельческой знати (элиты общества);

· школы писцов – эдуббы – «дома табличек» для обучения будущих чиновников, призванных служить на поприще хозяйственно-административного управления. Здесь изучали историю, географию, литературу, математику, зоологию, медицину, право и делопроизводство, музыку, пение.

Обучение в школе было платным, размер оплаты определялся авторитетом учителя.

Школьное образование в Древней Индии отражало кастовый строй общества.

Каста брахманов (жрецов) Кшатрии (воины, правители) Вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники) Шудры (неприкасаемые)
религиозное образование обучение военному искусству обучение сельско-хозяйстве-нным работам и ремеслам к образованию не допускались
· Школы вед · Толь – начальная школа · Аграхар – школа повышенного уровня -


Прием в школу в Древней Индии рассматривался как «второе рождение», а ученичество как закономерный этап в жизни человека.

Важные перемены в школьном деле происходят с зарождением новой религии – буддизма. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую надо избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования.

Воспитание рассматривалось как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».

В Китае преобладали общинные школы, где юноши бесплатно обучались военным искусствам, религиозным песнопениям и обрядам, ораторскому искусству. Система образования также была рассчитана на детей привилегированных сословий – жрецов и аристократии. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:

· легкость,

· согласие между учеником и учителем,

· самостоятельность ребенка.

Педагогический идеал, который складывался в Китае веками, предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В программу обучения входило шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Наибольший вклад в развитие мировой педагогической мысли внес философ и педагог Конфуций (Кун-фу-Цзы – почетный учитель).

Таким образом, цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего Востока явилась одним из важнейших источников, дальнейшего развития как мировой духовной культуры, так и образования. Педагогические традиции древних государств Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого трудно представить дальнейший генезис образования в более поздние времена.

GОсобенности древневосточной системы образования:

· значимость семейного воспитания;

· появление различных типов общественной школы – религиозной и светской;

· сословный, привилегированный характер школьного обучения;

· появление особой уважаемой профессии – учительства.

Наши рекомендации