Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

Цели освоения учебной дисциплины

подготовить студентов магистратуры по направлению 40.04.01 Юриспруденция

1.1. к следующим видам профессиональной деятельности:

организационно-управленческой, руководящей,

педагогической;

1.2. к выполнению профессиональных задач:

в организационно-управленческой - осуществление организационно-управленческих функций;

в педагогической - преподавание юридических дисциплин, осуществление правового воспитания;

1.3. компетенции

общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-5;

профессиональные (ПК): ПК-9, ПК-10, ПК-11.

1.4. взаимосвязь дисциплины ОУДЮ с юр. дисциплинами

Очная форма обучения

    Л ПЗ
Введение в организационно-управленческую деятельность
Технологии планирования в юридической практике и маркетинг юридических услуг  
Система управления клиентскими поручениями  
Управление персоналом в юридической практике  
Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте)  
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста  
  ВСЕГО

Лекции - Очная форма обучения – 2 часа

Лекция 1. Введение в организационно-управленческую деятельность (понятие и основные

предметные области).

1. Организация и управление. Системные свойства организации.

2. Развитие организационно-управленческой мысли в России и за рубежом.

3. Вопрос для интерактивного обсуждения:Основные направления организационно-управленческой деятельности в современной практике юриста.

4. Вопрос для интерактивного обсуждения: Развитие организационно-управленческих навыков в профессиональной деятельности юриста.

Практические занятия

Очная форма обучения – 12 часов.

ПЗ-1. Введение в организационно-управленческую деятельность: понятие и основные предметные области -2

1. Организация. Руководство. Управление («интеллектуальная разминка» + проведение «мозгового штурма»).

2. Содержание организационно-управленческих компетенций и формы их практической реализации с учетом особенностей профессиональной деятельности юриста (использование технологий проведения открытой дискуссии + контекстного обучения).

Задания для подготовки к практическому занятию:

· изучить материалы лекции по теме практического занятия;

· уточнить понятия «организация», «управление», «руководство», «компетенция», «компетентность»,«профессиональная деятельность», «профессиональная пригодность», «профессиография»;

· проанализировать место и роль группы и личности в организации;

· определить место и роль юриста в организации;

· определить значение юриста в организации с учетом сферы деятельности;

· подготовить эссе на одну (возможно и большее количество) тем: «Системные свойства организации», «Законы функционирования и развития организации», «Сущность и содержание основных принципов организации», «Организация как форма жизни коллектива», «Организация как объект управления», «Руководитель как субъект организаторской деятельности».

ПЗ-2.Технологии планирования в юридической практике и маркетинг юридических услуг-2

Понятие планирования и прогнозирования, их особенности в сфере услуг (использование технологии «работа в малых группах» с применением обучения на основе опыта с целью выявления целей и задач планирования в юридической практике).

1. Специфика, виды, методы и средства планирования в юридической практике (технология открытой дискуссии с привлечение материалов эссе, подготовленных студентами).

2. Организация и управление внутренними и внешними коммуникациями (использование технологии сase-study).

3. Маркетинговые стратегии юридических услуг (междисциплинарное обучение и подготовка вопросов для обсуждения, проведение тестирования).

4. Процесс продвижения юридических услуг (использование технологии сase-study).

Задания для подготовки к практическому занятию:

· изучить материалы лекции по теме практического занятия;

· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить их содержание;

· объяснить сущность и основные направление организации и порядок управления внутренними и внешними коммуникациями;

· определить роль юриста в формировании и развитии деловых отношений;

· объяснить сущность и особенности услуги, в том числе юридической услуги, как товара;

· определить значение и порядок разработки маркетинговой стратегии;

· подготовить эссе на одну (возможно и большее количество) тем: «Маркетинг товаров и маркетинг услуг: общее и различное», «Улучшение качества, управление качеством и качество управления в процессе продвижения услуги», «Качество юридической услуги как качество взаимодействия с клиентом», «Атрибуты юридической услуги», «Как создать бренд в сфере услуг».

ПЗ-3.Система управления клиентскими поручениями-2 (работа в малых группах с последующей презентацией полученных результатов).

1. Понятие и структура системы управления работой с клиентами.

2. Организация и управление информационным обменом в работе с клиентами.

3. Организация и управление исполнением клиентских поручений

Задания для подготовки к практическому занятию:

· изучить материалы лекции по теме практического занятия;

· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить их содержание;

· объяснить сущность и структуру системы управления работы с клиентами, определить место в ней юристов разного профиля (квалификации);

· обосновать модель (модели) эффективного информационного обмена в работе с клиентами;

· уточнить особенности формирования и управления деятельностью малыми исследовательскими и экспертными коллективами (подготовить аналитическую записку и/или презентацию.

ПЗ-4.Управление персоналом в юридической практике-2

(ролевая игра «Формирование коллектива»)

1. Система отбора, оценки и ротации сотрудников в организациях (государственных и частных).

2. Основные направления мотивации сотрудников и партнеров.

3. Проблемы организационно-управленческих конфликтов в юридической практике.

Задания для подготовки к практическому занятию:

· изучить материалы лекции по теме практического занятия;

· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить их содержание;

· объяснить сущность и основные способы мотивации и стимулирования сотрудников юридической организации (департамента);

· сформулировать модель (модели) мотивации партнеров в юридической практике;

· разработать примеры профессиональных профилей и/или варианты (структуру) должностных обязанностей юристов разных профилей;

· разработать и предложить программу развития профессиональных качеств юристов;

· классифицировать и охарактеризовать причины возникновения организационно-управленческих конфликтов, предложить способы их преодоления и разрешения.

ПЗ-5.Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте)-2

1. Система управления знаниями и ее основные элементы

(контекстное + междисциплинарное обучение).

2.Понятие документа и документооборота, особенности организации в юридической практике (обучение на основе опыта).

3.Регламентация и протоколизация работ в деятельности юриста (проблемное обучение + закрепление нового материала).

Задания для подготовки к практическому занятию:

· изучить материалы лекции по теме практического занятия;

· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить применительно к изучаемой тематике содержание следующих понятий: «знание», «идея», «информация», «технология», «событие», «осознанное знание»«технология», «событие», «осознанное знание»е осознанное знание», «профессиональная интуиция», «инфраструктура», «жизненный цикл документа»;

· подготовиться к обсуждению следующих проблемных вопросов: «Рациональность и иррациональность современного предметного знания», «Как упростить и оптимизировать документооборот в юридической практике», «Синергетический эффект в использовании факторов управления знаниями в организации», «Регламентация организационно-управленческих процессов в условиях динамичности их изменения»,

ПЗ-6.Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста-4

(проведение обсуждения подготовленных студентами материалов в форме презентации)

1. Профессиональные качества юристов и особенности их проявления в разных сферах деятельности. Профессиограмма.

2.Условия формирования и развития организационно-управленческих компетенций в юридической практике.

3.Развитие профессиональной карьеры.

Задания для подготовки к практическому занятию:

· изучить материалы лекции по теме практического занятия;

· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить их содержание;

· подготовить анализ основных факторов формирования и развития организационно-управленческих компетенций в юридической практике (подготовка презентации);

· уточнить возможные средства оценки сформированности организационно-управленческих компетенций;

· подготовить анализ влияния степени сформированности организационно-управленческих компетенций на успешность деловой карьеры в юридической практике, сформулировать показатели сформированности организационно-управленческих компетенций юриста;

· описать практические условия формирования организационно-управленческих компетенций юриста;

· подготовиться к Мозговому штурму вопроса: «Какими личностными качествами должен обладать юрист для организации успешной работы?»;

· подготовить аналитическую записку по теме: «Место организационно-управленческих компетенций в профессиограмме юристов разных сфер деятельности».

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

На зачете студент должен быть готов комментировать эссе, подготовленные в процессе подготовки к практическим занятиям и освоения дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста».

Тема 1. Введение в организационно-управленческую деятельность

Вопросы:

§ Типы организаций и их структуры.

§ Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.

§ Типы организаций по взаимодействию подразделений.

§ Типы организаций по взаимодействию с человеком.

§ Основные функции управления в организации.

§ Власть и лидерство в управлении организаций.

§ Стили руководства: сравнительная характеристика.

§ Организационно-управленческие компетенции: понятие и содержание.

Тесты:

1. Какое из утверждений «организации» верно:

1.1. организация – это процесс,

1.2. организация – это объект,

1.3. организация – это строго определённая правовыми границами организационно-управленческая деятельность,

1.4. организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе,

1.5. организация – это коллектив.

2. Организационно-управленческая деятельность – это

2.1. организация и координация работы всех служб и ведомств,

2.2. организация правовой деятельности,

2.3. достижение поставленных целей,

2.4. организация эффективной работы коллектива и всех подразделений,

2.5. решение стоящих задач.

3. Роль юриста в организации определяется

3.1. штатным расписанием,

3.2. личностными качествами,

3.3. степенью профессиональной пригодности,

3.4. уровнем профессиональных знаний,

3.5. опытом работы в данной области,

3.6. уровнем теоретических знаний,

3.7. способностью к самообучению.

1. Интеллект – это:

4.1. относительно устойчивая структура умственных способностей индивида,

4.2. определенный уровень развития мыслительной деятельности человека,

4.3. возможность приобретать новые знания,

4.3. возможность использовать имеющиеся знания в повседневной жизни,

4.5. совокупность навыков решения проблемных ситуаций.

Тема 2. Технологии планирования в юридической практике и маркетинг юридических услуг

Вопросы:

§ Роль и место планирования в деятельности организации.

§ Основные принципы и методы планирования.

§ Особенности планирования юридических услуг.

§ Внешняя среда организации. Как строится взаимодействие организации с внешней средой?

§ Какое воздействие на планирование могут оказать факторы внешней среды, в которой действует организация?

§ В чем проявляется взаимодействие факторов внешней и внутренней среды организации? Приведите примеры.

§ Значение коммуникационных отношений для юридической службы.

§ Роль юриста в формирование и развитие деловых отношений.

§ Особенности юридической услуги как товара в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

§ Понятие рынка юридических услуг.

§ Маркетинговые стратегии юридических услуг.

§ Виды юридических бизнес-услуг.

§ Основные задачи планирования в маркетинге юридических услуг.

§ Внутренняя, внешняя и исследовательская маркетинговая информация.

§ Понятие позиционирования товара, особенности позиционирования юридической услуги.

§ Основные формы и средства продвижения товара, особенности продвижения юридической услуги.

§ Создание и поддержание имиджа юриста в практической деятельности.

§ Связи с общественностью в юридической практике.

§ Использование сети Интернет в продвижении на рынке юридических услуг.

Тесты:

1. Прогнозирование – это:

1.1. взгляд в будущее,

1.2. оценка возможных путей развития,

1.3. оценка последствий тех или иных решений,

1.4. предположение развития ситуации, действий,

1.5. определение тенденций развития ситуации.

2. Планирование – это:

2.1. разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого,

2.2. конструирование и сохранения потенциала успеха,

2.3. ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений,

2.4. формирование годовых планов, определяющих развитие организации,

2.5. формулирование целей и задач,

2.6. механизм нейтрализации рисков.

3. Коммуникация – это:

3.1. общение,

3.1. установление и развитие межличностных контактов,

3.2. обмен информацией,

3.3. диалог,

3.4. передача знаний, мыслей, чувств в процессе общения,

3.5. правильно поставленная речь.

4. Общение как вид коммуникации:

1.1. это тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам,

1.2. это особый, самостоятельный вид профессиональной деятельности юриста, особенно когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т. п.,

1.3. это особые вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотренные законодательством при вынесении приговора по уголовным делам, в ходе принятия решения по гражданско-правовым спорам,

1.4. это принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, различным социальным ценностям.

5. Позиционирование юридических услуг – это

5.1. реклама юридических услуг,

5.2. работа над сознанием клиента,

5.3. мероприятия по продвижению юридических услуг на рынок,

5.4. предоставление информации о юридических услугах клиентам,

5.5. создание новой услуги,

5.6. начальный этап разработки бренда.

6. Назовите задачи позиционирования:

6.1. развитие международного разделения труда;

6.2. увеличение рыночной доли и корпоративного влияния в целевом сегменте;

6.3. создание эффективных коммуникаций маркетинга;

6.4. формирование положительного общественного мнения.

7. Какими основными уровнями позиционирования обладает товар на рынке:

7.1. товар по замыслу;

7.2. товар в реальном исполнении;

7.3. товар с сопровождением;

7.4. конкурентоспособность товара.

8. Основу для позиционирования продукта составляют факторы ...

8.1. покупательского поведения потребителей;

8.2. восприятие продуктов потребителями;

8.3. поведения потребителей после покупки;

8.4. намерения потребителей совершить покупку;

8.5. поведения конкурентов.

9. Выигрышные стратегии позиционирования:

9.1. абсолютное превосходство по издержкам;

9.2. специализация;

9.3. концентрация;

9.4. ориентация на «срединный путь»;

9.5. базисный анализ;

9.6. увеличение доли рынка.

Наши рекомендации