Можно ли справиться с алалией?

АЛАЛИЯ

Этот диагноз врачи всё чаше стали ставать детям, у которых речь к трём-четырём годам так и не появилась. Вообще… У логопедов в ходу другой термин – «задержка речевого развития». Именно его они и пишут в речевых картах, но подразумевают-то, по большей части, всё ту же алалию.

Какая она, - алалия?

Если у ребёнка в норме слух, интеллект, но полностью или частично отсутствует речь, тогда и делается предположение о наличие у него алалии: сенсорной или моторной. Подтвердить это могут энцефалограмма и эхограмма головного мозга. Если в процессе обследования выявляется недоразвитие или поражение речевых областей в левом полушарии головного мозга, предположение становится уже обоснованным диагнозом. Конечно, не очень утешительным.

Врачи и логопеды будут выявлять причины, приведшие к поражению головного мозга ребёнка. Это могут быть внутриутробные инфекции, интоксикация, травмы. Либо заболевания (инфекционные, вирусные), ушибы и сотрясения головного мозга в первый год жизни малыша.

Алалия может быть моторной, или сенсорной.

Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи. В её основе лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Тонкие и сложные артикуляционные движения заменяются на более грубые и примитивные. Ребёнок не чувствует движения своих артикуляционных органов, не может или управлять. Затруднение вызывает сам процесс говорения (артикулирования звуков), а вот способность понимать звучащее слово, как правило, сохраняется. О таком ребёнке говорят: «Всё понимает, только молчит». Простейшая фраза у него появляется после 4 лет.

Причиной моторной алалии является поражение центра Брока (лобно-теменные области коры левого полушария головного мозга), в частности, коркового конца речедвигательного анализатора, а также его проводящих путей. При этом часто отмечается снижение функциональной активности данного центра.

Нередко о моторной алалии говорит отсутствие лепета в предречевом периоде (до года). Внимательные родители обращают внимание на то, как накапливается активный словарь их малыша. У ребёнка-алалика он пополняется крайне медленно и к трем годам состоит всего из пары аморфных слов. Фраза появляется лет в пять, но строится аграмматично, без учёта правил согласования и управления слов, предлоги в речи практически отсутствуют: «Матик кататя ани» (Мальчик катается на санках); «Надей папаги όни» (Надел на ноги сапоги). Подобные речевые головоломки не могут сразу расшифровать даже опытные педагоги.

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса (ориентировка в пространстве) и расстройств общей и мелкой моторики, что выражается в виде апраксии. Эта алалия сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой. Отмечается поражение структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередко отмечается двигательная расторможенность, расстройство внимания и памяти, снижение работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития (психоорганический синдром разной степени выраженности).

При моторной алалии затруднено овладение активным словарным запасом и грамматическим строем языка. Отмечается отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм (причастий, деепричастий), перестановка слогов и звуков внутри слова и т.д. Имеет место выраженная бедность словарного запаса.

Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи. Ребенок не понимает речи окружающих. Наблюдается разрыв между смысловой и звуковой оболочкой слов. При этом у малыша хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи (к артикулированию звуков). Грубо нарушаются фонетические процессы: отсутствует возможность дифференцировать звуков. В силу чего экспрессивная речь также резко нарушается. Ребёнок искажает слова, смешивает сходные по произношению звуки, не прислушивается к речи окружающих, не откликается на зов. Но, одновременно, - прекрасно реагирует на отвлеченные шумы (стук, плеск, звонок и т.д.). Отмечаются эхолалии (механический, бездумный повтор слов за кем-то). Составить самостоятельно даже простейшую фразу – такому ребёнку бывает не по силам.

В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга, нередко - в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Причиной сенсорной алалии является поражение височной области левого полушария - центра Вернике (коркового конца слухоречевого анализатора) и его проводящих путей.

Можно ли справиться с алалией?

Было бы утопией полагать, что в домашних условиях и без посторонней помощи родители справятся с проблемой по имени «алалия». Только комплекс мер, куда входят: медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия, способны существенно помочь ребёнку-алалику. Не очень сведущие мамы и папы очень часто отказываются «от таблеток», мотивируя это тем, что «не хотят травить ребёнка химией». Физиотерапии они также не доверяют. Таким образом, их малыш не получает самой необходимой на первых порах помощи. В дальнейшем, в школьном возрасте, медико-физиотерапевтическая помощь будет уже не столь эффективна, и лучшее время для успешной борьбы с алалией будет безвозвратно потеряно.

Вопрос заниматься или не заниматься с логопедом в семьях, где есть ребёнок-алалик, к счастью, не стоит. Даже очень амбициозные родители понимают, что без систематических логопедических занятий их ребёнку не обойтись. Но не все мамы и папы знают, где можно найти квалифицированную помощь. Поэтому первым делом бросаются искать частного логопеда. А в это время у них буквально под боком может быть специализированный детский сад, или логопедическая группа при массовом детском саду. Детям-алаликам оказывают всестороннюю помощь также на логопедических пунктах, организованных при детских больницах и психоневрологических диспансерах. Педиатры и психоневрологи направляют маленьких алаликов в специализированные санатории и стационары. Всё, что касается компенсирующих детских садов и логопедических группах в общеобразовательных дошкольных учреждениях, родители могут узнать в городском или районном отделе образования, на сайтах детских садов. О санаторном и стационарном лечении информацию можно получить в соответствующих медицинских ведомствах.

Если медико-педагогические мероприятия проводятся целенаправленно и регулярно, наблюдается положительная динамика: ребёнок-алалик начинает пополнять свой словарный запас, учится строить фразу. Но, несмотря на эти обнадёживающие результаты, отставание в речевом развитии от сверстников у него всё же остаётся очень дли тельное время. Стало быть, есть опасения, что это послужит серьёзным препятствием для успешного обучения в общеобразовательной школе. Выходом может стать коррекционный класс в массовой школе, либо обучение в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Но этот выход приемлют далеко не все мамы и папы.

Алалия, особенно сенсорная, предполагает очень длительный период восстановления речи. Не факт, что по истечении десяти и даже пятнадцати лет упорной работы можно будет с уверенностью сказать, что речь полностью восстановлена.

Наши рекомендации