Глава VII. Психологические основы обучения. тейский опыт. Могут быть и другие причины ошибок при усвое­нии понятий


тейский опыт. Могут быть и другие причины ошибок при усвое­нии понятий. Например, на начальных стадиях обучения учащие­ся не дифференцируют понятия. Если при объяснении учитель использует небольшое количество предметов, причем они одно­образны, однотипны (например, во всех предложениях подлежа­щее оказалось на первом месте), то у детей создается односторон­ний, ограниченный опыт, который тормозит вычленение и обоб­щение существенных признаков, что приводит к таким ошибкам: «подлежащее — то, что стоит на первом месте в предложении», внешний угол всегда «тупой», «кит — рыба», «картофель — плод». Следует максимально разнообразить наглядный материал, варьи­ровать несущественные признаки при инвариантности (т.е. сохра­нении постоянными) существенных.

Нужно сравнивать сходные понятия (например, «равные» и «подобные» треугольники, «круг» и «окружность», «части света» и «стороны света» и др.). Сравнение дает возможность выделить общие, постоянные, устойчивые п р и з н а к и группы предметов, которые принято называть существенными. Комплекс этих суще­ственных признаков — содержание понятия, а их словесная фор­мулировка - это определение понятия. Например, сравнивая род­ственные слова (лесок, леса, лес, лесник), дети выделяют общую часть и дают определение: «Корнем слова называется общая часть родственных слов». Нередко встречается формализм знаний. Если ученик не может сделать грамматического анализа нового предло­жения, решить новую задачу по математике или физике, исполь­зуя изученный материал, это говорит о том, что необходимые понятия им еще не усвоены. Показатель истинного усвоения по­нятий - их применение в новых условиях. Вместе с тем именно в процессе использования понятий овладение ими идет наиболее успешно.

П.Я. Гальперин и его сотрудники в своих экспериментах при­меняли такой прием: признаки понятия были выписаны на кар­точку, которой ученик пользовался на первом этапе употребле­ния нового понятия. При этом в карточку включались только при­знаки, необходимые и достаточные для такого применения поня­тия, которое требуется на данной ступени обучения. Например, для понятия «подлежащее» в работе с третьеклассниками в каче­стве таких признаков были выделены следующие: подлежащее -это слово, отвечающее на вопросы «кто?», «что?», стоящее в име­нительном падеже.

§ 3. Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты305

Задача школьника заключалась в том, чтобы, опираясь на дан­ные признаки понятия, решить вопрос, к каким словам в предло­жении они применимы (давались разнообразные предложения, где подлежащее было выражено разными частями речи). Первона­чально он пользовался карточкой, потом выполнял задачу без карточки, называя признаки вслух, затем про себя, мысленно. Такое формирование понятий названо Гальпериным поэтапным.

Названные этапы не являются «чистыми», в каждый включе­ны элементы других этапов. Тем не менее все эти этапы, как ука­зывают исследователи, нужны в общем процессе усвоения поня­тия. Особенно важно для успешного усвоения, чтобы не был про­пущен этап внешнего («материализованного») действия (в нашем примере — работа с карточкой). О значимости этого первого этапа можно судить не только на основании результатов усвоения, но и по поведению учащихся: возможность пользоваться карточкой на начальном этапе усвоения значительно повышает их активность. Это объясняется тем, отмечает П.Я. Гальперин, что, беря карточ­ку, ученик «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он — пас­сивный исполнитель чужих указаний. Это, конечно, сказывается и на усвоении понятия. Много значит и то, что при данном способе обучения понятие не могло быть усвоено формально, так как с самого начала обучение происходило на основе его применения: отрыв усвоения от практики использования оказывался невозмож­ным. В то же время усвоение не ограничивалось практическим уме­нием, так как учащийся всегда мог обосновать, почему он счита­ет, что в данном случае применимо (или неприменимо) данное понятие. Следовательно, усвоение было сознательным.

В.В. Давыдов связывает трудность усвоения материала с эмпи­рическим характером обобщения. Задача школы — формировать теоретическое мышление и обобщение. О теоретическом обобще­нии можно говорить в том случае, когда школьник на основе це­ленаправленного анализа одного-единственного явления, одного частного случая получает возможность выделить существенные признаки как основу ,понятия. Например, на основе анализа од­ной задачи (модель) выясняется общая структура способа реше­ния, а затем этот способ применяется к другим отдельным зада­чам. Формирование обобщенных приемов решения - средство ус­пешного выполнения частных задач. Приведем пример такой орга­низации усвоения знаний. Детей учили, как надо действовать со словом и предложением, чтобы раскрыть их структуру и функции.

Наши рекомендации