Тема 6. Методы, формы и средства обучения
ТЕМА 1. Предмет и задачи педагогики
Вопросы к занятию:
1. Педагогика и её связи с другими науками о человеке.
2. Структура педагогики как науки, её функции.
3. Методологические подходы в педагогике: научная педагогика и педагогика бытия.
Базовые понятия: педагогика, методология педагогики, объект педагогики, предмет педагогики, категории педагогики, задачи педагогики, система педагогических наук, межпредметные связи педагогики.
Литература:
1. Сластёнин В. Педагогика. М., 2002,с. 72-77; 87-102.
2. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию. М., 1999, с. 7- 26.
3. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И., с. 3-36.
4. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Введение, глава «От метафизического опыта к педагогике Бытия».
Творческие задания
1. Напишите реферат по теме «Педагогика и …» (искусство, психология, медицина, социология, философия…). Предварительно ознакомьтесь с требованиями к реферату.
2. Глоссарий к одному из базовых понятий темы
3. Эссе-размышление: «Зачем нужна наука педагогика, если есть проверенная веками народная педагогика?»
4. Выполнить таблицу, в которой понятие «педагогика» определяется по разным учебным пособиям. Выделите общее и особенное в определении понятия
5. Подобрать аргументы к защите одного из утверждений:
1) Педагогика – наука;
2) Педагогика – искусство;
3) Педагогика – наука об искусстве.
6. Эссе-размышление: «Если человек задуман природой как совершенство, то в чём же смысл воспитания?»
7. «К человеку должно идти осторожно, через «ведающее неведение», через установку любви и доверия, чуждую всякому бесстрастному исследователю». Это афоризм или кредо педагогики? Обоснуйте свою точку зрения.
ТЕМА 2: Понятийный аппарат педагога, его роль в теоретической подготовке учителя-воспитателя
Вопросы к занятию:
1. Что такое понятийный аппарат науки?
2. Дайте сравнительную характеристику основным категориям педагогики.
Базовые понятия: педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, воспитание, процесс воспитания, обучение, образование, социализация, субъект педагогического взаимодействия.
Литература:
1. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.,01.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.Смирнова. М.,01,
3. Подласый И. Педагогика М., 01. Кн.1.
4. Сластенин В. и др. Педагогика. М.,2000.
5. Селиванов В. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М., 2000.
6. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория. // Педагогика. №6. 2000. С.28 – 34.
7. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике СПб,. 03. С.16 –18. (книга находится в кабинете педагогики).
Задание для каждого студента в группе: с помощью разных учебников составить сравнительную таблицу основных категорий педагогики, выделив в них ключевые слова (хотя бы по одному из приведенных в таблице понятий). Можно воспользоваться книгой Агафоновой А.С.
Основные категории | Сластёнин | Смирнов | Подласый | Пидкасистый |
Пед. процесс Пед. взаимодействие Воспитание Образование Обучение Социализация |
ТЕМА 3. Основы педагогического мастерства учителя-воспитателя (2 ч.)
Вопросы к занятию:
1. Мастер и мастерство в педагогике. Профессиональный идеал.
2. Профессиограмма учителя, классного руководителя.
Базовые понятия: педагогическое мастерство, профессиограмма учителя, педагогическая техника, педагогические способности, педагогическая этика, педагогическая компетентность.
Литература:
1. Андриади И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1999, с. 3-28.
2. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Зязюна. М., 1989, с. 6-48.
3. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А.С. Роботовой. М., 2000, с. 60-74.
4. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Беседа № 2.
5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.,94. Гл.4.
6. Никитина Н., Кислинская Н. Введение в педагогическую деятельность. М.,04. Гл.2.
7. Орлов А., Агафонова А. Введение в педагогическую деятельность. М.,04. С.63 – 135.
8. Корчагина В. Педагогическое мастерство: общесоциальные требования к учителю //Школьные технологии №3. 2004.
9. Несколько рекомендаций для тех, кто стремится овладеть выразительной речью //Директор школы № 9. 2004.
Творческие задания
1. Эссе-размышление «Профессиональный идеал»
2. Сделайте глоссарий к любому из базовых понятий темы
3. Прочитайте текст «Ян» и «Инь» в книге «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах» М., 1999, с. 267 (книга находится в кабинете педагогики). Какие характеристики этих двух начал можно включить в список, характеризующий гармоничного учителя?
4. Выступление с сообщением «Какой он – Учитель года?» (по материалам конкурсов «Учитель года», публикуемых в газетах «Первое сентября», «Учительская газета».
5. Подготовьте выступление (или схему) «Истоки педагогического образования»
6. Осознайте высказывание Аристотеля: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Составьте список качеств, важных для речевого общения учителя. При составлении списка опирайтесь на литературу, рекомендованную к занятию, вспомните своих любимых учителей.
7. Поработайте со следующими педагогическими изданиями так, чтобы заинтересовать ими группу с позиций совершенствования педагогического мастерства.
Ж. «Классный руководитель».
Ж. «Воспитание школьников».
Ж. «Народное образование»
Газета «Первое сентября»
«Учительская газета»
ТЕМА 4. Сущность и техника педагогического общения (2 ч.)
Вопросы к занятию:
1. Функции педагогического общения.
2. Средства и барьеры педагогического общения.
3. Стили педагогического общения.
4. Понимание как условие взаимодействия учителя и ученика.
5. Условия понимания в педагогической герменевтике.
Базовые понятия: педагогическое общение, стиль педагогического общения, педагогический такт, коммуникативные способности, эмпатия, рефлексия.
Литература:
1. Сластёнин В. Педагогика. М., 2002, с. 393-419.
2. Андриади И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1999, с. 29-76.
3. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию. М., 1999, с. 135-144.
4. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт. Псков, 1997, с. 5-8, 48-81.
5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.,94. Гл.8.
Творческие задания
1. Сделать глоссарий к понятию «педагогическое общение».
2. Эссе-размышление «Любить ученика– это…».
3. Эссе-размышление «Понимать ученика– это…».
4. Сделать глоссарий к понятию «понимание».
5. Беседа с учениками: Чем в первую очередь дорожите в отношениях с учителями?
6. Беседа с учениками: Каковы проблемы во взаимоотношениях «учитель-ученик»?
7. Познакомить группу с книгой А. Пиза «Язык телодвижений»
8. Сделать кластерный анализ гл. 1 кн. Лузиной Л.М. «Понимание как духовный опыт»
ТЕМА 5. Содержание образования
Вопросы:
1. Принципиальное различие в представлениях о содержании образования в традиционной и личностно-ориентированной педагогике.
2. Учебный план, программа по предметам, учебник и их возможности в индивидуализации и дифференциации обучения
3. Тенденции развития содержания образования.
Задания:
1. Подготовить к занятию игру «Дебаты» по теме «Да – стандартам образования»
Литература:
1. Базисный учебный план //Народное образование, №6, 2001, с. 250-276
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001
3. Зинченко В. Мир образования или образование мира //Мир образования, № 3,4, 1996
4. Образовательная программа – маршрут ученика. СПб, 1998
5. Осмоловская И.М. Дидактика, М., 2006
Тема 6. Методы, формы и средства обучения
Вопросы к занятию:
1. Понятие о методах, приемах, средствах обучения.
2. Классификация методов обучения
3. Дидактические условия эффективности методов обучения
4. Формы организации учебного процесса
Базовые понятия: методы обучения, формы обучения, средства обучения, приемы обучения.
Задания:
1. Заполнить таблицу для любых методов обучения из разных классификаций:
Характеристика методов | Методы обучения из разных классификаций | |
Цель метода | ||
Функции учителя | ||
Функции учащихся | ||
Приемы, средства обучения | ||
Ожидаемый результат | ||
Условия эффективности |
2. Дайте характеристику любой из форм организации учебного процесса (урок, лекция, семинар, конференция, экскурсия, дипломное проектирование).
Литература:
1. Булатова О.С. Искусство современного урока, 2006
2. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2001
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001
5. Осмоловская И.М. Дидактика, М., 2006
ТЕМА 7. Методы воспитания
Вопросы:
1. В чем состоит сущность метода воспитания?
2. Какова взаимосвязь понятий «метод», «средство», «прием» воспитания?
3. От чего зависит выбор метода воспитания педагогом?
4. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществлении методов воспитания?
Задания:
1.каждому из студентов индивидуально описать конкретную ситуацию, которую классный руководитель не может оставить без внимания. Смоделируйте решение этой ситуации с помощью отобранных Вами методов воспитания при условии, если учителю свойственна «позиция наставника»; «позиция тренера»;
«позиция консультанта» (см. Борытко Н.М.).
2. Терминологическое упражнение: составление дома кроссворда по теме «Методы воспитания».
Литература:
1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания. Волгоград, 2001.- с.31-45. (в кабинете педагогики).
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.,2002.-с.40-105.
3. Лузина Л.М. Воспитание как со-бытие. // Воспитание школьников, 2004.-№8,9.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2001.-512с.
5.Педагогика. Учеб. пособие. - / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России. - 2001-640с.
6.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник. - Кн.2: Процесс воспитания.-М.:Владос, 2001.-256с.
7.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие. /Под ред. В.А. Сластенина. –М.: «Академия»,2000.-336.
8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие. /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия. – 2002.-576с.
9.Сидоркин А.М. Методы воспитания // Магистр. – 1992. - №1.
10. Фишбейн Д. Поощрение, не требующее материальных затрат, а лишь доброты и внимания // Директор школы, 2004.- №4.