Коротов В. М. Развитие воспитательных функций коллективами
М. , 1974. -С. 204.
132
поведение детей в любой ситуации не однотипно, требует поправки на личность ребенка, его индивидуальные особенности.
Вместе с тем следует особо отметить, что отдельно взятое средство, даже требование, не может быть рассмотрено вне общей системы средств обучения и воспитания в формировании товарищеских, гуманных взаимоотношений с детьми.
Отношения педагога с воспитанниками развиваются в сложной системе коллективных отношений между администрацией, родителями, детским коллективом, обслуживающим персоналом, педагогическим коллективом. Общий стиль, тон и направленность отношений строятся на основе органического соединения уважения, доверия и требовательности. «Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность, и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития. . . Здесь личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива»1 , который, по мнению Антона Семеновича Макаренко, в свою очередь, должен согласовывать свои интересы с интересами общества.
Большой воспитательный потенциал для формирования нравственных отношений имеетнародная педагогика.Красота языка сказок, напевность речи, убедительная интонация, отражающая характеры героев сказок, образность выражений - все важно, все играет свою роль в восприятии сказки и формировании отношения к ее героям у малыша. Сказка учит добру и доброте, должному отношению к труду и людям труда, друзьям.
Нельзя недооценивать в воспитательной работе и роль пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки - это сконцентрированная в одной фразе народная мудрость. Для детей они являются своего рода заповедями, отражающими сущность общечеловеческих отношений: «Что посеешь, то и пожнешь», «Без старанья нет и знанья», «Трудолюбивому почет, ленивому - насмешки», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Доброму гостю хозяин рад», «Не будь сыт кусом, а будь сыт другом», «Живи - не скупись, с друзьями веселись».
1Макаренко А. С. Пед. соч. : В 8 т. - Т. 1 -С. 142. 133
Народная педагогика раскрывает и сам процесс формирования нравственных качеств: совместный труд, посильное участие в общем деле каждого члена коллектива, в подготовке праздников и оказании помощи друг другу;
последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и трудовых умений; внимание к ребенку и помощь ему в овладении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений;
создание специальных ситуаций, в которых малыш мог бы выступать в роли помогающего другим, делающего что-то хорошее для других. Опытные педагоги приходят в школу всегда пораньше, стараясь встретить каждого ученика еще при входе в школу, чтобы заглянуть в его глаза, увидеть настроение малыша, помочь преодолеть горечь расставания ребенка с мамой или бабушкой, приободрить и пожелать доброго утра и т. д. А дети. . . Они бегут наперегонки, издали завидев свою любимую учительницу, стараясь дотронуться до нее, а то и обнять, как маму. При таких отношениях детей и педагога можно сказать уверенно, что на уроках ей не нужно повышать голос или ставить «столбом» кого-то у парты, ставить «двойки» за поведение, наказывать. Для своих малышей она останется в памяти на всю оставшуюся жизнь.
Но послушание - не показатель хороших отношений между учителем и его воспитанниками. Воспитывая и обучая ребенка, постоянно общаясь с ним, важно помнить, чтоплохое поведение малыша всегда чем-то обусловлено,а потому исходить надо не из того или иного поступка, а из общего представления о жизнедеятельности ребенка, личности в целом. Плохое поведение воспитанника, его невнимание - это своего рода «болезнь», следствие чего-то, а не причина. Не выяснив и не удалив причину, можно лишь загнать «болезнь» внутрь, усугубляя и провоцируя новые и новые «вспышки» ее. Наказание же ребенка за проступки может привести, как вариант, к приспособлению его, а не к осознанному поведению. Но и подобное послушание опасно, так как формирует слепого исполнителя, занимающего позицию постороннего наблюдателя в будущем.
Смысл отношений учитель-ученик не в том, чтобы добиться от детей повиновения, а в том, чтобы находить должные формы взаимодействия с каждым ребенком, с детским коллективом, увлекая их за собой, разъясняя и предупреждая отклонения в поведении и деятельности
134
своих воспитанников, создавая условия, способствующие развитию детей.
Сегодня необходимо пересмотреть отношение к религии. От категорического ее отрицания и запрета мы переходим к критическому восприятию и взаимодействию в вопросах воспитания детей. В связи с этим изменяются ценностные смысловые отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Во многих домах появились иконы, некоторые родители стали посещать церковь. Педагогам, родителям, воспитателям детского сада нельзя не учитывать эту реальность.
Сегодня учителя начальных классов, воспитатели детского сада должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только родители, но и дети. Родителей интересует, можно ли водить детей в церковь, подводить их к причастию, к кресту, какое значение имеет таинство крещения, оберегающая сила крестика и имени ребенка, как использовать религию в домашнем воспитании и др. Детей же интересуют несколько иные вопросы: зачем люди ходят в церковь, почему бабушка крестится перед едой, где живет Бог, что Бог делал, когда был маленьким, и др.
Непросто ответить на любой из этих вопросов. Но воспитателю приходится делать это, опираясь на знания, полученные из специальной литературы. Мы не можем перечислить все возможные вопросы и ситуации подобного рода, но полагаем, что во всех случаях воспитателю необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и народе.
Религия - это внутреннее дело каждой семьи, и любое вмешательство педагога, даже очень корректное, может принести только вред. Ознакомление детей с религией -дело родителей. Однако следует помнить о том, чтони в коем случае нельзя насиловать волю малыша.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.
135
Общение может осуществляться в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное.
Одна из важнейших функций общения - обмен информацией, духовными ценностями, играющими определяющую роль в развитии человека. Сочувствие, сопереживание, самоутверждение личности также являются функциями общения.