Требования к оформлению портфолио.

ПОРТФОЛИО

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.04

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОО

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Студентки________________________

Курс VГруппа______

Преподаватели ПМ.04: Т.Ю.Тимофеева

И.А. Казакова

Санкт-Петербург

СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»

Методические рекомендации

к содержанию и оформлению аттестационных материалов (портфолио)

ПМ.04 «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ОО»

(МДК.04.01 «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОО»)

Составители: Тимофеева

Тамара Юрьевна,

Казакова Ирина

Александровна,

преподаватели МДК.04.01.

Санкт-Петербург, 2016

Пояснительная записка

Профессиональный модуль (ПМ.04) «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ОО» включает в себя междисциплинарный курс (МДК.04.01) «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками ДОО».

В результате изучения ПМ.04 обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 4.1. Определять цели, задачи, планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими).

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к организации и проведению мероприятий в группе и в ОО.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими), корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников ОО, работающих с группой.

Промежуточная аттестация студентов осуществляется в дух направлениях: с учетом результатов освоения теоретической части МДК.04.01., то есть обучающийся должен знать:

1. основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

2. особенности современной семьи, ее функции, задачи и содержание семейного воспитания, методы изучения особенностей семейного воспитания,

3. основы планирования работы с родителями, содержание и формы работы с семьей,

4. методы и приемы оказания педагогической помощи семье, особенности проведения индивидуальной работы с семьей,

5. формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой. .

Основанием оценки уровня освоения дисциплины будет своевременное и качественное выполнение заданий по отдельным разделам МДК.04.01 в течение семестра, то есть текущая аттестация (для обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту – отдельные задания). Для обучающихся, пропустивших более 50% занятий, не выполнивших своевременно указанные выше задания или получивших неудовлетворительные оценки, текущая аттестация заменяется дополнительным экзаменом в форме тестирования.

Второе направление оценки качества подготовки обучающихся по ПМ.04, а именно оценка компетенций, проходит в форме представления обучающимися портфолио и беседы по содержанию его материалов.

Портфолио (от англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) - это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях специалиста,

Портфолио - подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.

Портолио должно включать в себя материал по разделам МДК.04.01, а именно:

Требования к оформлению портфолио.

Портфолио содержит титульный лист с указанием названия ПМ.04, МДК.04.01, перечень представленных документов (по разделам).

Сам материал следует расположить в соответствии с перечнем, с указанием разделов.

Портфолио

по результатам изучения ПМ.04

«Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения»

Студентки ____ группы _____________________________________________________

Общее количество баллов ________________. Оценка ___________________________.

Коды Результаты Основные показатели Баллы
ПК 4.1. Определять цели, задачи, планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими). 1.План взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) на учебный год. 2. План взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) в соответствии с темой ВКР (указать тему!).      
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития. 3.Содержание консультаций (Не менее 2: 1 – по плану взаимодействия на год, 1 – по теме ВКР).      
ПК.4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и образовательном учреждении. 4.План взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) при подготовке к празднику (по выбору студента). 5.Фотоотчет: уголок для родителей, различные информационно-просветительские формы не менее 2).      
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. 6.Самооценка эффективности форм взаимодействия с родителями (приложение № 3).      
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой. 7.Циклограмма взаимодействия с помощником воспитателя в течение дня. 8. Циклограмма взаимодействия с одним из специалистов ДОУ (за исключением логопеда).      
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 9.Благодарственные письма, сертификаты, удостоверения (не ранее 2016-2017 учебного года).      
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 10.Материалы готовности к взаимодействию с родителями: заполненные опросники и резюме по итогам их обработки (приложение № 1).      
ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 11.Перечень материалов по взаимодействию с родителями (в соответствии с общим планом или планом взаимодействия с родителями по теме ВКР).      
ОК.6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.   12. Материалы оценки готовности к взаимодействию с сотрудниками: заполненные опросники и резюме по итогам их обработки (приложение № 2).      

Справочные материалы

Результаты оценивания портфолио ПМ.04.

Внимание! Содержание портфолио может отражать:

1. Материалы по теме ВКР,

2. Специфику педагогического процесса в базовом ДОУ.

Оценка портфолио:

«отлично»- 24-20 балла,

«хорошо» - 19-15 баллов,

«удовлетворительно» - 14-10 баллов

«неудовлетворительно» - менее 10 баллов.

Приложение № 1.

Анкета для родителей.*

Анкета предназначена для диагностики готовности воспитателя к сотрудничеству с родителями воспитанников детского сада.

ДОУ_________

Ф.И.О. воспитателя ____________________________________________________________

Возрастная группа_____________________________________________________________

Инструкция для родителей

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты, подчеркнув те варианты ответов, которые совпадают с вашим мнением. Просим иметь в виду, что ваше мнение поможет вам и нам в воспитании детей. Благодарим вас!

1. Довольны ли вы отношениями, сложившимися в данный момент у вашего ребенка с воспитателем:

А) очень доволен;

Б) доволен;

В) не совсем доволен;

Г) недоволен.

2. Довольны ли вы вашими отношениями с воспитателем:

А) очень доволен;

Б) доволен;

В) не совсем доволен;

Г) недоволен.

3. Считаете ли вы, что оценка знаний, поступков и поведения вашего ребенка воспитателем объективна и справедлива:

А) да, это так;

Б) пожалуй, да;

В) пожалуй, нет;

Г) нет, воспитатель часто бывает несправедлив к моему ребенку.

4. Бывало ли так, что вам хотелось поговорить с воспитателем о проблемах, связанных с ребенком, но это почему-то не получилось:

А) нет, всегда могу спокойно обратиться к воспитателю;

Б) нет, мне достаточно родительских собраний;

В) да, было 1 или 2 раза;

Г) да, и довольно часто.

5. Чувствуете ли вы воспитателя своим помощником в деле воспитания вашего ребенка:

А) безусловно да;

Б) пожалуй, да;

В) пожалуй, нет;

Г) безусловно, нет.

6. Чувствуете ли вы себя помощником воспитателя в деле воспитания вашего ребенка:

А) безусловно да;

Б) пожалуй, да;

В) пожалуй, нет;

Г) безусловно, нет.

7. Охотно ли вы идете в детский сад на родительское собрание:

А) да, охотно;

Б) не всегда охотно;

В)всегда неохотно;

Г) стараюсь избегать посещения родительских собраний.

*Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ, 2-е издание, перераб. и доп. – СПб,: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – С. 201-203.

Рекомендации к организации и обработке результатов.

1. Данные о ДОУ и воспитателе (ФИО, группа) заполняются организаторами анкетирования.

2. Следует опросить не менее 10 родителей.

3. Мы настоятельно рекомендуем работать с родителями старшему воспитателю или напарнику педагога.

4. В портфолио должны быть представлены анкеты, результаты обработки с кратким резюме.

Обработка результатов:

Составляется сводная таблица, в которой зачеркивается буква, совпадающая с выбранным респондентом ответом.

№ вопроса Вариант ответа Место для обработки
а б в г  
а б в г  
а б в г  
а б в г  
а б в г  
а б в г  
а б в г  

1 этап. Все варианты ответов на вопрос с 1 ппо 7 переводятся в балльные оценки следующим образом:

Варианты ответов Балл
а
б
в
г

Обработка анкет:

Подсчитывается сумма баллов, которая затем делится на 7 (поскольку вопросов было 7). Получается число от1 до 4; это индекс анкеты.

2 этап. Высчитывается средний показатель по группе, где проводится анкетирование: суммируются все индексы и эта сумма делится на количество анкет. Полученное число Х является оценкой готовности воспитателя к сотрудничеству с родителями; оно также должно быть расположено в интервале 1-4.

Выводы:

Х 1-2 – низкая оценка;

Х от 2 до 3 – преимущественно положительная оценка;

Х от 3 до 4 – безусловно высокая положительная оценка.

В кратком резюме раскрыть числовые данные, а именно, какой вариант ответа на какие вопросы преимущественно выбирали родители. Данные в резюме можно выразить в процентах (например: На вопрос «Чувствуете ли вы себя помощником воспитателя в деле воспитания вашего ребенка» 50% родителей ответили «безусловно да», вариант ответа «пожалуй, да» выбрали 45% и 5% ответили «Пожалуй, нет». Таким образом, мы видим, что……..).

Приложение № 2.

Экспресс-методика «Эффективность общения»*

Методика предназначена для оперативной оценки эффективности общения с коллегами.

Инструкция респондентам (коллегам).

Из четырех положительных суждений выберите, пожалуйста, то, которое в наибольшей степени характеризует ваше личное общение с__________

1. Мое общение с __________________________________________________________

легко и продуктивно.

2. Мое общение с __________________________________________________________

трудно, но продуктивно.

3. Мое общение с __________________________________________________________

легко, но непродуктивно.

4. Мое общение с __________________________________________________________

трудно и непродуктивно.

Обработка результатов и выводы:

1 этап. Каждому суждению соответствует определенное количество баллов.

Варианты ответов Балл

2 этап. Баллы всех опросных листов суммируются и полученная сумма делится на количество опрошенных, т.е. выводится средний балл, который сравнивается с критериями оценивания.

3 этап. Критерии сравнивания и выводы:

Х менее 2,5 – низкая оценка.

Х от 2,5 до 3,25 – преимущественно высокая положительная оценка.

Х от 3,25 до 4 – безусловно высокая положительная оценка.

Рекомендации к организации и обработке результатов.

1. Данные о воспитателе (ФИО) заполняются организаторами анкетирования.

2. Следует опросить не менее 10 сотрудников (воспитатели, специалисты, помощник воспитателя, т.д.).

3. Мы настоятельно рекомендуем работать с анкетами старшему воспитателю.

4. В портфолио должны быть представлены анкеты, результаты обработки с кратким резюме.

__________________________________________________________

*Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ, 2-е издание, перераб. и доп. – СПб,: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – С. 204-205.

Приложение 3.

Самооценка эффективности форм взаимодействия с родителями.

Ф.И.О. студента ______________________________________________________________

Учебная группа_______________________________________________________________

ГБДОУ ___________________________________________________________ района СПб.

*В столбцах 3 и 4 отметьте (+) те, которые используются в Вашем ДОУ и Вашей группе.

Формы взаимодействия с родителями План ДОУ План группы
Информационно-просветительские · Вечер вопросов и ответов · Устный журнал · Пресс-конференция · Реклама · Газета детского сада · Дистанционное обучение · Информационные сайты · Буклеты, памятки, брошюры · Тематические консультации · Семинары · Доска объявлений · Информационный стенд · Переносная библиотека    
Развивающие общественное управление · Участие родителей в педагогических советах · Совет родителей · Родительский комитет · Инициативная группа · Творческая группа    
Традиционные · Родительское собрание · Выявление лучшего опыта семейного воспитания · Семейные альбомы · Посещение семьи ребенка · Индивидуальные беседы с родителями · Педагогическая гостиная · Клуб знатоков · День открытых дверей · Семейный клуб · Практикум · Деловая игра    
Интерактивные · Моделирование игровых и проблемных ситуаций · Дискуссионный круглый стол · Викторина · Изучение рисуночных проективных методик · КВН · Акции · Тренинги · Совместные и индивидуальные проекты · Метод «коллективного» педагога · Мастер-класс · Презентация детского сада, группы · Представление семейного опыта воспитания · Домашняя игротека    
Творческо-продуктивные · Оформление пригласительных билетов · Творческая мастерская · Выставки детских и совместных работ · Изготовление нетрадиционного оборудования при организации развивающей среды · Утренники, совместные праздники, соревнования, досуги · Организация развивающей среды · Родители в роли персонажей на празднике · Тематические вечера (бабушкины посиделки, т.д.) · Походы и экскурсии    
Обратная связь · Анкетирование · Экспресс-опрос · Магнитофонная запись · Книга доверия · Почта группы · Видеопросмотры проведенных мероприятий · Личный блокнот · Беседа, наблюдение · Рейтинг мероприятий на сайте · Дневник группы · Информационная корзина    

Сделайте вывод о разнообразии и эффективности выбранных форм. Какие формы Вы планируете включить в план взаимодействия с родителями в будущем? Просим аргументировать ответ (с точки зрения эффективности форм).

____________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации