Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ

Методика основывается на общих положения дидактики и теории восприятия. Они формулируют принципы и правила обучения и восприятия в целом, а методика конкретизирует эти положения применительно к ИЯ. Дидактика и методика обучения имеют один и тот же объект обучения – УВП, но дидактика изучает этот процесс в целом, а методика – применительно к определённому учебному предмету.

Обучение – педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством специально подготовленного лица овладевают ЗУНами; развиваются познавательные силы учащихся; формируются взгляды и убеждения, черты личности.

       
  Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ - student2.ru
    Общедидактические и методические принципы обучения ИЯ - student2.ru

специально-организованная решаемые задачи

учебная деятельность образования и воспитания

Принципы учебной деятельности – категория дидактики, характеризующая способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования.

Принципы дидактики:

1) воспитывающее обучение;

2) систематичность;

3) сознательность и активность;

4) наглядность;

5) основательность овладения знаниями;

6) доступность;

7) учёт индивидуальных различий.

Принципы – исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, и т.д.). Они относятся к числу базисных категорий методики, и именно реализация принципов обеспечивает эффективность всего процесса обучения.

Методические принципы:

1) принцип коммуникативной направленности;

1) Означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в общение на ИЯ на протяжении всего курса (в речевую и письменную деятельность). Использование на занятиях присущих принципу коммуникации особенностей: мотивированность, ситуативность (ситуации: естественные, условные, проблемные), функциональность, и т.д..

2) принцип дифференциации и интегрирования;

2) Интеграция – какому бы аспекту языка мы не обучали, одновременно мы формируем все остальные ВРД и аспекты языка. Дифференциация – при формировании каждого ВРД и аспекта языка мы используем особые упражнения и задания, выстроенные с учётом специфических особенностей этого ВРД.

3) принцип учёта РЯ.

3) Основа – две противоположные тенденции: положительная и отрицательная. Явление переноса и интерференции. Положительное влияние РЯ на изучения ИЯ является переносом. Языковые явления, которые не имеют аналога в РЯ либо используются по-разному – отрицательное явление – интерференция.

Современный урок ИЯ в школе.

Типология уроков

Урок – это основное составляющее звено процесса обучения, на котором осуществляется решение определённых практических задач, которые преследуют развивающие и воспитательные цели. Урок – это форма организации учебного процесса.

Основные черты урока ИЯ:

1. Атмосфера общения. Это ведущая черта, т.к. цель – обучение общению. Нельзя полностью превратить в реальное общение. Эти методик нецелесообразны, т.к. реальное общение – это стихия, а всякий учебный процесс – это, прежде всего, процесс учебный, т.е. специально организованный.

2. Воспитательный, развивающий и познавательный потенциал. Главная ценность ИЯ заключается в 3 сторонах урока: 1) содержание используемых материалов; 2) методическая система обучения; 3) личность учителя и его поведение. На уроке ИЯ обсуждается огромное количество тем и одновременно происходит обучение общению.

3. Сущность характера цели урока. Овладение речевыми умениями (говорение, чтение, письмо, аудирование) как средствами иноязычного общения и навыками, на которых эти умения основаны. В качестве цели может использоваться определённый навык, умение, их уровни и качества (например, формирование лексических навыков говорения или чтения и т.д.). Несмотря на то, что цель урока – формирование навыков и развитие умений, это не означает, что знания (правила) не нужны. Знания необходимы, хотя они и не являются конечным результатом. Они выполняют роль вспомогательного фактора, способствующего усвоении материала до уровня навыка. Т.е. если ученик знает наизусть все слова и правила, но не владеет этим материалом в речевой деятельности, то цель урока нельзя считать достигнутой. Кроме общей цели урока учителю необходимо определять и дидактические задачи урока (воспитательную, развивающую и образовательную).

4. Адекватность упражнений цели урока. В этом потенциальная способность упражнений служить наиболее эффективным средством достижения конкретной цели. Упражнения должны соответствовать характеру формируемого навыка, каждый из которых специфичен.

5. Последовательность упражнений. Процесс формирования навыков и развития умений характеризуется наличием определённых стадий и этапов.

6. Комплексность урока. Взаимосвязанность и взаимообусловленность всех видов РД на уроке при ведущей роли одного из них. Параллельное сосуществование видов РД – ещё не комплексность. Главное – их взаимовлияние.

7. Иноязычная речь как цель и средство обучения. Речевая наглядность реализуется: 1) путём постоянной речевой деятельности учащихся; 2) благодаря речи учителя на уроке и вне его. Речь учителя должна быть доступным, но недостижимым образцом для учащихся, она не должна занимать более 10% учебного времени.

8. Урок контроля без контроля. На уроке ИЯ не должен проводиться открытый контроль ради контроля, т.е. его не выделяют в отдельный этап. Для контроля нужно использовать аналогичные упражнения.

9. Урок повторения без повторения. Повторяемый материал должен быть постоянно включён в урок каждый раз в новом контексте, ситуации.

10. Урок ИЯ – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цикле уроков (например, необходим тематический план).

11. Активная позиция ученика на уроке, его творчество и самостоятельность. Этому способствуют: игры, наглядность, эмоциональность и выразительности речи, оригинальность, живой темп ведения урока, а также познавательный интерес – это основной мотор речемыслительной активности.

Структура урока:

1. Начало урока (3-5 мин. в быстром темпе): – приветствие учителя, –организационный момент, – сообщение задач урока, – речевая зарядка. Задачи: 1) создание положительного эмоционального фона; 2) постановка цели и её мотивация; 3) формирование ориентировочной основы урока (выбор стратегии проведения занятия).

2. Центральная часть урока: объяснение нового материала, формирование знаний, развитие умений.

3. Завершение урока: подведение итогов, оценивание работы учащихся, д/з.

При этом, 1) и 3) – постоянные компоненты, а 2) – варьируется.

Планирование уроков. План предусматривает последовательно распределённое во времени усвоение учащимися материала с учётом основных диалектических, психологических и методических закономерностей (принципы доступности и посильности, прочности, сознательности).

Виды планирования:

Календарный план – примерный план работы учителя по предмету на год, предусматривающий количество часов, предметно-тематическое содержание общения, V языкового материала, примерный уровень развития речевых Н и У.

Тематические план – план цикла уроков по одной теме-проблеме, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования Н и У, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения.

План-конспект урока – план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.

Роль планирования:

11 вопрос

– правильно распределить время на те или иные виды РД;

– правильно распределить время на тот или иной материал, те или иные виды работы в классе и дома;

– планомерно организовать повторение ранее изученного материала;

– правильно комбинировать типы, виды и варианты уроков в цикле в зависимости от цели работы, речевого материала и условий обучения;

– планомерно организовать индивидуализацию обучения.

Типология уроков.

Казанцев: критерии: 1. Цель занятий

2. Их содержание

3. Методы работы учителя

4. Возраст учащихся

Михайлова: по дидактической цели:

1. Урок-объяснение

2. Урок по развитию Н и У

3. Урок-повторение пройденного материала

4. Урок по учёту и контролю ЗУНов

5. Урок по анализу типичных ошибок

6. Обзорный урок

Лемперт: по дидактической цели:

1. Речевые уроки

2. Комбинированные речевые уроки

Виды уроков:

1. Урок-формирование речевых и языковых навыков

2. Урок-совершенствование речевых и языковых навыков

3. Урок-развитие речевых умений


Наши рекомендации