Дидактическая задача. Соотносить звук и букву; запоминать буквы.


Тема. Звонкий согласный звук Б (Б'), буква Б, б. 1. Артикуляционная гимнастика. Отработка основных движе­ний и положений губ, языка.

Комплекс основных упражнений:

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние
зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта (губы в положе­
нии улыбки).

5. Язык широкий. Язык узкий.

6. Чередование состояний языка: широкий — узкий.

7. Подъем языка за верхние зубы.

8. Чередование движений языка вверх-вниз.

9. Движения языка в стороны («Часики»).

10. Круговые движения языка.

Такую гимнастику можно включать в каждое занятие.

2. Характеристика звука. Звук Б — согласный, звонкий.
Произносится кратко, губы быстро раскрываются — как малень­
кий взрыв. (При анализе звука лучше подбирать такие слова,
где этот звук находится в ударном слоге.)

3. Место звука в словах в двух позициях.

— В начале слова: бабушка, бант, брат, бочка, бусы, банка. В середине слова: зяблик, барабан, труба, губы, суббота, собака.






• Слова с Б на конце не рассматриваются, так как в этой
позиции звук оглушается.

Рекомендации. Эту часть занятия можно провести в игровой форме с сюрпризным моментом, красочными картинками, «вол­шебным мешочком», шкатулкой и т.д.

Определение на слух звука Б (В').

— Какой звук произносится чаще других в этом стихо­
творении:

Бахвалился как-то бодливый баран:

— Безумною храбростью я обуян. —

Быка бы я встретил, побил бы быка,

Быку беспощадно намял бы бока.

Бродягу-волчище бы я забодал,

Барбоса боднул бы,

Бобру бы поддал.

А с барсом бы встретился — что ж из того? —

Бесстрашно бы бросился и на него!

Но тут прошуршал над бараном листок,

И бросился в страхе храбрец наутек!

В.Лунин

• Дети называют запомнившиеся слова, приводят свои приме­
ры, называют имена и фамилии детей группы, в которых
есть этот звук.

— Как мы произносим этот звук? Что происходит с губами?

• Они сначала плотно закрыты, а потом быстро раскрывают­
ся. Дети сами делают вывод, что Б -— звонкий согласный.
Сравнивают его со звуком П.

4. Анализ буквы В, которая обозначает звук Б (Б').

Буква Б — с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.

• Показ заглавной и строчной (маленькой) буквы. Сравнение
их начертания. Что общего? Чем отличаются? Выявляется
сходство с буквой В. Затем буква «прописывается» в воздухе.

5. Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до
целого слова.

ВО... БОря, БОты ВА... БАбушка, соБАка БУ... БУсы, БУлочка, БУблик


БОТЫ ЗУБЫ БЫЛИ БИЛИ1 БОБЫ
СОБАКА СОРОКА БАРАНЫ БАРАБАНЫ СОТЫ

6. Чтение слоговой таблицы и слов. (Темп задает воспитатель.)

СО БО РО
РА БА НЫ
ТЫ ЗУ КА
БЫ ЛИ БИ

• Проводится словарная работа со словами соты, боты.С не­
которыми словами составляются небольшие предложения.

Физкультминутка

На горе растут грибы.

Руки вверх, хлопок над головой.

Под горой растут грибы.

Руки через стороны вниз, присесть, хлопок.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить из букв слова:

БАЛКА БУЛКА — Чем отличаются эти слова?

• У них разный смысл, разные буквы —- А и У.

—- Что в них общего?

• В обоих два слога, пять букв, из них четыре одинаковые.

Из букв составить отгадку на загадку:

По горам, по долам Ходят шуба да кафтан.

(Баран)

Показ иллюстрации.

— Чем отличается баран от овцы?

Из слогов составить отгадку на загадку:

Какого деревянного челсТвечка вы знаете?

(Буратино)

8. Игра с заданием «Составим слово».

Загадка

Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит — В ногу всем шагать велит.

(Барабан)

Показать барабан. Побарабанить.

Детям раздаются буквы слова барабан. Дети приглашаются к фланелеграфу по порядковым-номерам звуков: «Пойдет первый звук (буква), второй...»

Составляем предложение-с к о р о г о вчгр к у: Боря бил в барабан.

Любая подвижная игра.

10. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 38

Тема. Закрепление звука Б (Б'), буквы Б. Сопоставление звуков Б и П.

1. Артикуляционная разминка.
Скороговорка. Купила бабуся бусы Марусе.
Пословицы. Близок локоть, да не укусишь. (Казалось

бы, и легко что-то сделать, да нет возможности.)

Быть бычку на веревочке. (Придется расплачиваться за свои поступки, не избежать неприятностей.)

2. Анализ звуков Б, П и букв, обозначающих эти звуки.

— Что общего между звуками Б и П?

• При произношении губы резко размыкаются, и звуки произ­
носятся коротко, т.е. их нельзя тянуть.

— Чем эти звуки отличаются?

• Звук Б произносится звонко, звук П — глухо, он более тихий.

3. Анализ букв Б и П:

_______________________________ 113

Дети вспоминают стихи, рифмованные фразы о буквах:

Букву П в спортивном'зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди-ка, подтянись.

И т. д. (см. конспект 37).

4. Коллективное составление слова БОРОВИК. Работа над словом и предложением.

Загадка

И под старою сосною, Где склонился пень-старик, Окружен своей семьею, Первый найден...

(Боровик)

• Показать иллюстрацию, муляж и т.д.

4.1. Детям раздаются буквы, и они сами составляют слово на

фланелеграфе.

4.2. Дети определяют количество слогов и ударный слог;
находят «спрятавшееся» в слове боровик слово бор.

4.3. Дети составляют предложения с этим словом; рассказы­
вают все, что они знают об этом грибе. Воспитатель дополняет
их ответы.

5. Чтение слогов. (Проследить, чтобы слоги были прочитаны
и произнесены слитно, четко, в темпе, заданном воспитателем.
Затем каждый из них договариваем до целого слова.)

БА ВО БУ ПА ПО ПУ

— Что в словах общего? Чем они отличаются? балка, бочка палка, почка бил, пил и др.

6. Чтение слоговой таблицы.

Дидактическая задача. Соотносить звук и букву; запоминать буквы. - student2.ru






— Что общего у всех этих слов?

• У них по два слога, а последний слог один и тот же.

— Чем слова отличаются?

• У слов разное значение.

Физкультминутка

Мой Борис такой лентяй,

Развести руки.

Только отдых подавай!

Присесть, руки под подбородок.

7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить отгадки на загадки:

— из слогов:

Не проедешь, не пройдешь, Обойдешь сторонкой. И водицы не попьешь С синеватой пленкой. Между кочек и зыбей, Моха и гнилушек — Государство журавлей, Уток и лягушек.

(Болото)

— из букв:

Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребятам всем.

(Бублик)

— Какое слово «спряталось» в слове болото?

• ЛОТО. Дети убирают слог БО.

Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом — не молчат, Нам загадки говорят.

(Буквы)

Черные птички На каждой страничке. Молчат, ожидают, Кто их прочитает.

(Буквы)

8. Игра «Подарки».

Содержание.Сюрпризный момент: вносится любая игруш­ка — кукла, мишка, зайчик и т. д.

— Кукла Мальвина приготовила вам подарки. Тебе — лыжи, тебе — сани. И т. д.

Каждый ребенок получает индивидуальное задание.—- соста­вить название своего цодарка.

РИС КОШКА РЫБА ШАПКА БАНАНЫ

СЫР

МЫШКА

МЫЛО

САЛО

ШУБКА

ЛИМОНЫ

9. Игра «Кто быстрей найдет свою команду».

Содержание.Каждый ребенок получает предметную картин­ку. Картинки двух типов: на одних изображены предметы, в названиях которых есть звук П (1-я команда), на других — звук Б (2-я команда). Например:

ПОПУГАЙ ПЕТУХ ПАВЛИН

БАРАН

БЕЛКА

БАРСУК и т. д.

По звуковому сигналу воспитателя дети должны занять места, отведенные для каждой команды (в противоположных концах комнаты), соответственно полученным картинкам, то есть найти свою команду.

Выигрывает та команда, которая справится с заданием более четко.

• При раздаче карточек воспитатель обязательно учитывает уровень знаний детей, быстроту реакции каждого.

10. Итоги занятия.





КОНСПЕКТ 39

Тема. Звук Г (Г), буква Г.

1. Характеристика звука.

Звук Г образуется в глубине рта. Его можно произносить громче, тише, но нельзя тянуть. (Сравнить звуки Г и К.) Значит, это согласный.

• Воспитатель тихо произносит звук К, затем громко звук Г.

— Когда я говорю К, голос молчит, стенки «домика» не дрожат;
когда я говорю Г, голос так громко звучит, что даже стенки
«домика» дрожат. Давайте проверим, как звонко звучит наш голос.

• Дети прикладывают тыльную сторону ладони к своей шее
спереди, произносят то звук К» то звук Г. (При произношении
Г ребенок ощущает вибрацию голосовых связок.)

— Как гогочут гуси?

• Га-га-га; Гы-гы-гы.
А гусята?

• Ги-ги-ги; Ге-ге-ге.

• Воспитатель следит» чтобы губы у детей растягивались в
улыбке, — это способствует продвижению языка вперед.

2. Слова со звуком Г (Г') в двух позициях.

В начале слова: гуси, голубь, галка, гром, гири, Гена, гитара. В середине слова: вагон, иголка, попугай, бегемот, сапоги, ноги и т. д.

Со звуком Г на конце слова можно взять слово «дог» (порода собак), где этот звук произносится звонко; в остальных словах звук Г оглушается и произносится как К или X.

Для закрепления умения определять место звука в словах воспитатель читает детям потешку, слегка выделяя голосом звук Г. Хорошо это сделать в игровой форме, использовав куклу би-ба-бо:

Горкой, горкой, горочкой Шел маленький Бгорочка. Протоптал Егорочка Тропочку до горочки.

• Дети запоминают слова с данным звуком. Ответы поощря­
ются.

3. Анализ буквы Г. Звук Г обозначается буквой Г.

И подобно кочерге Горбит спину буква Г.

• Если есть возможность, показать кочергу; объяснить ее на­
значение.

Букву на плече носил, На лугу траву косил.

• Показать иллюстрацию к сказке «Лиса, заяц и петух», т. е.
петушка с косой на плече.

— Как вы думаете, в каких буквах «спряталась» буква Г?

• В буквах П и Б. Воспитатель показывает элементы буквы Г,
дети «прописывают» в воздухе букву.

4. Игра «Угадай слово по начальному слогу». Дети читают
прямые и обратные слоги, а затем договаривают до целого слова.
С одним из слов составляют простые предложения.

ГУ...си УГ...лы Г0...луби ОГ...ни ГАЛ...ки

ГОРЫ—РЫБА—БАНИ- —НИНА—НАСОС— —СОСКА—КАША

5. Чтение слоговой таблицы, построенной по принципу цепоч­
ки так, что последний слог предыдущего слова является началом
следующего.

ГО БА ША
РА РЫ КА
НИ НА сое

Физкультминутка

1. И. п. — основная стойка. На счет «раз» — руки в стороны — вверх, потянуться (вдох); на счет «два — пять» — вернуться в исходное положение (длительный выдох) — три-четыре раза.






2. И. п. — ноги врозь. На счет «раз» — упор присев; на счет
«два» — выпрямить ноги, не отрывая рук от пола; «три» — упор
присев; «четыре» — вернуться в исходное положение. (2 — 3 раза)

3. Прыжки на месте (15—16 раз) под считалочку:

За морями, за горами, За железными столбами На пригорке теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни!

• Ходьба на месте.

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить из букв слова гуси, вагон.

Загадки

В воде купался, Сухим остался.

(Гусь, утка)

В красных тапочках хожу, За собой подруг вожу. Надоест гулять в саду — Я поплаваю в пруду, Ух, и здорово щиплюсь! Угадали, кто я?

(Гусь)

Я зашел в зеленый дом И недолго пробыл в нем. Оказался этот дом Быстро в городе другом.

(Вагон)

Самостоятельная работа.Из букв составить имена тех, кого вы любите.

Составить из слогов слова горы, губы, игла.

Загадки

Носит бабка Снежную шапку.

Каменные бока Закутаны в облака.

(Гора)

За темным лесом — белый берёзничек.

(Губы)

Есть нос, но не дышит. Есть ушко, но не слышит.

(Игла) I

Работа над многозначностью слова ИГЛА: —. Какие еще иголки знаете?

• Иголки у ежа, у елки, сосны, для шприца.

Анализ словосочетаний: у горы, за горой, перед горой, вокруг горы.

7. Лексическая игра «Скажи в рифму».
Дидактическая задача.Учить подбирать пары рифмующихся

слов; развивать поэтический слух.

Содержание.Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему рифму. Можно попробовать сочинить стихотворение. Примеры слов: ГАЛКА БОЧКА САША ГЕНА ПАЛКА ДОЧКА ПАША ЛЕНА БАЛКА КОЧКА ДАША

8. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 40

Тема.Закрепление звука Г (Г'), буквы Г. Сопоставление зву­ков Г и К.

1. Артикуляционная гимнастика. Произнести скороговорку:

Глядят грачата на галчат, Глядят галчата на грачат.

2. Упражнение на внимание.

— Какие буквы «спрятались» в буквах Б, Ж, П?

3. Сравнение слов в парах:





ИГРА — ИКРА

ЛУГ —ЛУК

гости — кости

ГОРКА — КОРКА

• С этими словами составляются предложения. Проводится анализ букв и звуков.

4. Игровое упражнение «Где цифры, где буквы?»
На фланелеграфе выставлены буквы и цифры:

И 1 8 Г 6 Р 10 У 5 Ш 4 К 2 А 7 Выбрать только буквы, составить из них слово. Анализ слова.

ИГРУШКА

5. Чтение слов по слоговой таблице.

Дидактическая задача. Соотносить звук и букву; запоминать буквы. - student2.ru

Физкультминутка

В комнату вошел мой папа.

Шаги с высоким подниманием ног.

Мама убрала в шкаф шляпу.

Встать на цыпочки, руки вверх.

В конуру залез наш пес.

Присесть, руки к коленям.

Гриша нам арбуз принес.

Встать, развести руки в стороны.

6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить отгадки на загадки— из букв:

Башмаки твои намажу

И начищу им бока —

Так, что не узнаешь даже

Два чумазых башмака. Их беречь мне обещай! Чем намажу? Угадай!

(Гуталин)

— из слогов:

Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, Кур крадет.

(Лиса)

7. Игра «Скажи по-другому».

Дидактическая задача.Обогащать речь детей словами с от­тенками ласкательности, уменьшения, увеличения.

Наши рекомендации