Образовательные процессы в Японии. Ракурс естественнонаучного образования
Японская школа – это школа, которая стремится создавать самостоятельно технологии воспитания критически мыслящих личностей, людей с мощным продуктивным мышлением.
Школа в Японии делится на три ступени: начальная – 1-6 классы – сёгакко; средняя школа – 7-9 классы – тюгакко; старшая школа – 10 - 12 классы – котогакко.
Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна. Обучение в старшей школе и в университете платны всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Есть платные частные начальные и средние школы. Однако есть возможность бесплатно учиться во всех платных учреждениях, если выиграть конкурс стипендий. Учебный год в Японии делится на три триместра[12].
Отдельного предмета «биология» в школе не преподается, существует комплексный курс под названием «естествознание». Здесь дети получают знания по биологии, химии, физике. Изучение естествознания начинается на самых ранних этапах обучения – в начальной школе.
Кабинет естествознания очень хорошо оснащен технически, там имеется два телевизора, компьютеры, проектор. Во дворе школы, рядом со стадионом находится теплица. В ней ребята начальной школы учатся наблюдать и ухаживать за растениями, ставить несложные опыты по выращиванию различных растений, а старшеклассники берутся за эксперименты посложнее. Нередко учителя проводят уроки естествознания при помощи компьютеров.
Современное японское образование – это, прежде всего информационные технологии (ИТ) и электронное обучение (Э-обучение)[13]. В основном все школы Японии имеют высокий уровень насыщенности самой современной компьютерной техникой. Страна успешно приближается к нормативу: два компьютера и компьютерный проектор в каждом классе каждой школы.
Японские специалисты отмечают, что путь к Э-обучению и преобладанию ИТ в школе был не лёгким, т.к. среди учителей было много сторонников традиционных методов. Им тоже приходилось ломать стереотипы, и последовательно реализовывать широкомасштабные программы переподготовки педагогических кадров. Так, в Гифу – префектуре ежегодно около 2000 учителей проходят переподготовку по компьютерным технологиям обучения на базе местного образовательного института (японский аналог российских институтов последипломного образования).
Главное – научить учеников с помощью ИТ разрешать проблемы, реализовывать проекты, находить нужную информацию в процессе изучения всех учебных предметов. 105 часов работы в Интернете – средняя норма на учебный год, которую школа обеспечивает для каждого школьника. Техническое обеспечение образовательного процесса в японской школе не ограничивается лишь компьютерами. В каждом классе есть телевизоры и видеомагнитофоны, музыкальные центры, телефон и синтезаторы.
Всё это возможно благодаря солидному финансированию. Так, например, в бюджете 2002 года в Гифу – префектуре годовые затраты на одного ученика неполной средней школы составляли 7549 долл., старшей средней школы – 13885 долл. Приведу для сравнения другие цифры. Годовые затраты на обучение одного студента Нагоя – университета составляли 35 тыс. долл., а годовой бюджет обычного государственного университета в городе Нагоя составляет 585 млн. долл.
Дифференциация и профилизация процесса обучения в различных зарубежных странах.
Бельгия | ||||||||||||||||||
Среднее образование | ||||||||||||||||||
Средние школы (3 класса по 2 года обучения) | Технические школы (3 класса по 2 года обучения) | Профессионально-технические училища (3 класса по 2 года обучения) | ||||||||||||||||
Изучение биологии | В 1 классе и на 1 году во 2 классе | На 2 году второго класса | В 1 классе и на 1 году во 2 классе | В 1 классе на первом году обучения. | ||||||||||||||
Биология (1 – 2 часа в неделю) | «Экспериментальная научная работа» в рамках факультатива (3 часа в неделю) | Выбор между естественнонаучным циклом и гуманитарными предметами. | Биология (1 – 2 часа в неделю) | «Экспериментальная научная работа» в рамках факультатива (3 часа в неделю) | ||||||||||||||
Великобритания | ||||||||||||||||||
Дифференцированное обучение начинается с 14 лет и основано на интересах и способностях учащихся: | ||||||||||||||||||
Обучение различных групп учащихся знаниям неодинакового уровня в зависимости от способностей. | Углубленное изучение ряда предметов или цикла предметов. | |||||||||||||||||
Подготовка к выбору предметов | На третьем году обучения (в 13 лет) детей готовят к принятию решения по выбору предметов для изучения в IV классе: | |||||||||||||||||
Учебная ориентация на уроках по отдельным предметам. | На уроках профориентации. | На классных собраниях с участием тьюторов. | На собраниях параллели. | |||||||||||||||
Обучение | 50 % - обязательные предметы + 50 % - дисциплины по выбору (5 блоков). | |||||||||||||||||
В VI двухгодичном классе (полной средней школы) дифференциация обучения углубляется. Для каждого ученика создается свой ученый план (из предметов специализации либо гуманитарного, либо естественнонаучного, либо смешанного направления). | ||||||||||||||||||
Полная средняя школа служит этапом подготовки в вуз, поэтому изучение лишь нескольких учебных дисциплин позволяет глубже изучить выбранные предметы и снизить учебную нагрузку. | ||||||||||||||||||
Дания | ||||||||||||||||||
Гимназии (3 года обучения с 13 лет) | ||||||||||||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс (образование ориентировано на поступление в университет) | ||||||||||||||||
Изучение биологии | 3 часа в неделю | Выбирают между двумя уровнями | ||||||||||||||||
Средний уровень (4 часа в неделю) | Высокий уровень (5 часов в неделю) | |||||||||||||||||
Германия | ||||||||||||||||||
Начальная школа | Средняя школа | |||||||||||||||||
Основная (неполная) средняя школа | Реальная (неполная) средняя школа | Гимназии (школы повышенного типа) | ||||||||||||||||
Обучение | 1 – 3 класс – вводятся необязательные предметы по выбору. | После 4 класса идет распределение учащихся по различным типам школ | Дает более практически направленное предпрофессиональное и общее образование. | Наряду с общим образованием дает подготовку к практическим профессиям путем дифференцированного обучения по различным профилям: естественнонаучные и математические, лингвистические, экономико-социальные, технические, музыкально-эстетические. | Типы гимназий: древних языков, математики, естественнонаучные, экономические, общественно-научные, музыкальные, технические. На старшей ступени гимназии (10 – 13 классы) учеба идет не по классам, а по типу основных курсов и по группам успеваемости. | |||||||||||||
В циклах предметов выделяют: Обязательные курсы + Курсы по выбору (по 2 занятия по 5 часов в неделю) – ориентированы на углубление научно-пропедевтических знаний. | ||||||||||||||||||
США | ||||||||||||||||||
Начальная школа (I – V класс) | Средняя школа (VI – VIII класс) | Старшая школа (IX – XII класс), где центральной идеей обучения является обучение по выбору. | ||||||||||||||||
Продолжение приложения 1
Изучение биологии | Предметы по выбору – 1 час в неделю. | Цикл «Наука» - предметы естественнонаучного профиля (наука о земле, прикладная наука, биология-1, биология-2, углубленная биология, морская биология, введение в физику и химию, химия-1, химия-2, углубленная физика, углубленная химия. | ||||||||
В IX классе – предметы по выбору (10 – 15 часов в неделю) + элективные предметы. | В X – XII классах из 16 зачетных единиц - обязательных предметов (8) + обязательные предметы по выбору и факультативные курсы (8). | |||||||||
Учащиеся «ориентированные на колледж» изучают обязательные предметы на повышенном уровне + осуществляется четкий подбор элективных курсов. | ||||||||||
Франция | ||||||||||
Первый этап дифференциации начинается в колледже. | ||||||||||
Обучение | Колледж | Лицей | ||||||||
В двух старших классах (8-й и 9-й годы обучения) вводятся дисциплины по выбору для углубленного (3 часа в неделю). | Те, кто после коллежа перешел в трехлетний лицей (53%), на 10-м году учатся в так называемом «классе определения». | |||||||||
Обязательные предметы | Выбор одного факультатива из 3-х групп предметов, которые ориентируют к различным профилям обучения в следующем классе: 1 группа – к секциям технического и естественнонаучного; 2 группа – к гуманитарному, естественнонаучному и социально-экономическому; 3 группа - узкоспециализированные предметы. | |||||||||
На втором году обучения организуются 4 секции: | ||||||||||
гуманитарное направление | естественнонаучное направление | социально-экономическое направление | технологическому направлению | |||||||
В выпускном классе лицея остаются те же секции, за исключением естественнонаучного направления, где происходит дополнительное дробление на: математика-физика, математика-биология. | ||||||||||
Литература
1. Баранова Т.В. Тенденции развития системы образования Швеции. Методология профессионального образования: Сборник научных статей международного методологического семинара, 28-29 февраля 2008: в 2 ч. – СПб.: Институт профтехобразования РАО. – ч. II. – 220 с. С.208-212.
2. Васильева З.И., Образцова О.Ю. К вопросу об интеграции ведущих идей в западной и российской педагогике на рубеже двух столетий (XIX-XX вв.). Образование и культура Северо-Запада России: Гуманитарные науки. Гуманитарное образование. Гуманитарное мышление / Вестник СЗО РАО. Вып. 6. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 296 с. С. 46-53.
3. Елиас П. Экологическое образование в Словакии: от начальной школы до университета. Проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 8-10 ноября 2007 г. – М., 2007, - 189 с. С. 162-164.
4. Самосюк Т.В. Проблема университетов и высших (больших) школ в системе образования Франции. Проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 8-10 ноября 2007 г. – М., 2007, - 189 с. С. 106-109.
5. Скворцова И.И. Проблемы компьютеризации в современной школе Японии. Актуальные проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 8-10 ноября 2007 г. – М., 2007, - 189 с. С. 76-78.
6. Соломина А.В. Особенности экологического образования в Финляндии. Методология и методика научного исследования в области биологического и экологического образования: Сборник материалов IV методологического семинара, 16-18 ноября 2004 года, Выпуск 3, Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2004. – 220 с. С. 76-77.
[1] Исторически во Франции сложились два сектора высшего образовании университеты, возникшие в XIII в., и так называемые большие школы, появившиеся в начале XVIII в. Высшая школа – университет начала складываться во Франции (как и в других западноевропейских странах) на основе монастырских и епископских школ. Она функционировала в форме цехов, объединивших преподавателей в качестве мастеров и студентов в качестве учеников.
[2] В других европейских странах, например, в Германии, также существует двоякая система высшего образования: есть университеты и специализированные высшие учебные заведения (Fachhochschulen).
[3] Ланглуа, Ш.-В., Сеньобос, Ш. Введение в изучение истории / Ш.-В. Ланглуа, Ш. Сеньобос, пер. с фр. А. Серебряковой. - 2-е изд. / под ред. и со вступ. ст. Ю. И. Семенова. - М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2004. -305 с. С. 47.
[4] В 1960 г. было 310 тысяч студентов, в 1980 г. – 1,2 миллиона студентов, 1997 г. – 2,1 миллиона.
[5] Дивертификация – (от позднелат. Diversification – изменение, разнообразие), расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями.
[6] Очень похоже на Финляндию.
[7] В этом отношении шведские представления существенно отличаются от германских и австрийских традиций с системой ученичества, тесно взаимодействующей с промышленным и торговым секторами рынка труда.
[8] Что согласуется с положением Р.М. Грановской о том, что только человек с выдающимися способностями может заниматься одним делом, в одной области. Для человека со средними способностями нужно предоставлять возможность развивать компетентность в смежных областях.
[9] 30 лет назад в Финляндии началась реформа образования. На сегодняшний день оно одно из лучших в мире. Общеобразовательная школа там бесплатная. Биология как учебный предмет – есть.
[10] Примером такой акции может послужить уборка мусора студентами, организуемая Студенческим Союзом университета города Иоэнсуу. Принять участие ней могут все студенты, не безразличные к состоянию города и экологии в целом. Oт Студенческого Союза студенты получают инвентарь для уборки (рабочие перчатки, специальные щипцы для захвата мусора, пластиковые пакеты), а также ланч, который предоставляет городская администрация с целью поощрения студентов.
[11] В Финляндии ведется активная борьба против мусорных свалок. Растет количество электростанций для переработки мусора на топливо. Кроме того, В Финляндии регулярно проходят так называемые "Дни без машин". В такие дни финское министерство окружающей среды предлагает всем жителям Финляндии отказаться от поездок на личных автомобилях. Акция направлена на то, чтобы заставить граждан задуматься об экологических проблемах, вызываемых обилием автотранспорта в городах, стимулировать автомобилистов к физической активности. Билеты на общественный транспорт в день акции продаются в несколько раз дешевле, а продавцы многих кафе угощают пассажиров общественного транспорта и велосипедистов, если те предъявляли им билет или велосипедный шлем.
[12] Он начинается с 6 апреля. Первый триместр заканчивается 20 июля, затем следуют большие летние каникулы, а 1 сентября начинается второй триместр, зимние каникулы с 26 декабря, последний третий триместр продолжается с 7 января по 25 марта. Далее идут небольшие весенние каникулы, во время которых осуществляется переход из класса в класс. Даты начала и конца триместров в разных школах бывают разные. Начало учебного года в апреле связано с тем, что в это время в Японии цветёт сакура и весна вступает в полную силу.
[13] В начальной школе 1ПК приходится на 11-12 учеников; полной средней школе – 1 ПК на 7 учеников; старшей средней школе – 1 ПК на 6 учеников.