Этюд головы «натурщица ассунта».
Взял за основу прессованный картон типа оргалит.
1 июня.
Сделал подготовку под копию:
а) Слегка сбил наждачной бумагой гладкую поверхность.
б) Сделал синтетическую проклейку.
в) После полного высыхания проклейки нанес синтетический грунт (1 раз).
г) Затем пропитал картон бальзамно-масляным лаком. Снял лишнее (бальзамно-масляный лак) лезвием, слегка трогая поверхность.
2 июня.
Сделал рисунок с репродукции «Ассунта» по клеткам. Большая ошибка выказалась в том, что взял я голову «Ассунты» намного больше натуральной величины. Отсюда пропорции общие картона нарушились, и как справедливо отметил педагог М. М. Девятов «Ассунта» потеряла тот величавый и божественный вид.
3 июня.
Начал жидкой краской прорисовывать, уточнять рисунок головы.
Замечания справедливые педагога Д. о составлении палитры, близко к палитре Иванова, после чего составил колера.
Общие краски, главные:
1. Кадмий желтый средний,
2. Сиена жженая,
3. Английская красная,
4. Кость жженая,
5. Ультрамарин.
4, 5, 6 июня.
Продолжал работать. Взял неточный тон фона, отсюда последовали и другие ошибки тональные, сильно затяжелил тон. По совету педагога решил заменить, то есть взять другой картон и начать новый «портрет Ассунты».
7 июня.
Окончательно убедился, что нужно взять другой картон, так как выпутаться будет уже трудно, да и пропорции нарушены - на 4 см. больше натуральной величины.
8 июня.
Сделал вечером 7 июня рисунок с книжной репродукции «Ассунты» на картоне. Подготовка та же, что и в первый работе (картон).
8 июня.
Утром 8 июня начал писать. Прописал фон и волосы. Старался учесть все ошибки (…) в отношении тона и цвета.
Работал долго над подбором точного колера для фона и волос. Сверял всегда составляя цвета с натурой-оригиналом. Всегда держал палитру на руках, так как темно и невозможно точно взять тон и цвет. (Палитру держал почти всегда вертикально к свету).
Для фона брал цвета:
1. изумрудную зелень,
2. чуть косточки,
3. кадмий желтый средний,
4. самую малость, местами – ультрамарин,
5. белила.
Волосы:
1. сиена жженая,
2. косточка. Все с белилами - тон теплый (светлее лоб).
3. Для тени волос брал: сиена жженая, косточка.
4. Ультрамарин
5. Местами чуть желтый кадмий средний без белил – блики на волосах.
Холодные краски фона: изумрудная зелень, ультрамарин, косточка, кадмий желтый средний.
В качестве разбавителя использовал бальзамно-масляный лак.
9 июня.
Прописал лицо и одежду. Фон и волосы после первой прописки не трогал.
10, 12, 13 июня.
Прорабатывал лицо, уточняя рисунок. Смягчил контуры, переход полутона к тени. Полутон (лицо): сиена жженая, неаполитанская желтая, изумрудная зеленая с белилами.
Цвет лица:
1. английская красная,
2. сиена жженая,
3. неаполитанская желтая,
4. изумрудная зелень,
5. косточка (кость жженая),
6. белила,
В качестве разбавителя в самых малых дозах – бальзамно-масляный лак.
10, 11, 12, 13, 14, 15 июня.
Уточнял и прописывал лицо.
6 июля.
Вернулся к «Ассунте». Мне показалось (и оно есть на самом деле) перетемнил весь картон.
Переписал фон и волосы «Ассунты».
7 июля.
Писал заново лицо. Надо более светлее взять все и чище по цвету. Прорисовать всю голову и детали.
9 июля.
Работа над шеей «Ассунты». Прорисовал контур лица и теневую часть.
Александр Андреевич Иванов. Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине "Явление Христа народу". Холст, масло. Государственный Русский музей.
|