А. А. Хилько) Приложение 3
ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
Понятие «качество жизни» принято в большинстве стран мира как одна из характеристик, определяющих положение жителей страны в мировом сообществе.
Это понятие достаточно широко рассматривается в экономической и социально-педагогической литературе. В странах Европейского союза (ЕС) принято определение «качества жизни», данное в 1995 году Кумминсом (Cummins): «качество жизни» — это сложная система ряда факторов, каждый из которых можно рассматривать и с объективной, и с субъективной стороны. Этими основными факторами являются:
1. Здоровье.
2. Работа, творчество.
3. Отношения с близкими людьми.
4. Безопасность.
5. Непосредственная включенность в некоторое общество.
6. Эмоциональное здоровье.
Расширение круга знаний по каждому из перечисленных разделов, формирование умений и навыков в очерченном спектре вопросов, расширение круга общения и коммуникативных навыков, повышение самостоятельности каждого молодого человека в повседневной жизни несомненно влияют на качество его жизни и жизни семьи, что способствует его наиболее полной социализации и интеграции в общество.
Раскроем аспекты и содержание каждого из указанных факторов «качества жизни».
Здоровье
Общее физическое развитие. Забота о своем здоровье.
Двигательная и физическая активность.
Знания правил здорового образа жизни и их реализация.
2. Работа. Творчество
Отношение к труду как жизненно-смысловой доминанте (понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека).
Осведомленность о мире труда, значимости различных профессий.
Практическая готовность к бытовому и производительному труду (физическая; мотивационная, практические и академические знания и умения).
Предпочтительные виды работы.
Хобби.
Отношения с близкими людьми
Знание имен, возраста, характера и места работы; родственных отношений. Характер отношений (частота и характер общения; добровольность и самостоятельность контактов) с: П родителями;
□ братьями и сестрами;
П бабушками и дедушками; О другими родственниками.
Безопасность
Знание и выполнение норм и правил безопасности:
□ дома;
□ на улице;
□ в транспорте;
□ в общественных местах;
□ на природе;
П в экстремальных ситуациях.
Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
Осознание своего «Я» (самооценка и самоуважение).
Способность к организации личной жизни и сосуществованию (отношениям и взаимодействию) с людьми социального окружения.
Владение вербальными (словесными) и невербальными (иллюстрации, символы, мимика, жесты, язык тела и др.) средствами установления коммуникативного контакта.
Владение техникой установления коммуникативного контакта и взаимопонимания.
Поведение, общение и взаимодействие:
□ в семье;
□ в группе общения (со значимыми взрослыми, с участниками группы); О с людьми в разных жизненных ситуациях и общественных местах;
G с людьми разного пола и возраста.
Эмоциональное здоровье
Эмоционально-психическая организация личности.
Понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами.
Понимание эмоционального состояния других людей и учет этого знания в своем поведении (адекватность ответной реакции).
Настроение, предметы интереса, превалирующие эмоции в отношениях с людьми (родными, близкого окружения, незнакомыми).
Инициативность в поведении, общении, взаимодействии.
Самоконтроль и саморегуляция поведения.
Каждый из факторов понятия «качество жизни» можно рассматривать на разных уровнях: общество, социальная общность, личность. Основным в работе с умственно отсталыми лицами является разработка для каждого участника обучающей группы своего «Индидуального плана», что и найдет отражение в предлагаемой нами модели.
Составление индивидуального плана улучшения качества жизни молодых людей с нарушением интеллектуального развития
Зачем нужен «Индивидуальный план»? Индивидуальный план улучшения качества жизни — это, прежде всего, программа совместных действий педагогов, молодых людей и их родителей; это дневник результативности работы по отношению к каждому из участников обучающей группы. Он позволяет наблюдать за продвижением и развитием молодого человека, анализировать результаты каждого этапа совместных усилий и намечать направление деятельности.
Каково содержание «Индивидуального плана»? Как с ним работать?
При создании модели «Индивидуального плана» мы исходили из ряда основных положений.
Личностьесть устойчивая система индивидуальных социально значимых черт человека.
Индивидуальность— человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Личность как устойчивую систему индивидуальных социально значимых черт человека можно рассматривать как совокупность врожденных качеств исвойств, приобретенных в результате общения и совместной деятельности в обществе.
Развитие и формирование личности может происходить по 4 основным направлениям, суть которых заключается в следующем:
□ выработка контроля за проявлением внутреннего эмоционального состояния (приобретение навыков);
О адаптация индивидуальных психических свойств к требованиям и нормам поведения в социуме (формирование умений саморегуляции психического состояния);
□ приобретение опыта жизнедеятельности вообще и профессионально-деятельной в частности (формирование общих и профессиональных знаний, умений и навыков через обучение, понимаемое достаточно широко);
G формирование мотивационной сферы как направленности личности (развитие как процесс и результат воздействий и влияний на человека со стороны различных социальных структур).
В основе работы с любым человеком и прогнозировании успеха в его продвижении должен лежать принцип, сформулированный лидером западной гуманистической психологии Карлом Роджерсом: «Принимать человека таким, каков он есть».
Индивидуальная работа и работа в группе должны удовлетворить природную потребность человека в любви и чувстве собственного достоинства (установка американского психолога, психотерапевта, педагога Уильяма Глоссера).
Это должно лежать в основе всей работы и выражаться в:
О доброжелательности;
□ сотрудничестве;
□ уважительном отношении со стороны значимого взрослого;
□ взаимопонимании и сопереживании (эмпатии).
«Качество жизни» — это интегральная содержательная характеристика образа жизни индивида. Она складывается из ряда более частных показателей, фиксирующих состояние различных аспектов, сторон и условий жизнедеятельности человека, и предусматривает достаточно высокий уровень знаний и умений по каждому из факторов «качества жизни».
Одним из путей улучшения качества жизни молодого человека с нарушением развития является повышение социальной адаптации, принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, что возможно при достаточном уровне знаний об этом обществе и сформированности умений достойной жизни в нем.
Следовательно, работа по улучшению качества жизни молодых людей с нарушением развития должна быть направлена, прежде всего, на расширение их знаний о разных аспектах жизни и формирование жизненно важных умений и навыков.
Работа по улучшению качества жизни молодого человека и составлению «индивидуального плана» для каждого члена группы общения строится в следующей последовательности:
□ Изучение начального (актуального) уровня жизненно важных знаний и умений по разным аспектам «качества жизни».
О Определение основных направлений работы педагога с молодым человеком и его родителями.
□ Составление программы согласованных действий педагога, молодого человека и родителей в обучающей группе и дома.
□ Контроль динамики и качества изменений знаний и умений по каждому из направлений работы.
□ Общая характеристика изменений по каждому направлению работы.
Раскроем особенности каждого из этапов работы.
Выяснение начального (актуального) уровнякачества жизни молодого человека — это первый шаг в составлении «Индивидуального плана».
При составлении «Индивидуального плана» и его реализации исходим из принципа Карла Роджерса: каждую личность нужно принимать такой, какая она есть: со всеми ее положительными качествами и негативными проявлениями. Наша задача — опираясь на сохранные, положительно развитые стороны личности каждого молодого человека, разработать индивидуальный «маршрут» его жизни.
Движение всегда начинается с какой-то отправной точки, начального уровня, — разный для каждого индивида.
Источниками информации для определения начального уровня качества жизни молодого человека являются:
□ сам молодой человек;
□ его родители;
□ различные специалисты (врачи, психологи, логопеды, педагоги и др.).
Составление «Индивидуального плана» начинается со сбора информации («Общие сведения») о молодом человеке и его семье. Сведения вносятся в «Индивидуальный план» во время или после доброжелательной, доверительной беседы специалиста с родителями. В беседе необходимо объяснить родителям, что данные сведения важны в дальнейшей работе с молодым человеком как опора на его социальный опыт, семейно-родственные связи, социально-экономический и образовательный статус семьи, условия проживания молодого человека в семье. К ответам на некоторые вопросы 1 -го раздела целесообразно привлечь и самого молодого человека, что даст возможность ведущему группы не только установить с ним (ней) доверительные отношения, но и проанализировать уровень его ориентированности в родственных связях и особенностях семьи.
Заполнение данного раздела плана родителями является сугубо добровольным.
Необходимо сообщить родителям о конфиденциальности всех данных, зафиксированных в «Индивидуальном плане», и согласовать с ними список лиц, для которых данные сведения могут быть открыты.
Беседа с молодым человеком может проводиться по отдельным фрагментам (вопросам), система (план-беседы) которых предложена в разделе «Начальный (актуальный) уровень здоровья» в подразделе «Оценки родителями и молодым человеком».
Получить информацию от родителей о начальном уровне качества жизни молодого человека можно в беседе и / или при помощи анкетирования по тому же плану.
Собранная в беседе (анкетировании) с молодым человеком и его родителями информация заносится в «Индивидуальный план». Ее точность и реальность родители подтверждают своей подписью.
При определении начального уровня качества жизни чаще всего беседы с родителями и молодым человеком оказывается недостаточно для выделения основных направлений работы с молодым человеком и его родителями.
Например, при определении начального уровня здоровья и физического развития целесообразно обследование молодых людей врачами-специалистами (перечень которых согласовывается с родителями).
В изучении актуального уровня знаний и умений молодых людей в разделе «Работа. Творчество» значительную помощь окажет педагог (изучение уровня сформированности академических знаний и навыков: чтение, письмо, счет); психолог (понимание задания; мотивация трудовой деятельности; работоспособность).
Начальный уровень включенности молодого человека в общество поможет определить логопед (возможности вербального и невербального общения) и психолог (осознание своего-«Я»; особенности поведения, общения и взаимодействия с разными группами людей).
Эмоциональное здоровье молодого человека может быть охарактеризовано с участием психолога (эмоционально-психическая организация личности; особенности самоконтроля и саморегуляции).
В случае необходимости (по желанию родителей) к определению начального уровня жизненно необходимых качеств личности молодого человека могут быть привлечены и другие специалисты.
Субъективная информация, полученная от молодого человека и его родителей; объективные данные, полученные специалистами, целесообразно обсудить на консилиуме специалистов, что поможет определить «Основные направления работы с молодым человеком и его родителями».