Стили управления как условие формирования
Социально-педагогического климата ДОУ.
Руководство и лидерство в управленческой деятельности.
В науке приняты классификации лидеров по:
- содержанию деятельности – лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель
- характеру деятельности – лидер универсальный и лидер деловой
- направленности деятельности – лидер эмоциональный и лидер деловой.
Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, представляет группу в других организациях. Иногда неформальным лидером становится рядовой член коллектива.
Е.В.Мещерякова вывела отличительные характеристики руководителя и лидера:
Характеристики руководителя | Характеристики лидера |
Руководитель – высокообразованный специалист с богатым опытом, умеющий разрабатывать и принимать решения, добросовестный работник, использует новейшие достижения науки | Лидер – высококлассный специалист, всегда идет вперед, выделяется |
Руководитель – хорошо понимает особенности системы с ее правилами и процедурами, разрабатывает новые правила в управлении для использования в стандартной системе | Лидер – не стремится сохранить существующую систему, откликается на нововведения и в меньшей степени, чем руководитель, опирается на общепринятые управленческие методы |
Руководитель – предпочитает обучить подчиненных в организации | Лидер – простота – его главный принцип успеха, стремится научить всех сотрудников наиболее простым способам совершенствования своей деятельности |
Руководитель – сторонник количественных, а не качественных показателей при оценке деятельности организации, сосредоточен на достижениях кратковременного характера | Лидер – четко видит цель, умение выбрать верные ориентиры – это и есть лидерство |
Руководитель – понимает: он получает зарплату за планирование, организацию, набор и управление персоналом, | Лидер – нацелен на результат, непредсказуем, изобретателен, их нововведения достигают целей и устраняют препятствия |
Руководитель – подчиненные обладают высокой компетенцией, но недостаточно компетентны, для достижения результата необходим контроль | Лидер – принцип равенства |
Руководитель – не прощает ошибок ни себе, ни другим | Лидер – искренне признает свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для их исправления |
Руководитель – в кризисных ситуациях надо выявить виновников | Лидер – нацелен на исправление ситуации |
Руководитель – создает себе благоприятный имидж | Лидер – не признает формальных статусов |
Руководитель – подбирает добросовестных, хороших исполнителей | Лидер - ищет единомышленников, лидер без команды – не лидер |
В отечественной литературе существует много определений понятия «стиль руководства», сходных между собой в своих основных чертах.
Стиль рассматривается в целостности как закономерное единство, внутренняя взаимосвязанность всех особенностей взаимодействия руководителя с руководимым коллективом, как устойчивая система, включающая только наиболее характерные для руководителя варианты – характеристики.
Наиболее распространенная классификация стилей руководства представлена в работах К.Левина:
- авторитарный
- демократический
- либеральный
В последнее время в управлении все большее внимание уделяется партисипативному (соучаствующему) стилю руководства.
В японской школе менеджмента совсем недавно возник и оформился новаторско-аналитический стиль руководства.
Параметры, компоненты стилей управления:
- директивность
- коллегиальность
- невмешательство