Общедидактические Специфические
Б №26. Основные педагогические принципы коррекции нарушений речи у детей в отечественной логопедии.
Принципы логопедии
Общедидактические Специфические
1. Научность 1. Принцип развития
2.Системность и последовательность 2.Онтогенетический принцип
3.Доступность 3.Принцип системности
4. Наглядность 4. Принцип комплексности
5. Прочность 5. Принцип связи речи с другими
6. Воспитывающий характер обучения сторонами психического 7. Сознательность и активность развития ребенка
8. Индивидуальный подход 6. Принцип деятельностного
Подхода
Принцип развития.Выделяет задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка в процессе логопедической работы (по Л.С.Выготскому), также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта. Следствием затрудненного произношения может быть ограниченность активной речи ребенка. У ребенка наблюдаются проявления речевого недоразвития, которые в данном случае будут вторичными по отношению к ведущему дефекту – нарушенному звукопроизношению в результате ограниченной подвижности органов артикуляции.
Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка онтогенезе.
Принцип комплексности. Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. Устранение речевых нарушений ( дизартрия, алалия, заикание и т.д) должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка (Р.Е.Левина). Осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется мнестическая деятельность. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением ЦНС, часто сочетаются с различными отклонениями в нервно-психическом развитии ребенка, проявляющимися больше в интеллектуальной, эмоционально-волевой сфере. Особенности проявления речевого дефекта, динамика его преодоления, пути и методы коррекционной работы определяются не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка.
Принцип деятельностного подхода.(предметно-практическая, игровая, учебная деятельность).
Первый год жизни – эмоционально-положительное общение совзрослыми (коммуникационно-познавательный комплекс).
Второй год жизни – предметно-действенное общение. Ребенок усваивает основное назначение предметов, опыт социального поведения, накапливает необходимый запас знаний и представлений об окружающем, формируется пассивный и активный словари, начинает использовать формы речевого общения.
Третий год жизни – игра (интенсивное развитие речи), как способ оценки и прогнозирования речевого развития.
Школьный возраст – учебная деятельность – основа совершенствования устной и развитие письменной речи.
Анализ речевых нарушений и логопедическое воздействие опираются во всех случаях на этиопатогенетический принцип (учет этиологии механизмов речевого нарушения); принцип дифференцированного подхода, поэтапности, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения; принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена).