Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
Цели освоения учебной дисциплины
подготовить студентов магистратуры по направлению 40.04.01 Юриспруденция
1.1. к следующим видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческой, руководящей,
педагогической;
1.2. к выполнению профессиональных задач:
в организационно-управленческой - осуществление организационно-управленческих функций;
в педагогической - преподавание юридических дисциплин, осуществление правового воспитания;
1.3. компетенции
общекультурные (ОК): ОК-1, ОК-2, ОК-5;
профессиональные (ПК): ПК-9, ПК-10, ПК-11.
1.4. взаимосвязь дисциплины ОУДЮ с юр. дисциплинами
Очная форма обучения
Л | ПЗ | ||
Введение в организационно-управленческую деятельность | |||
Технологии планирования в юридической практике и маркетинг юридических услуг | |||
Система управления клиентскими поручениями | |||
Управление персоналом в юридической практике | |||
Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте) | |||
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста | |||
ВСЕГО |
Лекции - Очная форма обучения – 2 часа
Лекция 1. Введение в организационно-управленческую деятельность (понятие и основные
предметные области).
1. Организация и управление. Системные свойства организации.
2. Развитие организационно-управленческой мысли в России и за рубежом.
3. Вопрос для интерактивного обсуждения:Основные направления организационно-управленческой деятельности в современной практике юриста.
4. Вопрос для интерактивного обсуждения: Развитие организационно-управленческих навыков в профессиональной деятельности юриста.
Практические занятия
Очная форма обучения – 12 часов.
ПЗ-1. Введение в организационно-управленческую деятельность: понятие и основные предметные области -2
1. Организация. Руководство. Управление («интеллектуальная разминка» + проведение «мозгового штурма»).
2. Содержание организационно-управленческих компетенций и формы их практической реализации с учетом особенностей профессиональной деятельности юриста (использование технологий проведения открытой дискуссии + контекстного обучения).
Задания для подготовки к практическому занятию:
· изучить материалы лекции по теме практического занятия;
· уточнить понятия «организация», «управление», «руководство», «компетенция», «компетентность»,«профессиональная деятельность», «профессиональная пригодность», «профессиография»;
· проанализировать место и роль группы и личности в организации;
· определить место и роль юриста в организации;
· определить значение юриста в организации с учетом сферы деятельности;
· подготовить эссе на одну (возможно и большее количество) тем: «Системные свойства организации», «Законы функционирования и развития организации», «Сущность и содержание основных принципов организации», «Организация как форма жизни коллектива», «Организация как объект управления», «Руководитель как субъект организаторской деятельности».
ПЗ-2.Технологии планирования в юридической практике и маркетинг юридических услуг-2
Понятие планирования и прогнозирования, их особенности в сфере услуг (использование технологии «работа в малых группах» с применением обучения на основе опыта с целью выявления целей и задач планирования в юридической практике).
1. Специфика, виды, методы и средства планирования в юридической практике (технология открытой дискуссии с привлечение материалов эссе, подготовленных студентами).
2. Организация и управление внутренними и внешними коммуникациями (использование технологии сase-study).
3. Маркетинговые стратегии юридических услуг (междисциплинарное обучение и подготовка вопросов для обсуждения, проведение тестирования).
4. Процесс продвижения юридических услуг (использование технологии сase-study).
Задания для подготовки к практическому занятию:
· изучить материалы лекции по теме практического занятия;
· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить их содержание;
· объяснить сущность и основные направление организации и порядок управления внутренними и внешними коммуникациями;
· определить роль юриста в формировании и развитии деловых отношений;
· объяснить сущность и особенности услуги, в том числе юридической услуги, как товара;
· определить значение и порядок разработки маркетинговой стратегии;
· подготовить эссе на одну (возможно и большее количество) тем: «Маркетинг товаров и маркетинг услуг: общее и различное», «Улучшение качества, управление качеством и качество управления в процессе продвижения услуги», «Качество юридической услуги как качество взаимодействия с клиентом», «Атрибуты юридической услуги», «Как создать бренд в сфере услуг».
ПЗ-3.Система управления клиентскими поручениями-2 (работа в малых группах с последующей презентацией полученных результатов).
1. Понятие и структура системы управления работой с клиентами.
2. Организация и управление информационным обменом в работе с клиентами.
3. Организация и управление исполнением клиентских поручений
Задания для подготовки к практическому занятию:
· изучить материалы лекции по теме практического занятия;
· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить их содержание;
· объяснить сущность и структуру системы управления работы с клиентами, определить место в ней юристов разного профиля (квалификации);
· обосновать модель (модели) эффективного информационного обмена в работе с клиентами;
· уточнить особенности формирования и управления деятельностью малыми исследовательскими и экспертными коллективами (подготовить аналитическую записку и/или презентацию.
ПЗ-4.Управление персоналом в юридической практике-2
(ролевая игра «Формирование коллектива»)
1. Система отбора, оценки и ротации сотрудников в организациях (государственных и частных).
2. Основные направления мотивации сотрудников и партнеров.
3. Проблемы организационно-управленческих конфликтов в юридической практике.
Задания для подготовки к практическому занятию:
· изучить материалы лекции по теме практического занятия;
· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить их содержание;
· объяснить сущность и основные способы мотивации и стимулирования сотрудников юридической организации (департамента);
· сформулировать модель (модели) мотивации партнеров в юридической практике;
· разработать примеры профессиональных профилей и/или варианты (структуру) должностных обязанностей юристов разных профилей;
· разработать и предложить программу развития профессиональных качеств юристов;
· классифицировать и охарактеризовать причины возникновения организационно-управленческих конфликтов, предложить способы их преодоления и разрешения.
ПЗ-5.Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте)-2
1. Система управления знаниями и ее основные элементы
(контекстное + междисциплинарное обучение).
2.Понятие документа и документооборота, особенности организации в юридической практике (обучение на основе опыта).
3.Регламентация и протоколизация работ в деятельности юриста (проблемное обучение + закрепление нового материала).
Задания для подготовки к практическому занятию:
· изучить материалы лекции по теме практического занятия;
· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить применительно к изучаемой тематике содержание следующих понятий: «знание», «идея», «информация», «технология», «событие», «осознанное знание»«технология», «событие», «осознанное знание»е осознанное знание», «профессиональная интуиция», «инфраструктура», «жизненный цикл документа»;
· подготовиться к обсуждению следующих проблемных вопросов: «Рациональность и иррациональность современного предметного знания», «Как упростить и оптимизировать документооборот в юридической практике», «Синергетический эффект в использовании факторов управления знаниями в организации», «Регламентация организационно-управленческих процессов в условиях динамичности их изменения»,
ПЗ-6.Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста-4
(проведение обсуждения подготовленных студентами материалов в форме презентации)
1. Профессиональные качества юристов и особенности их проявления в разных сферах деятельности. Профессиограмма.
2.Условия формирования и развития организационно-управленческих компетенций в юридической практике.
3.Развитие профессиональной карьеры.
Задания для подготовки к практическому занятию:
· изучить материалы лекции по теме практического занятия;
· знать и уметь оперировать ключевыми понятиями темы, уточнить их содержание;
· подготовить анализ основных факторов формирования и развития организационно-управленческих компетенций в юридической практике (подготовка презентации);
· уточнить возможные средства оценки сформированности организационно-управленческих компетенций;
· подготовить анализ влияния степени сформированности организационно-управленческих компетенций на успешность деловой карьеры в юридической практике, сформулировать показатели сформированности организационно-управленческих компетенций юриста;
· описать практические условия формирования организационно-управленческих компетенций юриста;
· подготовиться к Мозговому штурму вопроса: «Какими личностными качествами должен обладать юрист для организации успешной работы?»;
· подготовить аналитическую записку по теме: «Место организационно-управленческих компетенций в профессиограмме юристов разных сфер деятельности».
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
На зачете студент должен быть готов комментировать эссе, подготовленные в процессе подготовки к практическим занятиям и освоения дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста».
Тема 1. Введение в организационно-управленческую деятельность
Вопросы:
§ Типы организаций и их структуры.
§ Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
§ Типы организаций по взаимодействию подразделений.
§ Типы организаций по взаимодействию с человеком.
§ Основные функции управления в организации.
§ Власть и лидерство в управлении организаций.
§ Стили руководства: сравнительная характеристика.
§ Организационно-управленческие компетенции: понятие и содержание.
Тесты:
1. Какое из утверждений «организации» верно:
1.1. организация – это процесс,
1.2. организация – это объект,
1.3. организация – это строго определённая правовыми границами организационно-управленческая деятельность,
1.4. организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе,
1.5. организация – это коллектив.
2. Организационно-управленческая деятельность – это
2.1. организация и координация работы всех служб и ведомств,
2.2. организация правовой деятельности,
2.3. достижение поставленных целей,
2.4. организация эффективной работы коллектива и всех подразделений,
2.5. решение стоящих задач.
3. Роль юриста в организации определяется
3.1. штатным расписанием,
3.2. личностными качествами,
3.3. степенью профессиональной пригодности,
3.4. уровнем профессиональных знаний,
3.5. опытом работы в данной области,
3.6. уровнем теоретических знаний,
3.7. способностью к самообучению.
1. Интеллект – это:
4.1. относительно устойчивая структура умственных способностей индивида,
4.2. определенный уровень развития мыслительной деятельности человека,
4.3. возможность приобретать новые знания,
4.3. возможность использовать имеющиеся знания в повседневной жизни,
4.5. совокупность навыков решения проблемных ситуаций.
Тема 2. Технологии планирования в юридической практике и маркетинг юридических услуг
Вопросы:
§ Роль и место планирования в деятельности организации.
§ Основные принципы и методы планирования.
§ Особенности планирования юридических услуг.
§ Внешняя среда организации. Как строится взаимодействие организации с внешней средой?
§ Какое воздействие на планирование могут оказать факторы внешней среды, в которой действует организация?
§ В чем проявляется взаимодействие факторов внешней и внутренней среды организации? Приведите примеры.
§ Значение коммуникационных отношений для юридической службы.
§ Роль юриста в формирование и развитие деловых отношений.
§ Особенности юридической услуги как товара в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
§ Понятие рынка юридических услуг.
§ Маркетинговые стратегии юридических услуг.
§ Виды юридических бизнес-услуг.
§ Основные задачи планирования в маркетинге юридических услуг.
§ Внутренняя, внешняя и исследовательская маркетинговая информация.
§ Понятие позиционирования товара, особенности позиционирования юридической услуги.
§ Основные формы и средства продвижения товара, особенности продвижения юридической услуги.
§ Создание и поддержание имиджа юриста в практической деятельности.
§ Связи с общественностью в юридической практике.
§ Использование сети Интернет в продвижении на рынке юридических услуг.
Тесты:
1. Прогнозирование – это:
1.1. взгляд в будущее,
1.2. оценка возможных путей развития,
1.3. оценка последствий тех или иных решений,
1.4. предположение развития ситуации, действий,
1.5. определение тенденций развития ситуации.
2. Планирование – это:
2.1. разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого,
2.2. конструирование и сохранения потенциала успеха,
2.3. ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений,
2.4. формирование годовых планов, определяющих развитие организации,
2.5. формулирование целей и задач,
2.6. механизм нейтрализации рисков.
3. Коммуникация – это:
3.1. общение,
3.1. установление и развитие межличностных контактов,
3.2. обмен информацией,
3.3. диалог,
3.4. передача знаний, мыслей, чувств в процессе общения,
3.5. правильно поставленная речь.
4. Общение как вид коммуникации:
1.1. это тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам,
1.2. это особый, самостоятельный вид профессиональной деятельности юриста, особенно когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т. п.,
1.3. это особые вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотренные законодательством при вынесении приговора по уголовным делам, в ходе принятия решения по гражданско-правовым спорам,
1.4. это принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, различным социальным ценностям.
5. Позиционирование юридических услуг – это
5.1. реклама юридических услуг,
5.2. работа над сознанием клиента,
5.3. мероприятия по продвижению юридических услуг на рынок,
5.4. предоставление информации о юридических услугах клиентам,
5.5. создание новой услуги,
5.6. начальный этап разработки бренда.
6. Назовите задачи позиционирования:
6.1. развитие международного разделения труда;
6.2. увеличение рыночной доли и корпоративного влияния в целевом сегменте;
6.3. создание эффективных коммуникаций маркетинга;
6.4. формирование положительного общественного мнения.
7. Какими основными уровнями позиционирования обладает товар на рынке:
7.1. товар по замыслу;
7.2. товар в реальном исполнении;
7.3. товар с сопровождением;
7.4. конкурентоспособность товара.
8. Основу для позиционирования продукта составляют факторы ...
8.1. покупательского поведения потребителей;
8.2. восприятие продуктов потребителями;
8.3. поведения потребителей после покупки;
8.4. намерения потребителей совершить покупку;
8.5. поведения конкурентов.
9. Выигрышные стратегии позиционирования:
9.1. абсолютное превосходство по издержкам;
9.2. специализация;
9.3. концентрация;
9.4. ориентация на «срединный путь»;
9.5. базисный анализ;
9.6. увеличение доли рынка.