Учебно-исследовательские задания. к эвристическому практикуму:
к эвристическому практикуму:
На основании вышеизложенных аспектов содержательного материала выявить возможные модификации понятийного квадрата соотношений категорий «театральность – самодеятельность – любительство – игра».
Составить комбинаторные модели-механизмы функциональной структуры категории «игра».
Наметить возможные технологии формирования «игрового поля» в качестве создания модели креативной среды («атмосферы творчества») учебного и творческого процесса.
Рассмотреть предполагаемые сочетания игровых модусов в контексте общей модели личностной ориентации на игровую персонификацию («креативная личность» – «креативное поведение» – «креативная деятельность»).
Определить механизмы структурных соотношений по следующим линиям («вертикали» и «горизонтали»):
«ритуал – обряд – игра»;
«обряд – игра – театральность»;
«игра – театральность – театрализация»;
«театрализация – игра – ритуал».
На основании проведённого анализа структурных соотношений верифицировать, т.е. провести аналитическую проверку гипотезы В.Н. Всеволодского-Гернгросса в системе трудовых и сакральных действований по схеме-таблице:
Игра | Внеутилитарна | Развивается | Вымысел |
Обряд | Утилитарен | Развивается | Суеверие |
Труд | Утилитарен | Упрощается | Знание |
Рассмотреть данный диалектический императив о степенях свободы в игровых системах «жизненной», «карнавальной», «сценической»: Ограничение количества степеней свободы выражает собой ограничение разнообразия системы. Ограничение разнообразия имеет для системы не менее жизненное значение, чем его увеличение. Но высшая целесообразность является мерой разнообразия (высшая целесообразность карнавала – игра со смертью). Принятие решения – это не что иное, как сознательное ограничение разнообразия(выбор между рядом имеющихся возможностей). Принятие решений лежит в основе любой целенаправленной деятельности, в основе управления любой системой.Выбор и разнообразие – это полярные понятия, хотя их противоположность относительна.
Человеческая игра «жизненная» | Карнавальная игра «масочная» (игровой театр) | Сценическая игра |
Относительно управляемая система (принцип внешнего дополнения) | Неуправляемая самоорганизующаяся система (интерактивная) | Абсолютно управляемая система (с элементами допущения свободной импровизации) |
Свободная деятельность в заданном алгоритме правил (правила игры) или импровизация в «предполагаемых обстоятельствах» | Основное правило – отсутствие правил (игровая среда или «игровое поле») | «Предлагаемые обстоятельства» драматургического произведения (пьеса, более свободна для импровизации сценарная форма) |
Неопределённость поведения и непредсказуемость развязки (незнание) | Неопределённая ситуация и реактивность включения | Финальная заданность (знание) и выстроенная линия поведения |
Внешний «арбитр» (посредник, третейский судья) | Внешняя правовая регулировка («секьюрити») | Внутренний контролёр (самодисциплина) |
Опосредованное и обобщённое познание (игровая эпистемология) | Игровая бытийственность, маргинальность (игровая онтология) | Заданная режиссёром–драматургом программа действий (выстроенная онтология) |
Тактика планирования при отсутствии прогноза | Стихийность поведения | Стратегия планирования и проектирования |
Правильный выбор из разнообразия возможностей; с надеждой на благополучный исход | Избыточное разнообразие (энтропия как следствие саморазрушения краткосрочного действия системы) | Заданная программа долгосрочных действий – режиссёрский метод действенного анализа (МДА) |
Несознательный (стихийный) выбор | Отсутствие выбора и ответственности в принятии решений | Сознательный выбор целеполагания (сверхазадача) |
Индивидуальность | Персона-маска | Личность |
Немотивированная реактивность (скорость спонтанных реакций) в желании выиграть | Отсутствие цели и целеполагания (если не считать свободу целеполаганием) | Осознанная мотивировка отношений (оценка внутренняя и внешняя – единственный момент свободы) |
Предвидение (антиципация) | Предрешённость | Аналоговый поиск перспективы действия (этюдный метод отбора-перебора единственно возможного варианта) |
Интуиция и органичность (спонтанность) | Естественность | Аналитичность и виртуозность имитации |
Память | Эмоции-аффекты | Запоминающая программа психо-физических комплексов (репетиционный процесс) |
Состязательность (агон) отдельных индивидуумов или командной слаженности | Развоплощённое и бескорыстное единение | Коллегиальность и корпоративность (ансамблевость) |
«Ввод и вывод» информации (информационная связь со средой – зритель) | ||
Отрицательная обратная связь (негативная реакция) в случае проигрыша и наоборот | Деление на зрителей и участников отсутствует | Настрой на положительную обратную связь (но возможно и обратное) |
Литература:
Баркер, К. Театральные игры: новые достижения в драматическом обучении / Клив Баркер. – Лондон, 1977.
Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Эрик Берн. – СПб.,1992.
Буткевич, М.М. К игровому театру: Лирический трактат / М.М. Буткевич. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2002.
Буткевич, М.М. К игровому театру. В 2-х тт. – М.: РАТИ – ГИТИС, 2010.
Всеволодский-Гернгросс, В.Н. История русского театра. Т. 1 / В.Н. Всеволодский-Генгросс. – Л.-М.: ТЕА-КИНО-ПЕЧАТЬ, 1929.
Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Игры народов СССР / В.Н. Всеволодский-Гернгросс. – М.-Л., 1933.
Игры: обучение, тренинг, досуг. В четырёх книгах // Под редакцией В.В. Петрусинского.– М., 1994.
Ильин, В.И. Игра как социальное поведение / В.И. Ильин. – М., 1999.
Козякова, М.И. Эстетика повседневности: материальная культура и быт Западной Европы XV – XIX веков / М.И. Козякова. – М., 1996.
Кривко-Апинян, Т.А. Мир игры / Т.А. Кривко-Апинян. – М., 1992.
Пешков, И.В. Введение в риторику поступка / И.В. Пешков. – М., 1998.
Прутченков, А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников) / А.С. Прутченков. – М., 1997.
Репринцева, Е.А. Педагогика игры: Теория. История. Практика / Е.А. Репринцева. – Курск: Курск. гос. ун.-т, 2005
Ретюнских, Л.Т. Философия игры / Ретюнских Л.Т. – М.: Вузовская книга, 2002.
Титов, А.Ю. Игродрама – игра в жизни и на сцене: игровой психотренинг как органический метод развития творческих способностей // Научный поиск. 2015 № 4.1. – с. 16-23.
Титов, А.Ю. К методу игродрамы: Практикум драматическо-игровых психотехник // Научный поиск. 2015 № 4.1. – с. 30-33.
Хёйзинга, Й. Homo ludens / Йоган Хёйзинга. – М., 1992.
Хёйзинга, Й. Осень средневековья / Йоган Хёйзинга. – М., 1995.
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978.