Некоторые типичные ошибки написания курсовой и выпускной работы

Ошибка первая. Во введении курсовой и выпускной работы не указаны цели и задачи исследования, в результате чего по внешним характеристикам она превращается в обычный реферат. Цель курсовой и выпускной работы должна соответствовать ее теме, а задачи, призванные раскрыть цель, – содержанию глав и параграфов. Так, если тема вашей работы «Проблема смертной казни в истории российского уголовного права», то цель может звучать так: «Исследовать проблему смертной казни в истории российского уголовного права» или «Исследовать проблему смертной казни в России в различные исторические периоды». Возможны и другие варианты. Поставленная цель может быть раскрыта с помощью следующих задач:

1) охарактеризовать политические, социально-экономические, психологические аспекты применения смертной казни в России (условия и причины);

2) проанализировать нормативную базу данного вида наказания;

3) рассмотреть особенности применения смертной казни в России на разных исторических этапах и перспективы в решении этой проблемы.

В соответствии с целью и задачами исследования нужно распределить материал по главам и параграфам. По отношению к рассматриваемой теме можно предложить два варианта структуры курсовой и выпускной работы.

Вариант 1. Хронологический принцип.

Первая глава может быть названа так: «Специфика применения смертной казни в России в ХI-ХIХ вв.». В ее структуре можно выделить три параграфа: «Отражение смертной казни в российском законодательстве периода феодализма», «Смертная казнь в России во второй половине ХIХ- начале ХХ вв. (период капитализма)», «Российские юристы ХIХ в. о целесообразности применения смертной казни». Глава вторая «История смертной казни в советской и современной России» может включать следующие три параграфа: «Проблема смертной казни в период становления советского государства», «Применение смертной казни в эпоху тоталитаризма», «Смертная казнь в современном уголовном законодательстве России».

Таким образом, вы рассмотрите применение смертной казни на протяжении всех исторических периодов: феодального, буржуазного, тоталитарного и современного (выполнена цель исследования), а поставленные вами задачи поэтапно будут решены во всех шести параграфах работы.

Вариант 2. Проблемный принцип.Так как вами поставлены три задачи, вы можете в соответствии с ними весь материал разбить на три главы (по 2 параграфа). Однако при построении глав все равно учитывайте хронологию, чтобы не отойти от цели исследования. В этом случае структура курсовой и выпускной работы будет следующей.

Первая глава «Причины, специфика и условия применения смертной казни в истории России» включает два параграфа: «Политико-идеологические условия» и «Социально-экономические предпосылки». В первом параграфе вы можете охарактеризовать влияние политического режима на специфику применения смертной казни в различные исторические периоды, во втором – раскрыть иные предпосылки, такие, как рост преступности, изменение ментальности общества и др.

Вторая глава «Нормативная база применения смертной казни в истории России» может включать два параграфа, анализирующих соответствующее законодательство дореволюционного и советского периодов.

Глава третья «Проблема смертной казни в современной России» включает параграф, анализирующий современное законодательство по этому вопросу, и параграф, посвященный перспективам в решении этого вопроса, где вы выскажете собственную точку зрения на проблему.

Ошибка вторая. Заключение курсовой и выпускной работы не соответствует поставленным во введении целям и задачам, в результате чего теряется логика исследования. Заключение должно включать обобщения, давать четкие и неоднозначные ответы (выводы) на цели и задачи.

Ошибка третья. Отсутствует собственный анализ нормативной базы, в то время как это должно лежать в основе вашего исследования. Без собственной интерпретации источников курсовая работа превращается в обычный реферат.

Ошибка четвертая. Иногда не совсем ясна логика в структуре работы, в распределении материала по главам и параграфам. Это свидетельствует о том, что студент еще не полностью усвоил выбранную тему. Четкость структуры и изложения свидетельствует о четкости мысли, о завершенности работы.

Ошибка пятая. Неправильное оформление списка литературы с библиографической точки зрения. Это замечание принципиально, так как научная жизнь имеет собственную культуру, приобщение к которой – одна из задач университетского образования.

Ошибка шестая. Использование устаревшей литературы в качестве основной. Иногда студенты ссылаются на монографии даже 1940-50-х гг. Нужно понимать, что в научной литературе, изданной ранее 1990-х гг., существовали совершенно иные подходы, что было обусловлено идеологией того времени (к примеру, «научное» обоснование сталинских репрессий). Между тем эту литературу можно и нужно использовать в качестве исторических источников, предварительно дав ей критический анализ.

Ошибка седьмая. Студенты оставляют недостаточно времени для написания работы. Хотя вопрос о сроках - индивидуальный, но качественная работа создается в течение недель и месяцев, а не дней или часов.

При написании курсовой и выпускной работы каждый студент закрепляется за преподавателем - научным руководителем, а также получает индивидуальные консультации, которые проводятся, как правило, раз в неделю.

Наши рекомендации