Нарушения употребления падежных окончаний
ВВЕДЕНИЕ
Правильно поставленный диагноз в большой мере способствует определению должных направлений коррекционной работы и достижению ее благоприятных результатов.
В литературе нет достаточно обоснованной и развернутой методики диагностики (в том числе дифференциальной) нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с экспрессивной алалией и задержкой языкового развития. Вместе с тем эти нарушения в данных синдромах патологии речевой деятельности занимают важное место.
Автор на основании собственных исследований предлагает описание этого варианта морфосинтаксического аграмматизма, материал для его диагностики, процедуру и критерии оценок выполнения диагностических заданий, а также направления его коррекции. Методы диагностики и коррекции рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста со II и III степенями нарушения языковой системы. Пособие полезно для диагностики и преодоления афазии, изучения и развития речи у детей с нормальным развитием, для обучения иностранцев русскому языку.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРАММАТИЗМА,
ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИИ И ЗАДЕРЖКИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
Нарушения употребления падежных окончаний существительных относятся к области аграмматизма.
Аграмматизм— это нарушение в речевой деятельности строения слов, словосочетаний, предложений и текстов как развернутых связных высказываний. Он обусловлен разнообразными расстройствами (органического и/или функционального характера) и проявляется в структуре различных синдромов, занимая в них нередко ведущее место: в структуре алалии, задержки языкового развития, афазии, умственной отсталости, патологии слуха, некоторых психических заболеваний.
Аграмматизм может проявляться в разных формах речи: устной, кинетической, письменной; в речи экспрессивной и импрессивной и др. Он может касаться всех компонентов грамматики или каких-то из них. В связи с этим правомерно говорить об аграмматизме
морфологическом, синтаксическом и морфосинтаксическом. К последнему относятся и интересующие нас нарушения. Аграмматизм может иметь разную динамику, разные степени выраженности, носить постоянный или временный характер.
Экспрессивная алалия— это языковое расстройство1, которое характеризуется отставанием в сроках усвоения и патологическимусвоением в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в деформации производства фонематических, морфологических, лексических, синтаксических и семантико-языковых операций при полной или относительной сохранности смысловых (неязыковых) и моторных (фонетических) операций, а также при сохранности восприятия речи и невербальных знаковых систем2, которые используются в речевой деятельности. Языковые расстройства могут испытывать на себе влияние имеющихся у детей различных нервно-психических нарушений, но языковые расстройства не находятся в причинно-следственной зависимости от этих нарушений3.
Задержка языкового развития(по другой терминологии — «временная», «простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения в онтогенезе инвентаря языковых единиц и правил их функ-
ционирования. При этом производство языковых операций соответствует закономерностям более ранних этапов нормальногоусвоения языка.
Иначе говоря, экспрессивная алалия характеризуется двумя основными признаками — (1) отставанием в сроках усвоения языка и (2) патологическим его усвоением (последний признак главный для алалии), тогда как задержка языкового развития характеризуется однимосновным признаком — отставанием в сроках усвоения языка.
Например, дети, нормально усваивающие язык, и дети с задержкой его усвоения будут совершать замены окончаний существительных только внутризначений определенного падежа, что соответствует закономерностям нормального онтогенеза, тогда как дети с алалией наряду с такими заменами будут совершать замены окончаний одного падежа на окончания другого, что не соответствует закономерностям нормального онтогенеза (примеры даны в разделе 2).
1 Языковые расстройства (в отличие, например, от сенсо-
моторных, так называемых «речевых») касаются знаковой,
структурно-функциональнойстороны языка.
2 К невербальным знаковым системам относятся ряд форм уст
ной речи (звукоподражания, псевдослова и др.) и речь кинетическая.
3 Подробнее см.: Ковшиков В А. Экспрессивная алалия и
методы ее преодоления. Л., 1985 (1-е издание); СПб., 2006 (4-е
издание).
НАРУШЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ