Условия успеха в проведении проекта.
Если учитель решил при изучении какого-то раздела или вопроса использовать метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Следует внимательно наблюдать за тем, чем занимаются ученики. Если они не поняли свое задание, не следует отменять его. Необходимо выяснить, в чем состоят проблемы и детально разобраться в них. Но не следует забывать, что проект – это возможность выразить свои собственные идеи, поэтому желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.
На всех этапах урока учитель должен инсценировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющую основу данного проекта, и поиск путей ее решения.
Во-первых, учителю необходимо разработать план проектной работы и подумать систему коммуникативныхупражнений, обеспечивающих её речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть лексикой, грамматикой в рамках учебной темы перед тем, как переходить к обсуждению определенных вопросов. Следует тщательно отработать грамматику, используя упражнения из учебника либо те, которые предложит учитель. Учащиеся должны уметь составлять все типы вопросов, включая разделительный (т.к. они часто используются носителями языка). Необходимо знание (повторении) таких разделов грамматики, как:
1) оборот {there is/ are}
2) модальные глаголы
Учителю необходимо терпимо относиться к шуму, т.к. учащимся часто необходимо встать, чтобы взять необходимую вещь или заглянуть в справочник, иногда им нужно просто посоветоваться друг с другом. Такой вид шума – это естественная составляющая продуктивной работы, но следует пресекать любой другой шум, не связанный с самостоятельной работой.
Следующими рекомендациями являются:
1. Тема проекта должна соответствовать потребностям и интересам данной группы учащихся. То, что может стать значимым в одной группе, не обязательно окажется значимым в другой; то, что представляет особый интерес в данный момент, может не быть таким же интересным через определенный промежуток времени, т.е. тема должна быть актуальной именно в тот момент, когда предполагается выполнение какого-то проекта.
2. Учащиеся должны обязательно принимать участие в отборе тем для выполнения проектов, а также в разработке плана действия и способов выполнения проектов. Этот критерий основывается на той предпосылке, что тема перестает быть интересной для учащихся, если они перестают воспринимать её как таковую.
3. Выбранная тема должна быть достаточно обычной, чтобы оправдать усилия всех учащихся данной группы. Тема, которая интересует только одного ученика, пригодна только для разработки индивидуального проекта.
4. Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всех учеников группы. Наиболее важными являются те темы, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всей группы.
5. Тема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. Причем часто это критерий не столько выбора темы, сколько формулировки и отбора материала для её выполнения. Одна и та же тема может достаточно плодотворно выполняться на разных ступенях обучении.
6. При выборе темы необходимо пользоваться материалами, имеющимися в данной школе, населенном пункте. Многие трудности возникают, когда учащимся предлагается выполнить проект, а для его выполнения нет необходимой литературы и нужных материалов, либо невозможно собрать соответствующие данные. Это ведет к поверхностному обучению, мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Т.О., прежде чем предлагать учащимся какую-то тему для выполнения проекта, учитель должен убедиться, что учащиеся смогут достать все необходимое для его выполнения. Следует, однако, предостеречь от излишней опеки, что может лишить учащихся возможности самим увидеть различие в степени трудности разных проблем.
7. При выборе темы необходимо учитывать предшествующую подготовку и предыдущий опыт учащихся. Учителю необходимо знать пробелы в знаниях учащихся и не пытаться дублировать темы, которые уже были на предыдущих ступенях обучении. Если же темы навязывать учащимся только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в знаниях, то можно исказить само существо этого подхода.
Организуя работу над проектом, важно соблюсти следующие условия:
- тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной, проживания учащихся;
- учащихся необходимо ориентировать на сопоставление и сравнение событий, фактов из истории и жизни людей разных национальностей и разных стран, подходов к решению тех или иных проблем и т.д.
- проблема, предлагаемая учащимся, формулируется так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение, по возможности, аутентичных источников информации;
- оформление проекта должно быть разнообразным;
- тематика должна быть близка и интересна учащимся;
- учащиеся должны быть сориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний.
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса, и ученики работают с большей долей самостоятельности.
Заключение
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижении в обучении. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых. Использованием метода проектов позволяет создать условия для развития личности школьника.
Метод проектов позволит создать на уроке иностранного языка исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества.
В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности, учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучении в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта.
К преимуществам проектного метода можно отнести следующее:
- проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением учащихся в учебную деятельность;
- каждый учащийся принимает личную ответственность за продвижение в
обучении;
- работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых;
- использование метода проектов позволяет создавать условия для развития личности учащихся, т.к. он развивает активное самостоятельное мышление и учет ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике;
- процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельностными;
- при защите проектов ученик выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком.
К недостаткам следует отнести:
- непривычность данной формы работы в массовой школе;
- недостаточность подготовленности учителя к проектным формам работы;
- сложность планирования определенной серии уроков на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определенным программой количеством часов на изучение той или иной темы);
- не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося над проектом;
- большие затраты времени на составление проекта;
- отсутствие методических материалов и разработок, которые помогали бы учителю в разработке того или иного проекта;
невысокая мотивация к данному виду деятельности.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учащимися. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, нежели учителю. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучении в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
Литература
1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения ИЯ // ИЯШ . 1991. №3. C.26-32
2. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // ИЯШ . 1992. №2 . C.45-49
3. Барменкова О.И. О работе над проектом по учебнику Happy English - 2 // ИЯШ . 1997. №3 . C.23-28
4. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // ИЯШ . 1999. №4 . C.15-20
5. Теслина С.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ . 2002. №3 . C.41-46
6. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ . 2002. №3 . C.46-48
7. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности.// Вопросы психологии. 1996. №1. C.23-34
8. Сидоренко В.Ф. Дизайн – образ жизни // Вестник высшей школы. №2, 1989. C.7-10
9. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Мн.,2004 C.72-83
10. Корнева Л.П. Применение метода проектов на уроке иностранного языка // ИЯШ . 2006. №5 . C.19-25
11. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранным языкам на начальном этапе //ИЯШ . 2006. №4 . C.51-55
12. Маркова Е.С. Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне // ИЯШ . 2006. №2 . C.23-28
13. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в ОШ // ИЯШ . 2007. №8 . C.31-36
14. Санкина В.В., Кудрявцева Е.Ю. Проектная деятельность на уроке немецкого языка // ИЯШ . 2007. №7 . C.31-33
15. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка // ИЯШ . 2007. №4 . C.60-65
16. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // ИЯШ . 2007. №3 . C.79-82
17. Шишова И.Е. Проектная работа в обучении одарённых детей иностранному языку // ИЯШ . 2008. №1 . C.21-27