С недоразвитием головного мозга (например микроэнцефалия);

2. С инфекционными заболеваниями (менинго - энцефалиты различной этиологии: менингококовый, коревой, сифилитический, туберкулезный и т. п.);

С травмами головного мозга (в том числе с родовыми травмами);

С развитием опухолевого процесса, приводящего к сдавливанию структур мозга, нарушению кровоснабжения и перерождению мозговой ткани;

С психическими заболеваниями (шизофренией, маниакально - депрессивным психозом), при которых нарушается структура клеток мозга;

С кровоизлияниями в мозговую ткань.

Читать дальше

С недоразвитием головного мозга (например микроэнцефалия); - student2.ru

ON - LINE ЛОГОПЕД

Нарушение речи при патологии головного мозга

Перейти на главную страницу

Моторная афазия (алалия)

Моторная афазия (алалия)- это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений и с различной локализацией мозгового поражения, общим для которых является недоразвитие или отсутствие экспрессивной речи, т. е. затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строением языка, а также звукопроизношением при сравнительно полноценном развитии понимания речи, т. е. импрессивной речи.

Особенности личности моторного алалика выражаются в некоторой заторможенности, которая сочетается с периодами повышенной возбудимости и сенситивности (нерешительности, обидчивости). Эти особенности, с одной стороны, зависят от недоразвития центральной нервной системы и типа высшей нервной деятельности, а с другой - являются результатом того, что речевая неполноценность и общая моторная неловкость выключают человека из коллектива, ближайшего окружения и с возрастом все больше травмируют его психику. Формирование нарушений экспрессивной речи у моторного алалика обусловлено нарушением речедвигательного анализатора. Эти нарушения носят различный характер:

Кинестическая оральная апраксия- трудность формирования и закрепления артикуляционных навыков, а в дальнейшем и двигательных дифференцировок звуков.

Трудность переключения от одного движения к другому.

Трудность усвоения последовательности этих движений для воспроизведения слова (его двигательной схемы).

Независимо от характера нарушений происходит задержка в развитии основного ведущего компонента экспрессивной речи - активного словаря. Основное проявление моторной афазии (алалии) - это изменение прежде всего устной речи: язык оказывается бедным, скудным, искаженным, или речь отсутствует совсем. Страдает фонетика и грамматический строй речи, часто расстраивается функция письма - возникает аграфия. Вторично, хотя и в незначительной степени, страдает и импрессивная речь.

Исследования показали, что моторная алалия (афазия) возникает при поражении нижних отделов левой лобной доли у правшей и нижних отделов правой лобной доли у левшей. Характерным признаком моторной алалии являетсяречевой негативизм- снижение речевого стимула. Моторный алалик молчалив, к речевому общению не стремится, общается с окружающими жестами, при помощи мимики, иногда общение сопровождается неоформленными голосовыми реакциями, отсутствует критическое отношение к своей речи, понимание значений грамматических изменений слова (единственное, множественное число; мужской, женский, средний род, падежные окончания и. т. п.).

Читать дальше

С недоразвитием головного мозга (например микроэнцефалия); - student2.ru

ON - LINE ЛОГОПЕД

Нарушение речи при патологии головного мозга

Перейти на главную страницу

Дизартрия

Если мозговое поражение произошло в доречевом периоде (у детей первого года жизни), то мать уже в период лепета отмечает молчаливость ребенка, понимание речи начинает развиваться своевременно, а вот экспрессивная речь очень долго не развивается или ограничивается слогами и немногочисленными простыми словами. В появившихся словах отмечаются нестойкие структуры слова, многочисленные искажения его, сокращения, перестановки слогов. Фраза долго не появляестя, а когда появляется, остается грубо аграмматичной, наблюдается запаздывание в формировании и произношении большинства звуков, в дальнейшем отмечается смешивание звуков по всем фонетическим группам (свистящие и шипящие, "п" и "л", звонкие и глухие, твердые и мягкие и т. д.)

Таким образом, наблюдаетсядизартрия- расстройство членораздельной речи, произношения. Дизартричная речь обычно неясная смазанная, глухая, для ее характерискики применяют выражение "как будто каша во рту". В тяжелых случаях речь превращается в какое - то подобие мычания и делается совершенно непонятной, а иногда становится совершенно невозможным всякое формирование речевого звука. Такие крайние, наиболее тяжелые дизартрии носят название"анатрии", т. е. полной невозможности говорить, при сохранении слуха и понимания речи (сохраниние импрессивной речи). Дизартрии возникают в результате поражения исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе. С неврологической точки зрения различают следующие виды дизартрии:

Наши рекомендации