ПрофилактикА наркомании среди студентов СРЕДСТВАМИ физической культуры

Зайцев В.Ф.Помощник ректора по воспитательной работе Калининградского государственного технического университета, доцент, к.п.н.

Молодежь и, особенно, студенты, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация студенческой молодежи, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Наркопотребление в России локализовано в возрастной группе 18-30 лет, что являет собой трудовой резерв государства. По результатам социологических исследований наиболее высокий уровень наркопотребления зафиксирован среди безработной молодежи (41%). Велика доля наркопотребителей среди старшеклассников (29%), учащихся ПТУ (36%), техникумов и колледжей (28%) (В.А. Багулина, 2010). В вузовской среде эти показатели составляют – 16% (Ю.Ю. Комлев, 2005). Поэтому перед всеми ступенями образования, в том числе и высшего, обществом поставлены задачи профилактики наркомании, что отражается во многих руководящих документах. Так, в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1938 от 30.09.2005 г., профилактическая работа становится составной частью показателя «Воспитательная деятельность образовательного учреждения».

Анализ отчетов самоаттестации 20 вузов страны за 2009-2011 годы показал, что в большинстве учебных заведений эта работа носит декларативный характер. В основном любые проводимые мероприятия, будь то спортивные состязания или игра КВН, обозначаются как формы профилактики. С другой стороны обществом выдвигается требование целенаправленного воздействия на сознание студента с целью формирования у него негативного отношения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

Целью настоящего исследования является обоснование возможности формирования антинаркотической позиции студентов в рамках деятельности кафедры физической культуры.

В качестве полигона для исследований была выбрана кафедра физической культуры Калининградского государственного технического университета.

В начале исследования были изучены возможности кафедры в проведении профилактической работы. Установлено, что в рамках лекционного курса «Основы физической культуры» имеется возможность трансляции знаний о причинах и последствиях употребления ПАВ. Для этого целесообразно не монологическое информирование, а применение демонстрационных моделей. С этой целью на кафедре был создан банк научно-популярных и художественных видеофильмов о наркомании, которые демонстрируются студентам первого курса. Начинать профилактику следует именно с первого курса, поскольку это сложный период адаптации студентов к новым условиям обучения, где от них требуется большая самостоятельность и ответственность, но, вместе с тем, предоставляется большая свобода действий в организации своего внеаудиторного времени и досуга.

В ходе практических занятий студентам предлагалось выполнить ряд упражнений в специально разработанных для этой цели очках, моделирующих алкогольное и наркотическое опьянение. В этом случае как выполняющие тест, так и зрители могли наглядно увидеть крайне неприглядную картину своего двигательного поведения. Тем самым шло воздействие на мотивационную сферу студентов, особенно тех, кто считал, что нечастое употребление не наносит ущерба здоровью.

В самом начале обучения студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, содержащей 69 вопросов и утверждений, специально разработанной на кафедре физической культуры для выявления группы риска. Анкета позволяет изучить ближайшее окружение, климат в семье, свободное времяпровождение, круг общения, а также личностные и поведенческие особенности испытуемых (эмоциональную, волевую, мотивационную, экзистенциальную сферы и сферу саморегуляции).

Экспериментальные исследования с различными вариантами проведения профилактических мероприятий показали, что профилактические занятия следует проводить со всеми студентами учебной группы. Таким образом «группа риска» подвергается воздействию сразу с двух сторон: со стороны преподавателя и со стороны благополучных, успешных сверстников.

Комплекс мероприятий, направленных на профилактику наркомании включает в себя и научно-исследовательскую деятельность студентов в области антинаркотического воспитания, участие в конкурсе научных работ проводимых Госнаркоконтролем России. В этом случае кафедра физической культуры берет на себя научное руководство целым направлением воспитательной работы в вузе. Итогом которой является работа секции «Здоровый образ жизни и профилактика наркомании» в рамках ежегодной студенческой научной конференции.

После того как проведены мероприятия по формированию антинаркотической позиции студентов, можно прилагать усилия по вовлечению студентов в деятельность спортивных секций и клубов университета.

Таким образом, включение кафедры физической культуры в антинаркотическую профилактику имеет под собой научные и методические основания. Появление новой функции повышает статус кафедры физической культуры.

Список литературы

1. Багулина, В.А., Зайцев А.А. Формирование антинаркотической позиции у студентов технического вуза [Текст] / В.А. Багулина, А.А. Зайцев // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып.5: Сер. Педагогические и психологические науки. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 89-93.

2. Комлев Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик //Социологические исследования. – 2005. - №6. – С.97

Наши рекомендации