Фронтальные занятия (48 ч)
I- Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:
1) не требующих коррекции: [а], ;[о], [y], [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], [э] (12 ч); дифференциация [к] — [х] (1ч);
2) требующих коррекции: [и], [л'], [м'], [к'], [п'], [в'], [н'], [ф'] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога (8ч); дифференциация [в]-[ф] (2 ч); [i]с']-[э'] (2 ч); [ь|, [б'] (2 ч); дифференциацНя 1б]-[б'] (2ч), [п]-[б] (Зч);
3) различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от! прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за! ца, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова;
4) развитие внимания, памяти; запоминание 3—4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов (no-no; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоминание в заданной последовательности 3—4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, ленА та, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.).
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: aп, пап; со стечением 2 согласных: авт, фта и сочетания из них: ту-та-ты; ап-та; сто-ста-сты и т. д.
Четкое и слитное произнесение односложных, двухсложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.
Различение односложных, двухсложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2—3 гласных: [а], [у];[а], [и], [у].
Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.
Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого со-гластюго и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.
Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).
Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.
Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).
Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.
Примечание. В подготовительный период обучения упражнениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12—15 минут из каждого урока произношения.
Букварный период обучения
Индивидуальные занятия
1. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков.
Развитие моторики артикуляционного аппарата, выработка движений необходимых для правильного произнесения звуков [л], [ш], [р], [р'], [ж]
Коррекция звуков [л], [ш], [р], [р'], [ц], [ч], [щ].
Первоначальное закрепление поставленных звуков ( в составе слогов, предложений, текстов).
2 Преодоление затруднении, связанных с произнесением слов сложного слогового состава и предложений на следующем материале: слоги и сочетания типа сас, сапа, пла; с оппозиционными звуками (шос); всевозможные слоговые ряды с ускорением темпа и изменением последовательности звуков в ряду: со-со-шо-со-шо..., шо-шо-со-шо-со..., шта-шта..., тша-тша... и т. п.; воспроизведение счоговых рядов с различным ударением.
Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (телефон, спасибо, солнышко) и отдельных четырехсложных, употребление заученных слов в составе предложений, текстов.
3. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся, связанных с анализом и синтезом звукового состава речи, чтением, письмом.
4. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.
Фронтальные занятия (36 ч)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1) Развитие моторики артикуляционного аппарата.
Закрепление правильного произношения и различения звуков
[т'], [д], [д'] (3 ч); '[д]-|д'] (2 ч); [т]-[д] (3 ч); [г], [г'], (2 ч); [г]- [г'] (2 ч); [к]-[г] (3 ч); [л], [л]-[л'], [ш] (6ч); [с]-[ш] (3 ч); [ж], [ш]-[ж], [з]-[ж] (6 ч); [р],[р'] (2ч); [р]-[р'], [л]-[р] (4ч).
Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, те) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.
2) Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих ([з] от [с], [ж] — [з]; [б] от [п] и т. д.); Различение и выделение из состава доступных по структуре слов Усвоенные звуки, звонкие, глухие, твердые и мягкие; запоминание 3-4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один оложи на стол, другой —под стол, третий —за шкаф); повторение в данной последовательности слогового ряда, состоящего из трех-четырех сочетаний (спа-зба-спа, пло-плу-пла-плы).
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Усвоение произношения слогов различной сложности и сочетаний (см. раздел «Индивидуальные занятия»).
Развитие навыка четкого и правильного произношения звуков в словах указанной сложности (см. раздел «Индивидуальные занятия»). Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слова в даух-трехсложных словах, составление схемы двухсложного слова с обозначением места ударения.
Включение заученных слов в предложения и тексты.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ(69 ч)
Подготовка к письму(12 ч)
Добукварный период
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся: восприятие и воспроизведение несложных комбинаций из прямых линий и фигур (квадрат, треугольник и т. д.) путем подбора дубликатов и составления фигур из разноцветных палочек. Развитие мелкой мускулатуры рук (рисование на бумаге карандашом и красками прямых, волнистых и ломаных линий в разных направлениях). Рисование замкнутых форм (круги, четырехугольники).
Обводка и штриховка цветным карандашом простых фигур. Раскраска простых фигур из прямых и закругленных линий. Рисование бордюра. Письмо основных элементов прописных букв.
Обучение чтению и письму (57 ч)
Букварный период
Буквы а, у, м, х, о (по 1 ч); с, п, к, в, т, н, ы (по 2 ч).
Членение слов на слоги и звуки, соединение звуков в слоги й слова; слогообразующая роль гласных.
Составление слов типа мак, Тома из букв разрезной азбуки предварительным анализом. Слоговое чтение. Соотнесение прочитанного слова с предметом. Письмо букв, слогов и слов. Заглавная буква в именах и кличках.
Преобразование слов указанного типа (сом — сон; сор-сыр; сон —нос; ма — мак; ма — мама).
Членение предложений на слова. Составление простейших предложений без изменения форм слова из букв разрезной азбуки, их чтение и письмо. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Буквы з, л (по 4 ч); э (I ч); и (3 ч). Дифференциация ы - и (2 ч); буквы ш, б, р, ж, д, е (в начале слова и в положении после. согласной) (по 4 ч).
Составление из букв разрезной азбуки после предварительного анализа слов, состоящих из прямых и закрытых слогов (канава, кусок, полка); слов, включающих слоги с мягкими звуками (липа, купали, мешок); слов, содержащих слоги со стечением согласных. (волк, школа) Преобразование слов (мишка — мушка — мышка; рот – крот).Составление предложений из слов указанной сложности. Слоговое чтение вслух слов указанной сложности, предложений и коротких текстов. Соблюдение правильного, ударения и пауз на точках при чтении.
Ответы на вопросы по прочитанному.
Письмо изученных строчных и заглавных букв, списывание отдельных слов и предложений с рукописного и печатного текста.
Проверка написанною при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из 3—4 таких слов (с предварительным анализом).
Правописание жи; ши.
Перенос слов.
Практическое применение правил о большой букве в именал людей, о написании предложений (большая буква в начале, точка—в конце предложения).
Постепенное обучение осознанному правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове (сначала разделенном на произ носительиые единицы в рамках слога, а затем без специальных вспомогательных помет), места ударения в нем (по знаку ударения).
Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Чистописание
Письмо строчных букв и их соединений: 1) у, п, т, к, и, ш, р; 2) м, ы, л; 3) с, а; 4) в, е; 5) х, з, э, ж.
Письмо заглавных букв: 1) А, М, Л, И, Ш; 2) X, О, С, 3, Э, Е;3) У, К, В, Н, Ж, Р; 4) П,Т.
Постепенное ускорение темпа письма.
Словарь
Ворона, корова, лопата, машина, молоко, сахар, сорока.
Основные требованияк знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
понимать простейшие обращения, просьбы, приказания, поручения, адресованные одному или всем ученикам, слова и фразы необходимые в учебной и бытовой деятельности;
правильно употреблять в самостоятельной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки и качества, наглядно им воспринятые;
соотносить употребляемые слова с обозначаемыми предметами и явлениями;
выражать названия одного предмета и группы однородных предметов;
практически распределять названия предметов по родовым признакам;
практически пользоваться вопросами кто? что? что делает? что делал(а)? что будет делать? какой? какая? какое? куда? где? чем? у кого? и правильно отвеча на них;
четко и правильно произносить все сохранные и вновь поставленные звуки изолированно, в словах и предложениях, различать их на слух;
четко и правильно, с соблюдением ударения, произносить двух и трехсложные слова, четко произносить окончания слов при изменении формы слова;
пользоваться в речи простым предложением, устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки, устанавливать их порядок в анализируемом слове, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие твердые;
читать по слогам ориентировочно 15 слов в минуту и складывать из букв разрезной азбуки слова, предложения, короткие тексты, состоящие из пройденных по программе букв;
правильно списывать пройденные прописные и заглавные буквы, слова, состоящие из этих букв, и необходимые тексты;
написать отдельные слова и предложения под диктовку (с предварительным анализом);
слушать небольшую сказку, загадку, потешку, стихотворения рассказ;
вести короткий диалог, отвечать и задавать вопросы: кто это? что это? что делает? что делают? что делал (а)? что будет делать? кому? куда? г д е? к а к о й(ая)? сколько?.
сообщить о своем самочувствии, о состоянии своих вещей одежды, обуви, об учебных принадлежностях, пользоваться вежливой формой обращения; строить краткое связное высказывание (3—5 предложений).
Учащиеся должны знать:
наизусть 4—5 стихотворений, потешек, скороговорок.
I КЛАСС
РАЗВИТИЕ РЕЧИ(128 ч)
Работа над словом
Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова — названия предметов, действий, признаков предметов, признаков действий, время действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов. Один предмет в разных ситуациях (щетка — зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать — цифры, одежду, учебные вещи).
Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек, -очк, -ечк, -иц); слов, обозначающих животных (существительные с суффикевм -онок, -енок); лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тедь, -арь); движение, признаки предметов по цвоту, форме, величине, вкусу, весу, температурным свойствам, качеству и противоположных им по значению (твердый — мягкий); признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня).
Выделение и название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых обозначений.
Выработка умений пользоваться словом и правильной грамматической формой в зависимости от ее значения в составе предложений.
Работа над предложением
Понимание и употребление побудительных предложений, по-вествователышх нераспространенных и распространенных предложений (состоящих из 3—5 членов предложения). Составление предложений по моделям: простое предложение с глаголами в настоящем и прошедшем времени в единственном числе. Выделение предмета и действия по вопросам кто? что? что делает? что делал? и различение этих вопросов (о предмете, о действии или сотоянии). Различение вопросов кто? что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросов что делает? что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени.
Образование формы множественного числа существительных ( с окончанием –ы (-и), -а (-я) и глаголов (настоящего и лрошедшего времени).
Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и множественном числе.
Выделение грамматических признаков рода существителы в словосочетаниях с числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложении родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.
Составление и употребление в речи предложений (трех_- пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими переходнодность действия на предмет (моет чашку, пол). Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку).
Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различение окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного.
Пространственные отношения в значении направления и мест: действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами в, на, под (поставил в (на, под) стол; положил в (на, под) книгу); в предложном падеже с предлогами в, на (лежит в столе, на столе); в творительном падеже с предлогами под, над, за(спрятался под (за) кустом); в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из дома, сошёл с поезда, отъехал от магазина, стоит около киоска); в дательном падеже с предлогом кв значении лица или места, к которому направлено действие (подошёл к товарищу); в творительном падеже с предлогом cв значении совместности или сопровождения (идёт с мамой); в, дательном падеже в значении адресата.
Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом у, и без предлога в значении принадлежности предмета или его отрицания (у козы, нет козы).
Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам. Распространение словосочетаний и предложений по вопросам какой? какая? какое? какие? Согласование прилагательного с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа.
Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем, лрошеда шем и будущем времени).
Сочетание местоимений с глаголами 1-го, 2-го лица. Сочетания числительного с существительным. Количественные отношения ипризнаки предмета по счету.
Связная речь
Понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них, используя побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. Точное формулирование вопросов учениками.
Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст. Воспроизведение содержания текста, сказки по иллюстрации. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным, или последующих.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков,повторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серди картинок определенного количества предложений (4—6), объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Описание предмета по цвету, размеру, назначению.
Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях собственной жизни по аналогии с прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря погоды, на экскурсии, по сюжету, предложенному учителем.
Понимание, что такое текст, выделение его особенноетей — цельности и связности.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок.
Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие, благодарность, извинение, просьбу.