Требования к оформлению портфолио.
ПОРТФОЛИО
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.04
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОО
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Студентки________________________
Курс VГруппа______
Преподаватели ПМ.04: Т.Ю.Тимофеева
И.А. Казакова
Санкт-Петербург
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»
Методические рекомендации
к содержанию и оформлению аттестационных материалов (портфолио)
ПМ.04 «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ОО»
(МДК.04.01 «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОО»)
Составители: Тимофеева
Тамара Юрьевна,
Казакова Ирина
Александровна,
преподаватели МДК.04.01.
Санкт-Петербург, 2016
Пояснительная записка
Профессиональный модуль (ПМ.04) «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ОО» включает в себя междисциплинарный курс (МДК.04.01) «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОО».
В результате изучения ПМ.04 обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 4.1. Определять цели, задачи, планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими).
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к организации и проведению мероприятий в группе и в ОО.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими), корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников ОО, работающих с группой.
Промежуточная аттестация студентов осуществляется в дух направлениях: с учетом результатов освоения теоретической части МДК.04.01., то есть обучающийся должен знать:
1. основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
2. особенности современной семьи, ее функции, задачи и содержание семейного воспитания, методы изучения особенностей семейного воспитания,
3. основы планирования работы с родителями, содержание и формы работы с семьей,
4. методы и приемы оказания педагогической помощи семье, особенности проведения индивидуальной работы с семьей,
5. формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой. .
Основанием оценки уровня освоения дисциплины будет своевременное и качественное выполнение заданий по отдельным разделам МДК.04.01 в течение семестра, то есть текущая аттестация (для обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту – отдельные задания). Для обучающихся, пропустивших более 50% занятий, не выполнивших своевременно указанные выше задания или получивших неудовлетворительные оценки, текущая аттестация заменяется дополнительным экзаменом в форме тестирования.
Второе направление оценки качества подготовки обучающихся по ПМ.04, а именно оценка компетенций, проходит в форме представления обучающимися портфолио и беседы по содержанию его материалов.
Портфолио (от англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) - это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях специалиста,
Портфолио - подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.
Портолио должно включать в себя материал по разделам МДК.04.01, а именно:
Требования к оформлению портфолио.
Портфолио содержит титульный лист с указанием названия ПМ.04, МДК.04.01, перечень представленных документов (по разделам).
Сам материал следует расположить в соответствии с перечнем, с указанием разделов.
Портфолио
по результатам изучения ПМ.04
«Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения»
Студентки ____ группы _____________________________________________________
Общее количество баллов ________________. Оценка ___________________________.
Коды | Результаты | Основные показатели | Баллы | ||
ПК 4.1. | Определять цели, задачи, планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими). | 1.План взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) на учебный год. 2. План взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) в соответствии с темой ВКР (указать тему!). | |||
ПК 4.2. | Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития. | 3.Содержание консультаций (Не менее 2: 1 – по плану взаимодействия на год, 1 – по теме ВКР). | |||
ПК.4.3. | Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и образовательном учреждении. | 4.План взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) при подготовке к празднику (по выбору студента). 5.Фотоотчет: уголок для родителей, различные информационно-просветительские формы не менее 2). | |||
ПК 4.4. | Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. | 6.Самооценка эффективности форм взаимодействия с родителями (приложение № 3). | |||
ПК 4.5. | Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой. | 7.Циклограмма взаимодействия с помощником воспитателя в течение дня. 8. Циклограмма взаимодействия с одним из специалистов ДОУ (за исключением логопеда). | |||
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 9.Благодарственные письма, сертификаты, удостоверения (не ранее 2016-2017 учебного года). | |||
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | 10.Материалы готовности к взаимодействию с родителями: заполненные опросники и резюме по итогам их обработки (приложение № 1). | |||
ОК.4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 11.Перечень материалов по взаимодействию с родителями (в соответствии с общим планом или планом взаимодействия с родителями по теме ВКР). | |||
ОК.6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | 12. Материалы оценки готовности к взаимодействию с сотрудниками: заполненные опросники и резюме по итогам их обработки (приложение № 2). |
Справочные материалы
Результаты оценивания портфолио ПМ.04.
Внимание! Содержание портфолио может отражать:
1. Материалы по теме ВКР,
2. Специфику педагогического процесса в базовом ДОУ.
Оценка портфолио:
«отлично»- 24-20 балла,
«хорошо» - 19-15 баллов,
«удовлетворительно» - 14-10 баллов
«неудовлетворительно» - менее 10 баллов.
Приложение № 1.
Анкета для родителей.*
Анкета предназначена для диагностики готовности воспитателя к сотрудничеству с родителями воспитанников детского сада.
ДОУ_________
Ф.И.О. воспитателя ____________________________________________________________
Возрастная группа_____________________________________________________________
Инструкция для родителей
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты, подчеркнув те варианты ответов, которые совпадают с вашим мнением. Просим иметь в виду, что ваше мнение поможет вам и нам в воспитании детей. Благодарим вас!
1. Довольны ли вы отношениями, сложившимися в данный момент у вашего ребенка с воспитателем:
А) очень доволен;
Б) доволен;
В) не совсем доволен;
Г) недоволен.
2. Довольны ли вы вашими отношениями с воспитателем:
А) очень доволен;
Б) доволен;
В) не совсем доволен;
Г) недоволен.
3. Считаете ли вы, что оценка знаний, поступков и поведения вашего ребенка воспитателем объективна и справедлива:
А) да, это так;
Б) пожалуй, да;
В) пожалуй, нет;
Г) нет, воспитатель часто бывает несправедлив к моему ребенку.
4. Бывало ли так, что вам хотелось поговорить с воспитателем о проблемах, связанных с ребенком, но это почему-то не получилось:
А) нет, всегда могу спокойно обратиться к воспитателю;
Б) нет, мне достаточно родительских собраний;
В) да, было 1 или 2 раза;
Г) да, и довольно часто.
5. Чувствуете ли вы воспитателя своим помощником в деле воспитания вашего ребенка:
А) безусловно да;
Б) пожалуй, да;
В) пожалуй, нет;
Г) безусловно, нет.
6. Чувствуете ли вы себя помощником воспитателя в деле воспитания вашего ребенка:
А) безусловно да;
Б) пожалуй, да;
В) пожалуй, нет;
Г) безусловно, нет.
7. Охотно ли вы идете в детский сад на родительское собрание:
А) да, охотно;
Б) не всегда охотно;
В)всегда неохотно;
Г) стараюсь избегать посещения родительских собраний.
*Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ, 2-е издание, перераб. и доп. – СПб,: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – С. 201-203.
Рекомендации к организации и обработке результатов.
1. Данные о ДОУ и воспитателе (ФИО, группа) заполняются организаторами анкетирования.
2. Следует опросить не менее 10 родителей.
3. Мы настоятельно рекомендуем работать с родителями старшему воспитателю или напарнику педагога.
4. В портфолио должны быть представлены анкеты, результаты обработки с кратким резюме.
Обработка результатов:
Составляется сводная таблица, в которой зачеркивается буква, совпадающая с выбранным респондентом ответом.
№ вопроса | Вариант ответа | Место для обработки |
а б в г | ||
а б в г | ||
а б в г | ||
а б в г | ||
а б в г | ||
а б в г | ||
а б в г |
1 этап. Все варианты ответов на вопрос с 1 ппо 7 переводятся в балльные оценки следующим образом:
Варианты ответов | Балл |
а | |
б | |
в | |
г |
Обработка анкет:
Подсчитывается сумма баллов, которая затем делится на 7 (поскольку вопросов было 7). Получается число от1 до 4; это индекс анкеты.
2 этап. Высчитывается средний показатель по группе, где проводится анкетирование: суммируются все индексы и эта сумма делится на количество анкет. Полученное число Х является оценкой готовности воспитателя к сотрудничеству с родителями; оно также должно быть расположено в интервале 1-4.
Выводы:
Х 1-2 – низкая оценка;
Х от 2 до 3 – преимущественно положительная оценка;
Х от 3 до 4 – безусловно высокая положительная оценка.
В кратком резюме раскрыть числовые данные, а именно, какой вариант ответа на какие вопросы преимущественно выбирали родители. Данные в резюме можно выразить в процентах (например: На вопрос «Чувствуете ли вы себя помощником воспитателя в деле воспитания вашего ребенка» 50% родителей ответили «безусловно да», вариант ответа «пожалуй, да» выбрали 45% и 5% ответили «Пожалуй, нет». Таким образом, мы видим, что……..).
Приложение № 2.
Экспресс-методика «Эффективность общения»*
Методика предназначена для оперативной оценки эффективности общения с коллегами.
Инструкция респондентам (коллегам).
Из четырех положительных суждений выберите, пожалуйста, то, которое в наибольшей степени характеризует ваше личное общение с__________
1. Мое общение с __________________________________________________________
легко и продуктивно.
2. Мое общение с __________________________________________________________
трудно, но продуктивно.
3. Мое общение с __________________________________________________________
легко, но непродуктивно.
4. Мое общение с __________________________________________________________
трудно и непродуктивно.
Обработка результатов и выводы:
1 этап. Каждому суждению соответствует определенное количество баллов.
Варианты ответов | Балл |
2 этап. Баллы всех опросных листов суммируются и полученная сумма делится на количество опрошенных, т.е. выводится средний балл, который сравнивается с критериями оценивания.
3 этап. Критерии сравнивания и выводы:
Х менее 2,5 – низкая оценка.
Х от 2,5 до 3,25 – преимущественно высокая положительная оценка.
Х от 3,25 до 4 – безусловно высокая положительная оценка.
Рекомендации к организации и обработке результатов.
1. Данные о воспитателе (ФИО) заполняются организаторами анкетирования.
2. Следует опросить не менее 10 сотрудников (воспитатели, специалисты, помощник воспитателя, т.д.).
3. Мы настоятельно рекомендуем работать с анкетами старшему воспитателю.
4. В портфолио должны быть представлены анкеты, результаты обработки с кратким резюме.
__________________________________________________________
*Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ, 2-е издание, перераб. и доп. – СПб,: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – С. 204-205.
Приложение 3.
Самооценка эффективности форм взаимодействия с родителями.
Ф.И.О. студента ______________________________________________________________
Учебная группа_______________________________________________________________
ГБДОУ ___________________________________________________________ района СПб.
*В столбцах 3 и 4 отметьте (+) те, которые используются в Вашем ДОУ и Вашей группе.
№ | Формы взаимодействия с родителями | План ДОУ | План группы |
Информационно-просветительские · Вечер вопросов и ответов · Устный журнал · Пресс-конференция · Реклама · Газета детского сада · Дистанционное обучение · Информационные сайты · Буклеты, памятки, брошюры · Тематические консультации · Семинары · Доска объявлений · Информационный стенд · Переносная библиотека | |||
Развивающие общественное управление · Участие родителей в педагогических советах · Совет родителей · Родительский комитет · Инициативная группа · Творческая группа | |||
Традиционные · Родительское собрание · Выявление лучшего опыта семейного воспитания · Семейные альбомы · Посещение семьи ребенка · Индивидуальные беседы с родителями · Педагогическая гостиная · Клуб знатоков · День открытых дверей · Семейный клуб · Практикум · Деловая игра | |||
Интерактивные · Моделирование игровых и проблемных ситуаций · Дискуссионный круглый стол · Викторина · Изучение рисуночных проективных методик · КВН · Акции · Тренинги · Совместные и индивидуальные проекты · Метод «коллективного» педагога · Мастер-класс · Презентация детского сада, группы · Представление семейного опыта воспитания · Домашняя игротека | |||
Творческо-продуктивные · Оформление пригласительных билетов · Творческая мастерская · Выставки детских и совместных работ · Изготовление нетрадиционного оборудования при организации развивающей среды · Утренники, совместные праздники, соревнования, досуги · Организация развивающей среды · Родители в роли персонажей на празднике · Тематические вечера (бабушкины посиделки, т.д.) · Походы и экскурсии | |||
Обратная связь · Анкетирование · Экспресс-опрос · Магнитофонная запись · Книга доверия · Почта группы · Видеопросмотры проведенных мероприятий · Личный блокнот · Беседа, наблюдение · Рейтинг мероприятий на сайте · Дневник группы · Информационная корзина |
Сделайте вывод о разнообразии и эффективности выбранных форм. Какие формы Вы планируете включить в план взаимодействия с родителями в будущем? Просим аргументировать ответ (с точки зрения эффективности форм).
____________________________________________________________________________________________